Уже в 1-м классе можно использовать фото-, видео- и звуковую фиксацию на уроках, в школьной жизни и в проектной деятельности учеников. Конечно же, всю эту информацию надо где-то размещать и сохранять в течение некоторого периода обучения. Московским учителям предлагается именное информационное пространство на сайте nachalka.seminfo.ru. Именно в этом пространстве можно работать над созданием портфолио каждого ученика и организовать работу с родителями.
Первоклассники нашей школы уже год работают по новым образовательным стандартам и подружились с компьютерами Macintosh. На уроках литературного чтения, работая над проектом «Считалки», ребята помогали друг другу записывать клипы со своими считалками. В проекте «Скороговорки» научились записывать свою речь.
Использование компьютера в литературных проектах помогает ученику не только зафиксировать результат, но и оценить самого себя, прослушав или просмотрев свою работу. Ученик всегда имеет возможность усовершенствовать свой результат в случае неудавшейся попытки. Таким образом, используя возможность фиксации текста, звука, можно повысить мотивацию к достижению ребенком более качественных результатов.
Совместные проекты с использованием мультимедийных средств развивают коммуникативные навыки работы. Например, работая с отснятыми ребенком фотографиями, над закадровым рассказом о школьной жизни, важно не только чтобы ребята услышали друг друга, но и чтобы они смогли договориться о том, кто о чем рассказывает, помогали друг другу лучше сформулировать мысли. Безусловно, роль учителя в организации таких проектов велика: надо поставить задачу, организовать работу в группах, помочь зафиксировать результат. Совместный результат работы можно представить родителям и значимым для ребенка людям. В результате такой работы неуспешных детей нет - это общий успех всего класса.
Анимация - один из наиболее интересных для детей жанров. Они часами готовы сидеть у телевизора и с увлечением смотреть любимые мультики. С неменьшим увлечением они займутся и их творением.
Самый естественный и простой путь - создание натурной мультипликации. Секрет ее состоит в покадровой съемке движения объекта. С компьютером Macintosh и web-камерой технология создания таких мультфильмов становится доступной для первоклассников.
Главной идеей первого анимационного проекта может стать экранизация литературного произведения. Пробовать свои силы лучше всего с простого, короткого прозаического текста или стихотворения. Изучение технологии компьютерной анимации интегрировано с уроками литературного чтения, на которых необходимо обсудить, что хотел сказать автор в стихотворении и как усилить главную мысль произведения видеорядом. Впоследствии многие дети смогут уже сами сочинить стихотворение или маленький рассказ и предложить к нему план экранизации.
Детям можно предложить работать в группах по 2-4 человека: кто-то из группы берет на себя роль оператора, кто-то - режиссера, кто-то - аниматора. Этой небольшой группе необходимо договориться о согласованности действий, чтобы получить в результате мультфильм, который понравится им самим ну и, разумеется, всем зрителям, которым они адресуют этот фильм. Освоение технологии создания мультфильма происходит в процессе работы над проектом.
Проект рассчитан на 5-6 занятий. После того как детям станет понятна задача проекта, выбран текст для экранизации, можно предложить следующий план работы:
работа с текстом и составление сценарного плана мультфильма (1 ч);
проектирование декораций из лего, бумаги, пластилина или другого материала (1 ч). Это занятие можно проводить на интегрированном уроке ручного труда, изо или лего-конструирования. В процессе создания декораций удобно проводить репетицию;
покадровая съемка web-камерой (1 ч);
монтаж серии фотографий и озвучивание (1-2 ч);
на заключительном занятии интересно устроить коллективный просмотр мультфильмов всех групп, обсудить достоинства и режиссерские находки, а также показать пути устранения недостатков. Как правило, детям нравится результат своей работы, и критику они воспринимают как помощь к созданию более качественного продукта.
Взрослея и совершенствуя навыки работы с мультимедийными средами, ученики могут работать и над более серьезными видеопроектами в различных литературных жанрах. Например, можно снять фильм в жанре «репортаж» и рассказать в нем, как проходит школьное мероприятие. В жанре «видеозарисовка» из фотографий и клипов снять фильм об осени на школьном дворе или взять интервью у создателей лего-моделей. А можно сделать учебный фильм, зафиксировав на фото- или видеокамеру результаты исследований по курсу «Окружающий мир». Во всех видеопроектах формируется умение находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, а также приобретаются навыки работы в группе; и, конечно же, работа над закадровой озвучкой развивает речь.
В заключение хочется еще раз обратить внимание на то, как важно научить детей оформлять свою проектную деятельность не только для того, чтобы они глубже изучили тему, но и для того, чтобы результаты их работы стали доступны всем. Это помогает каждому участнику осознать взаимосвязь проектных тем, оценить собственный уровень и поучиться на чужих ошибках, то есть приобрести богатый опыт. Успешность в конечном счете любого проекта много дает для эмоционального развития ребенка и повышает мотивацию к учебе и исследовательской деятельности.
Современная учебная среда позволяет широко внедрить новейшие технологии в проектную деятельность и сделать ее более привлекательной.