Мне кажется принципиально важным рассмотреть виды учебной деятельности на уроках музыки с применением ИКТ и достижимые результаты образования. Мои выводы основаны на опыте работы с учащимися различных возрастов, общих и музыкальных способностей, в том числе с ограничениями здоровья.

ИКТ-оснащение образовательного процесса в области музыки
Компьютер - универсальное устройство обработки цифровой информации, а звуковая информация (как и всякая другая) сегодня во все большей степени представляется в цифровой форме. Одно из наиболее очевидных применений цифровых технологий - хранение и воспроизведение звуковой информации. Сегодня на одном устройстве полупроводниковой памяти (флешке) можно хранить сотни часов музыкальных произведений. Пропускная способность каналов связи позволяет загружать (скачивать) звуковую информацию с приемлемой скоростью, а во многих случаях и слушать, и смотреть произведения онлайн. Звуковая информация в сжатом цифровом формате (MP3) может храниться и воспроизводиться на плеерах учащихся, загружаться в них (или в сотовые телефоны) в режиме интернет-вещания (подкастинга), если нужно, то и совместно с текстовой, изобразительной информацией (гипермедиа). Удобство цифрового хранения также в том, что можно легко организовать работу с фрагментами музыкальных произведений. Конечно, воспроизведение звуковой информации требует достаточно высокого качества громкоговорителей, наушников и соответствующей (оконечной) электроники. Однако компьютер может намного больше. Он позволяет не только хранить информацию и воспроизводить ее, но и обрабатывать (редактировать) и создавать. Есть два различных варианта записи (и соответственно редактирования) музыки - редактирование звуковой записи (включая ремиксинг - изменение, смеси различных партий) и редактирование музыкальных кодов произведения (например, нотной записи или параметров звучания).
Современная система кодирования музыкальных звуков называется MIDI (Musical Instrument Digital Interface), где в соответствии с кодом звук во время ввода и при последующем воспроизведении будет соответствовать инструменту, выбираемому из широкого спектра. Соответствующие компьютерные редакторы называются MIDI-секвенсерами. Основные функции секвенсора: запись и воспроизведение MIDI-событий, которые запускают определенные процессы в звуковых модулях (начало/окончание звучания ноты, регулировка параметров). В этих редакторах нет привычной музыканту партитуры, однако на экране можно увидеть графическую схему характеристик звучания каждого из голосов - высоты, тембра, динамики, ритма.
Кроме того, компьютер может и воспринимать информацию: он может «слышать», анализировать «услышанное», например выделять основной тон, сравнивать записанный тон с образцом звучания (слуховые тренажеры Music trainer). Пригоден сегодняшний компьютер и для записи музыки. Для этого нужны соответствующие микрофоны и программы-аудиоредакторы (Audacity).
Кроме компьютера в современной музыкальной культуре и образовании широко используются и электронные технологии исполнения. Самая распространенная - использование инструментов (синтезаторов), основа которых - клавишный ввод (аналогичный фортепиано, клавесину) кода звука в соответствии с системой кодирования MIDI. Есть и другие технологии электронной музыки. Одной из первых (еще не цифровых) технологий здесь был терменвокс. В нем звук возникал в соответствии с движениями рук исполнителя в воздухе (без прикосновения к инструменту). Сегодняшним цифровым аналогом терменвокса стали кинестетические синтезаторы, используют некоторые принципы безконтактного управления звуком и в современном инструменте саундбим (soundbeam).
Программы-нотаторы дают возможность «увидеть» в нотной партитуре звучание одной или нескольких партий (курсор точно покажет, в каком месте партитуры мы находимся, выделит цветом те партии, которые нужны). В последних версиях программ-нотаторов осуществлена и такая возможность, как изменение тембра отдельной строчки в партитуре. То есть мы можем изменить звучание записи, фактически осуществить инструментовку партитуры.
Виды деятельности
на уроках музыки
Что могут дать ИКТ привычным видам деятельности на уроке музыки? Какие новые виды деятельности возникают на уроке музыки при использовании ИКТ? Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?
Аналогично тому, как это происходит в других предметах, учитель может хранить свои демонстрационные записи, фонотеку примеров и рабочих материалов в школьной информационной среде, со ссылками на свои курсы и обратно. Одной из важных форм общения учителя с учениками на уроке стал рассказ учителя о музыке и музыкантах, о жанрах и стилях, об истории музыки и т. п. В данном случае ИКТ (проектор, экран, программы для создания мультимедиа) сделают возможным проведение подобных бесед максимально качественными, наглядными, яркими и образными (достаточно широко в школьной практике уже распространены презентации, демонстрации видеоотрывков). Очень существенно эти инструменты помогают и учащемуся в его рассказе о музыке. С использованием интернет-технологий, подкастинга и школьной информационной среды становится возможным и подобное общение ученика и учителя вне урока. Ученики смогут прослушать или просмотреть материал, подготовленный учителем или кем-то из друзей, скачав его из Интернета.
Само слушание музыки становится более активным и разнообразным. Наряду с целостным восприятием произведения, важность которого никто не ставит под сомнение, появляется возможность параллельно с музыкой видеть творчество дирижера, отдельных исполнителей в оркестре, слышать их партии, видеть нотную партитуру. Возникают задания по поиску отдельных музыкальных фрагментов и фраз, в том числе и по их описанию и нотной записи. При этом, в частности, используются некоторые возможности программ-нотаторов (Finale, Sibelius). Они помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру, начав с пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала, перейти к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания, то есть к грамотному восприятию нотных текстов - осознанию строения музыкальных мотивов, фраз и форм, пониманию фактуры и драматургии, агогики и динамики в музыке.
