Важной составляющей подготовительного этапа внедрения ФГОС НОО в 2009-2010 учебном году стало информирование педагогической общественности (руководителей и заместителей руководителя ОУ, учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, психологов, логопедов, социальных педагогов) о концепции федерального стандарта, возможностях его реализации в образовательном учреждении и подготовки учителей начальных классов. Одновременно с этим в рамках первого этапа работы было проведено более ста практических обучающих мероприятий - семинаров, совещаний, «круглых столов», мастер-классов, а также деятельностных игр, дискуссий для педагогов и руководителей пилотных школ - с целью повышения психолого-педагогической компетентности сотрудников.
Кроме этого, для повышения эффективности внедрения ФГОС НОО в Центральном округе была организована многосторонняя методическая работа, начиная с подготовки «горячей линии» и съемок учебного фильма на базе пилотной прогимназии №1768 и заканчивая созданием открытой информационной среды по методическому обеспечению введения стандарта на mioo.seminfo.ru. Стоит отметить, что участие учителей первых классов пилотных школ в работе такой открытой информационной среды стало стопроцентным, а к дистанционному взаимодействию активно подключились не только педагоги начального звена, но и другие учителя округа, а также родители учащихся.
Информирование широкой общественности, проведение дней открытых дверей для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, не участвующих в пилотном проекте учителей, библиотекарей, родителей учащихся и, наконец, будущих первоклассников стало неотъемлемой частью подготовительного этапа внедрения стандарта начальной школы.
За период введения ФГОС НОО в Центральном округе было проведено пять мониторингов, направленных на выявление запроса учителей и руководителей пилотных школ к методической службе города, определение степени готовности педагогов к работе по реализации стандарта и результатов их деятельности в информационной среде. Много вопросов было об уровне готовности учащихся к обучению в первом классе и достижений школьников по окончании первого года обучения.
Анализ результатов каждого мониторинга позволил своевременно выявить проблемы педагогов и учащихся, скорректировать работу методистов, заместителей руководителя и учителей.
Введение стандарта начального образования в пилотных образовательных учреждениях Центрального округа привело к тотальной перестройке организационной и методической деятельности в округе, причем не только на уровне управления образования, методической службы, управления ОУ, но и на уровне организации учебно-воспитательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы.
Изменения функциональных обязанностей участников системы образования привели к изменению и системы взаимодействия между ними. Например, основной функцией методиста стало не информирование и консультирование педагогов, не разработка методических рекомендаций и сценариев уроков, а организация деятельности по их созданию. Решение поставленных методистами педагогических задач призвано развить способность учителей к рефлексии и структурному анализу собственной деятельности.
Произошли изменения и в управлении образовательным учреждением - от содержания локальных документов (функциональные обязанности, положения о внутришкольном контроле и о методическом объединении) до вопросов питания и организации внеурочной деятельности. Большее внимание стало уделяться формированию единой образовательной среды и развитию материально-технической базы.
Очевидно, что иной стала деятельность самого педагога, работающего по новому стандарту. Свободное пользование интернет-ресурсами, появление сценарного плана занятия вместо жесткого конспекта, преобладание групповых и парных форм работы над фронтальными, проблемный подход к преподнесению материала и метод проектов - это лишь часть нововведений, которые в условиях нового стандарта с успехом осваивают учителя начальной школы.
Как следствие привычные школьные методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стала трансляция передового опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Педагоги проводят занятия в паре, совместно с психологами или логопедами, дают уроки в параллельных классах.
Психологическое сопровождение введения ФГОС НОО качественным образом изменило и позволило повысить качество работы образовательных учреждений. Это стало возможным благодаря активному участию психологов в сопровождении учащихся и учителей в урочной и внеурочной деятельности, организации игр на переменах, качественному изменению взаимодействия учителей и родителей.
Открытость и доступность школы позволили родителям влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась и форма проведения родительских собраний - вместо пассивной позиции слушателей родители учащихся становятся активными участниками дискуссий, тренингов.
Все эти изменения коснулись и изменений в деятельности учащихся. Самостоятельной работе школьников на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер деятельности стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Как показывает результат диагностических работ, учащиеся не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Учитель формирует у учащихся самоконтроль и самооценку. Немаловажен и тот факт, что возможность выбора заданий, способов их решения значительно снизили тревожность учеников, повысив мотивацию к обучению.
Результаты первичных мониторингов внедрения ФГОС НОО, анализ деятельности пилотных образовательных учреждений и окружных методических служб позволяют говорить об успешном старте пилотного проекта в Центральном округе. Итогом проделанной работы стала подготовка базового пакета необходимых рекомендаций для руководителей образовательных учреждений ЦАО.