Генерал сообщил, что возможности по комплектованию Вооруженных Сил солдатами и сержантами по призыву близки к критическому уровню. С 1992 г. количество оснований, по которым граждане освобождаются от военной службы и пользуются правом на отсрочку от нее, увеличилось с 9 до 22. В то же время уменьшилась доля граждан, состоящих на воинском учете, которых, согласно действующему законодательству, можно призвать на военную службу. Если в 1988 г. можно было призвать почти 55% граждан, стоящих на воинском учете, в 1994 г. - 27,5%, в 1998 г. - 17,4%, то в 2003 г. - 10,3%.

По словам Смирнова, увеличивается процент граждан, направленных в войска и имеющих ограничения по состоянию здоровья. Если в 1988 г. среди призванных в ряды Вооруженных Сил их было лишь 4%, а в 1996 г. - 41,7%, то в 2002 г. их число увеличилось до 53,2%. Это те военнослужащие, которые годны к военной службе с ограничениями, они не могут быть направлены в ВДВ, ВМФ и в другие рода и виды войск с напряженной боевой и учебно-боевой деятельностью.

Смирнов также сообщил, что растет число граждан, которые до призыва на военную службу нигде не работали и не учились. Если в 1988 г. их было 3,6%, в 1994 г. - 23,5%, то в 2002 г. таких военнослужащих уже 39,5%. В связи с этим все более актуальным становится вопрос о переводе армии на контрактную основу.

Проект федеральной целевой программы предусматривает на 2004-2007 гг. следующий порядок реализации намеченных мероприятий. В первую очередь, в течение 2004-2005 гг., к переходу на новый способ комплектования приступают соединения и воинские части Внутренних войск, Погранвойск и Вооруженных Сил, дислоцирующиеся в Северо-Кавказском регионе России и прилегающих к нему районах, с целью исключения из их состава сержантов и солдат, проходящих службу по призыву. Комплектование воинских частей контрактниками будет осуществляться только после создания в них соответствующей учебной и материально-технической базы, по мере развертывания необходимой инфраструктуры военных городков, обеспечивающей размещение и проживание военнослужащих и членов их семей по установленным нормам. В этих частях сначала будут укомплектовываться контрактниками должности, замещаемые сержантами и старшинами, затем воинские должности, определяющие боеспособность воинских частей, замещаемые солдатами и матросами, в последующем - остальные воинские должности в частях обеспечения.

В дальнейшем, начиная с 2008 г., количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах и других войсках будет увеличиваться по мере роста экономических возможностей государства. В этот период планируется укомплектовать должности, определяющие боеспособность воинских частей постоянной готовности РВСН, ВВС, ВМФ и Космических войск, подлежащих замещению сержантами и солдатами, а также должности младшего командного состава и инструкторов в учебных частях, воинских частях сокращенного состава и базах хранения вооружения и техники.

В этот период будут созданы условия для сокращения военной службы по призыву до 1-1,5 лет. При этом проходящие службу по призыву будут готовиться в учебных частях для получения соответствующей воинской специальности, необходимой для накопления мобилизационного резерва. По окончании учебных частей им будет предложено поступить на военную службу по контракту на вакантные должности в воинских частях постоянной готовности. Отказавшиеся будут направляться в линейные воинские части сокращенного состава, где в процессе службы будут совершенствовать полученные навыки по военной специальности в составе подразделений.

Генерал-лейтенант Смирнов отметил, что уже подготовлен ряд предложений по внесению изменений в действующее законодательство, они в ближайшее время будут направлены в Госдуму. В частности, предлагается установить испытательный срок при заключении первого контракта, повысить материальную ответственность военнослужащих при досрочном расторжении контракта. Военнослужащие-женщины должны выполнять обязанности военной службы наравне с мужчинами. Необходимо также установить денежную компенсацию за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также ежемесячную надбавку за командование воинскими подразделениями и частями. Кроме того, предлагается обеспечить социальные гарантии военнослужащим при поступлении в гражданские образовательные учреждения (бесплатное обучение, первоочередное прохождение подготовки и повышение квалификации). Необходимо освободить от уплаты налога на доходы с денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях, боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов. Стоит также конкретизировать ряд положений Жилищного кодекса в отношении обеспечения жильем военнослужащих, в том числе об освобождении служебных жилых помещений, предоставляемых им на время прохождения военной службы.

В целом, по предварительным расчетам, на ближайшие четыре года для осуществления программы перехода военной организации страны на систему комплектования воинских должностей преимущественно по контракту потребуется порядка 138 млрд. рублей. До 2007 г. предполагается перевести на комплектование на контрактной основе 195 соединений и частей.

Генерал-лейтенант В. Смирнов также сообщил, что в настоящее время численность Вооруженных Сил составляет 1 млн. 162 тыс. человек. В этом году продолжится сокращение их численности. К концу года она уменьшится на 30 тысяч человек. В дальнейшем изменения численности ВС будут незначительными. «На сегодняшний день крупные организационно-штатные мероприятия и оптимизация структуры и численности Вооруженных Сил завершены», - сказал он.