Другой способ визуализации звучания - прослушивание музыки с одновременным просмотром в MIDI-секвенсерах. Это не мешает воспринимать ее эмоционально-образно и одновременно дает возможность понять структуру музыкального произведения, расшифровать многие неочевидные для простого прослушивания составляющие.
Одной из традиционных форм работы на уроке музыки в школе стало исполнение песен. В этом виде деятельности ИКТ дают очевидную возможность записывания, редактирования и хранения результатов работы учащихся и учителя. Все, что происходит на уроке, учитель может теперь сохранить в школьной информационной среде или на своем компьютере, раздать на CD ученикам как результат их работы в классе. Кроме того, это дает возможность интерактивного редактирования художественности исполнения (после прослушивания ученики сами могут принять решение о том, какие изменения нужно внести в исполнение, произвести запись еще раз). Такое активное, непосредственное участие в создании художественного образа создаваемой аудиозаписи создает очевидную дополнительную мотивацию для учащихся, учит их более осознанно и целостно подходить к вокальному исполнению.
Традиционный и один из самых любимых детьми видов деятельности на уроке - музицирование на простейших музыкальных инструментах (например, шумовых). MIDI-секвенсеры (например, Anvil-studio, Cakewalk Sonar) позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров - от ударно-шумовых до тембров органа или скрипки. Это означает, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или реального исполнения. Кроме того, становятся возможными инструментовка и элементы аранжировки, тут находится место и для кинестетических синтезаторов.
Такое устройство ввода звуковой информации, как MIDI-клавиатура (или любой синтезатор с usb-выходом), позволяет учащемуся легко вводить в компьютер музыкальный фрагмент. Это устройство дает ученику возможность стать не только участником группового пения, но и исполнителем-инструменталистом. Для разучивания мелодии или гармонического сопровождения ученик может использовать видеотренажеры по игре на клавиатуре. Такой способ обучения позволит овладеть несложным материалом даже ученику, не владеющему нотной грамотой. В результате дети приобретают не только некоторую песенную культуру (как при традиционном обучении), но и культуру игры на инструменте.
Возможности звукозаписи, редактирования, наложения звука, караоке позволяют коллективам учащихся записывать короткие отрывки отдельных партий, а потом создавать из них целые произведения. К этому можно добавить возможность видеозаписи. В результате возникают целые видеооперы. При этом учащиеся, создав такое цифровое произведение, могут так его освоить, чтобы показать родителям и другим ученикам настоящий спектакль (который опять-таки можно записать). При этом отрабатываются и такие метаспособности, как планирование своей деятельности, самооценка, способность к совершенствованию своей работы, к коллективной деятельности.
Следующим видом деятельности может стать музыкальное конструирование благодаря так называемым музыкальным конструкторам (Garage Band, FlexiMusic Composer). Музыкальные конструкторы позволяют ученику общаться с музыкальными фразами, подобно тому как маленький ребенок делает это с кирпичиками конструктора LEGO. Такой вид деятельности сильно расширяет возможности ученика в области создания музыки. Ведь чтобы создать мелодию или гармоническую фактуру, нужно обладать необходимыми знаниями, на приобретение которых на уроке музыки в школе просто нет времени. Программа-конструктор берет на себя ту часть работы, которая не по силам ученику: создание фрагментов или сэмплов - музыкальных кирпичей, из которых ученик возводит свои музыкальные строения. Как показывает наша практика, такой вид деятельности очень популярен среди детей, позволяет достичь высокого уровня мотивации, в том числе и для учащихся, которым музыка неинтересна. Каким же образом может учитель использовать в учебных целях этот интерес? На уроках музыки затрагиваются темы строения музыки и термин «музыкальная форма». Однако раньше эти термины были лишь теоретическим безликим материалом, который, как правило, ученики не усваивали, а учитель старался упоминать о нем вскользь, по праву отдавая предпочтение живому музицированию или слушанию музыки. Теперь же он имеет возможность досконально объяснить учащимся, каким образом устроена форма «рондо» или «простая трехчастная», создавая на глазах у детей их образцы из музыкальных фрагментов. Более того, сами дети могут создать свои рондо и вариации! Постепенно пространство творчества может расширяться за счет использования редакторов и секвенсеров MIDI, приближаясь к настоящей композиции.
В содержательную работу с музыкальным материалом встраивается и формирование музыкальной ИКТ-компетентности, которая создается буквально на каждом занятии, в каждом виде деятельности. При этом иногда учитель специально обращает внимание учащихся на технологическую сторону дела, выделяя ее из целостного процесса, например, объясняет, почему одна запись оказалась в техническом отношении хуже другой (упоминая и акустическое качество помещения, и расположение микрофона, и качество всего электронного канала), демонстрирует образцы архивных записей и технологии улучшения их качества.

Чем дело закончится
Подводя итоги, можно констатировать, что ИКТ на уроках музыки могут содействовать как достижению традиционных целей и результатов на уроке музыки, так и выработке новых умений и навыков, формированию новых компетенций и представлений у учащихся. При этом, как видно из приведенных примеров, для реализации этих возможностей необходимы:
методическое обеспечение;
подготовка кадров;
техническое оснащение, соответствующее задачам и возможностям общеобразовательной школы.
По некоторым направлениям важные шаги по методическому обеспечению и педагогическому образованию сделаны в докторской работе И.Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».

Дарья СЕМЕНОВА,
педагог Центра образования «Технологии обучения»