Переживаний и беспокойства в прошедшем учебном году было очень много, но в основном все они касались учительского труда. Детям учиться нравится - им интересно, весело. Они с удовольствием путешествуют и играют на уроках, делают на занятиях свои маленькие открытия, создают проекты. Первоклассники быстрее родителей осваивают компьютеры и легко ориентируются в информационном пространстве. Дети, конечно, не догадываются, сколько сил, времени, терпения и мастерства вкладывает учитель в подготовку каждого учебного дня, сколько энтузиазма, фантазии, умений и профессионализма нужно педагогам для создания современной образовательно-воспитательной среды.
В этом году гораздо напряженнее школьников учились взрослые. Перестраивали свою работу педагоги: обменивались опытом, изучали специальную литературу, переосмысливали и искали свою роль в новом образовательном процессе. Учителя не спали ночами, чтобы утром легко и уверенно организовывать и направлять в нужное русло поисковую работу учеников, показывать красочные презентации, проводить открытые уроки или мастер-классы для коллег. После уроков нужно проанализировать и переосмыслить учебный день, чтобы с учетом сделанных выводов подготовиться к следующему, заполнить необходимую документацию, ответить по электронной почте на письма и запросы вышестоящих организаций, вечером поработать на своей интернет-странице и, засыпая, попытаться ответить на вопрос: а зачем все это нужно?
Родителям тоже пришлось учиться: аккуратно заполнять новые анкеты, анализировать, как складывается школьная жизнь их детей, некоторым - впервые работать на компьютере. Мамам и папам современных учеников тоже пора многое переосмыслить - принять присутствие в жизни их детей новых технологий, понять, что в быстро меняющемся современном мире ни одна, даже самая лучшая школа, не может вложить в голову ребенка абсолютно все знания человечества. Но школа должна научить ребенка учиться, самостоятельно добывать знания, применять их, адаптироваться в окружающем мире, зная и учитывая свои сильные и слабые стороны, взаимодействовать с людьми, считаясь с их взглядами и интересами. Родителям нужно знакомиться с современными формами обучения, понимать, как, чему и зачем учат в школе, чтобы не встречать ребенка у порога школы вопросом: «Что вы сегодня проходили? Что надо выучить?» От принятия и понимания родителями изменений, происходящих в современной школе, зависит успешность школьных преобразований. Маленькому ученику необходимы поддержка и понимание самых близких людей - семьи. Кто же, как не они, поможет дома освоить Интернет? Вместе спокойнее знакомиться с информационным пространством учителя, отправлять первые сообщения в форумы, участвовать в опросах, обсуждать новое и выбирать материал для проектов. Огромное спасибо тем родителям, которые не ворчат, как все было устроено в школе в дни их учебы, а стараются с интересом и пониманием относиться к школьной жизни своего ребенка, помогая тем самым нам всем открыть дверь в новый завтрашний день и тоже отвечать на вопрос: зачем все это нужно?
Зачем все это нужно - все реформы, новые стандарты, компьютеры, проекты? И нужно ли вообще? Я задавала себе этот вопрос как учитель, как завуч, как мама первоклашки и в течение учебного года нашла на него ответ. В классы начальной школы часто заглядывают бывшие ученики, выпускники; наблюдают за происходящим старшие дети и задают вопрос: «А почему нас так не учили?!» В этом вопросе и есть ответ, зачем все это нужно. Нам нужны реформы в образовании, и огромные усилия пилотных школ по внедрению нового ФГОС не напрасны!

Ольга БУГАЕВА, почетный работник общего образования РФ, заместитель директора по УВР 1-й ступени, учитель начальных классов школы №743