В образовательной среде широко применяют такие понятия, как «внеклассная», «внеурочная» и «внеучебная деятельность обучающихся». В школе эти понятия подчас неверно трактуют или подменяют одно другим, например, постановку спектакля часто называют внеучебной деятельностью школьников. Однако если спектакль помогает решить учебные задачи программного материала (постановку готовят по программным произведениям, театрализация способствует развитию речи учащихся), то такой вид деятельности школьников может стать и внеурочным.
Виды деятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам:
по месту проведения - классная, внеклассная, внешкольная деятельность;
по времени проведения - урочная и внеурочная деятельность;
по отношению к решению учебных задач - учебная и внеучебная деятельность.
Урочные и внеурочные занятия могут проводиться как на улице, так и в классе, в школьной или районной библиотеке, в здании музея или театра. Например, урок физкультуры или окружающего мира можно провести в парке, экскурсии, турпоходы всегда проводят вне класса и во внеурочное время.
Урочную и внеучебную деятельность невозможно отождествлять, так как на уроках решают поставленные учебные задачи. Но многие внеурочные занятия (такие, как кружки и факультативы) призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции работают во внеурочное время, но могут быть не связаны или опосредованно связаны с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.
Внеурочная работа в образовательном учреждении тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, социальную, проектную, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой.
Цель внеурочной работы в школе - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет четко выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Внеурочная работа - хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся, которое возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию.
Цель внеурочной деятельности в образовательном учреждении - создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
расширение рамок общения школьников с социумом;
проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
В стандарте определены те направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Также обозначены формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При планировании внеурочной нагрузки для каждого обучающегося рекомендуется предусматривать в течение учебного года ее равномерное распределение по видам и объемам. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Согласно рекомендациям содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения в отличие от содержания дополнительного образования младших школьников, которое не входит в основную образовательную программу образовательного учреждения. Часы, реализуемые в рамках дополнительного образования (в этом или других образовательных учреждениях), а также время, предусмотренное на взаимодействие учащегося с логопедом, школьным психологом, медицинским работником в рамках развития творческого и образовательного потенциала обучающегося, не включаются в учебный план школы.
Методисты могут оказать школам помощь в организации внеурочной деятельности. При этом сопровождение педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности, осуществляется в следующих формах:
консультирование;
разработка методических рекомендаций;
своевременное информирование о новинках литературы на заданную тему;
размещение проектов программ по внеурочной деятельности пилотных школ в Интернете для обмена опытом;
проведение совещаний по вопросам организации внеурочной деятельности, анализа результатов деятельности учащихся;
экспертиза проектов программ внеурочной деятельности;
привлечение методистов дополнительного образования и методистов-предметников для оказания квалифицированной помощи педагогическим коллективам школ при подготовке занятий.
Оказание методической помощи школам в планировании и реализации внеурочной деятельности следует начинать еще до внедрения нового стандарта. Основные направления помощи методических центров (окружных, муниципальных, районных) образовательным учреждениям в организации введения нового стандарта могут быть такими:
разъяснение смысла внеурочной деятельности, ее отличий от урочной, внеклассной, внеучебной деятельности;
анализ внеурочной деятельности в образовательных учреждениях до введения стандарта;
анализ качества организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях путем выявления уровня подготовленности педагогических кадров, занятых в дополнительном образовании и организации индивидуально-групповых занятий;
помощь педагогическим работникам в осмыслении значения внеурочной деятельности младших школьников в свете нового стандарта;
ознакомление педагогических работников с опытом организации внеурочной деятельности в других образовательных учреждениях.
Кроме того, методические центры должны оказывать постоянную консультативную помощь коллективам образовательных учреждений.
Основные вопросы, обсуждаемые на консультациях:
организация взаимодействия педагогов с родителями для учета интересов обучающихся при определении направлений внеурочной деятельности;
распределение часов внеурочной деятельности по основным направлениям;
назначение педагогов для проведения занятий внеурочной деятельности с учетом специфики образовательного учреждения (материально-технические, кадровые и другие условия);
составление расписания с учетом включения занятий по внеурочной деятельности в первую половину дня (в соответствии с действующими СанПиНами о нагрузке учащихся первых классов в течение дня);
организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период с учетом отказа от условного деления учебного дня на первую и вторую половины и использования технологии проектного метода;
планирование внеурочной деятельности, входящей в состав основной образовательной программы начального общего образования.
Как показывает опыт, преимущество в выборе направлений пилотные школы отдают проектной деятельности учащихся, так как метод проектов позволяет интегрировать предметное содержание, способствует формированию целостной картины мира, позволяет получить «видимый продукт» деятельности, способствует развитию умения работать самостоятельно и в команде.
По рекомендациям специалистов методических центров результаты внеурочной деятельности детей следует оформлять в виде портфолио учащихся, размещать описание организованных в школах проектов в Интернете, где у учителей пилотных школ есть свое собственное информационное пространство, которое одновременно является и электронным портфолио учителя.