Утилитарный подход в обучении рассматривает ребенка как «недоделанного» взрослого. Тогда его нужно просто подучить, «доделать». Если же с должным уважением и пониманием посмотреть на детство, то обучение будет выглядеть несколько иначе. Ребенок в своей познавательной активности пребывает с момента рождения. На первых порах он практически самостоятельно обучается у окружения глобальным вещам - учится ходить, говорить, мыслить. И делает он это с непоколебимым интересом и энтузиазмом. Затем приходит время отправиться в школу. Задача школы, с одной стороны, укрепить этот познавательный интерес, а с другой - сделать его более организованным. Тогда вместо «доделывания» и сообщения информации возникает необходимость помочь ребенку развернуться, стать самим собой, научиться использовать весь свой потенциал. И как следствие необходимость обращения к целостному человеку - к его мышлению, чувствам, способности творить.
Если посмотреть, как происходит естественное познание, то можно заметить, что ребенок сначала осваивает свое тело и то пространство, в котором он пребывает. Позже он переносит свои впечатления на бумагу, начинает активно рисовать, сначала овладевает крупной моторикой и постепенно становится более умелым в мелкой. Рисунки, изначально крупные, уменьшаются, и у ребенка возникает потребность в более кропотливой и проработанной детализации. Когда, придя в школу, ученик сразу попадает в пространство прописи, клеточек и линеечек, то видно, как много сил отнимает у него это обучение. А разве учиться должно быть трудно и неинтересно? Дети целый день могут играть, бегать, рисовать, если им это интересно. Такие исходящие из природы ребенка занятия действуют на него оздоравливающим образом. Рисование форм, как введение в письмо, с одной стороны, позволяет плавно перейти от свободного рисования к письму, с другой - ребенок повторяет предложенные учителем формы, учится учиться. Прежде чем ребенок приступает к написанию букв как символов, его рука должна окрепнуть в повторении форм, которые предлагает взрослый. Работа с пространством листа, умение расположить форму там, где она будет смотреться гармонично и красиво, - все это навыки, необходимые для безболезненного перехода к письму. В отличие от прописей ребенок сам учится располагать форму на листе. Работа на большом листе, без ограничений, крупным мелком подготавливает руку и глаз к овладению более мелкой моторикой. Предлагая ребенку повторить предложенную форму, учитель тщательно выполняет ее на доске сам. Постепенно формы становятся более сложными, более мелкими. Большое значение в этом предмете уделяется ритмам. Повторяющиеся формы (так называемое динамическое рисование) действуют на человека упорядочивающим образом. Значение ритмов в жизни человека и природе трудно переоценить. Все мы знаем, как для здорового мироощущения важны недельный ритм, ритм дня, ритм стиха, музыкальный ритм, математический счет, наконец; все это играет очень важную роль в жизни человека. Самые ритмичные органы в нас никогда не устают (сердце, легкие). Повторить правильно форму не один раз не так просто, но это хорошее упражнение для закрепления навыка выполнения орнамента. Наконец, детям предлагают буквы. Учась тщательно выполнять простые формы, ребенок учится ценить правильные, красиво выполненные работы. У него возникает потребность и писать красиво. Можно спросить: зачем современному человеку учиться писать красиво, если даже экзамены сдаются при помощи компьютера? Если относиться к жизни и ко всему, что ты делаешь, как к искусству, то такой вопрос будет равносилен вопросу «Зачем нужно искусство? Почему мы хотим окружать себя красивыми вещами?». Может быть, потому что красота действует на человека оздоравливающим образом, гармонизирует его и делает по-настоящему человеком. Так пусть же обучение в школе делает наших детей здоровыми, а не наоборот!

Мария ВАРЛАМОВА,
учитель школы №1060