Продолжая эту традицию, мы обогащаем ее современным содержанием и инструментарием, при этом в полной мере реализуем деятельностный подход, об этом говорит Михаил Ковальчук. При этом осуществляется новый дизайн содержания курса, отражающий приоритеты единого взгляда на мир, метапредметных результатов, общей естественно-научной методологии познания мира. Не менее важно, что осуществляется интеграция содержания курса со всеми остальными курсами начальной школы:
Математика - инструментарий описания, изучения и моделирования мира. Но и обратно - ученик (как и профессиональный математик) использует образы объектов и процессов окружающего мира, взаимодействия с ним для построения внутренних моделей математических объектов и ситуаций.
Язык (включая не только устную и письменную речь, но и другие современные языки сохранения и передачи информации, в частности, языки видео, графики) - инструментарий описания и моделирования мира, прояснения наших представлений о нем, коммуникации и обсуждения, получения и организации информации о мире, совместной деятельности.
Искусство (изобразительное, сценическое, музыкальное) - непосредственно примыкающий к языку инструментарий образной и эмоциональной коммуникации и непосредственно примыкающий к технологии инструментарий созидания и творчества.
Технология - образовательная область, где осваиваются инструменты материальной деятельности, выстраиваются многочисленные «мостики» между материальным миром, его информационным отражением в школе и внутренним миром ребенка. При работе на уроках технологии дети создают объекты материального мира, представляющие прагматическую, эмоциональную, когнитивную, моральную ценность для ребенка и его семьи, осуществляющие не только связь между ребенком и материальной реальностью, но и исторической реальностью его рода и всего человечества (детское повторение древних и архаичных ремесел и народных промыслов, начиная от гончарного круга и плетения венков и корзин). В курсе технологии постоянно возникают ситуации, которые могут служить источником наблюдения и обсуждения с позиций курса окружающего мира, проведения экспериментов, выявления закономерностей и применения уже найденных закономерностей (здесь самое естественное поле любопытства: почему ножницы режут, а клей - клеит). В технологии формируются и элементы интуитивной, донаучной картины мира, которые потом используются и проясняются в курсе «Окружающий мир» (например, «разрезая толстый лист материала, пододвинь его поближе к оси ножниц»).
Физическая культура и ОБЖ - область, ориентированная на полноценное существование и развитие учащегося в окружающем мире, она может предоставлять материал для многих тем курса «Окружающий мир» (в модели, аналогичной технологии). Кроме того, на эту область возложена важная миссия - вместе с курсом «Окружающий мир» сформировать элементы картины мира, отвечающие за безопасную и эффективную жизнедеятельность. («Мойте руки перед едой», как бросать мяч, чтобы он летел подальше...)
Таким образом, предмет «Окружающий мир» объемлет другие школьные предметы, служит для них источником и конечной целью так же, как окружающий нас мир служит источником и целью образования, а физический и информационный мир окружает школьное здание, школьную информационную среду и взаимодействует с ними. Содержание курса «Окружающий мир» естественно и правильно включать в другие курсы. Базовая модель одного основного учителя делает это естественным, а необходимость на уроке математики или литературного чтения открыть тетрадь (электронную) или учебник по «Окружающему миру» подчеркивает единство всего обучения и постигаемого мира.
Выделяя отдельные школьные предметы, мы отдаем в них приоритет видам деятельности, осваиваемым прежде всего в этих предметах, соответствующим психическим (по Выготскому) и информационным инструментам деятельности, например, в технологии или искусстве мы можем осваивать видеозапись как способ фиксации наиболее важных элементов происходящего. Эти виды и инструменты деятельности затем находят применение во всех предметах, прежде всего в изучении окружающего мира. Курс «Окружающий мир» - важнейшее поле для достижения метапредметных результатов, формирования универсальных учебных действий (использующих упомянутые инструменты). Именно в нем дети учатся видеть, запоминать, понимать, убеждать других в чем-то и убеждаться, что ты не прав. Например, дети могут вести эксперименты на тему «Что плавает, а что тонет?», выдвигать и обсуждать гипотезы, переходить от качественного к количественному анализу, построению моделей и предсказаний, позволяющих объяснять поведение и деревянного бруска, и металлической лодки.
В курсе «Окружающий мир» дети приобретают навыки и осваивают (цифровые и нецифровые) инструменты наблюдения и измерения. В нем развиваются и комбинируются способности к видению и запечатлению (фото, видео, рисунок), наглядно-графическому символическому представлению, словесному и числовому описанию и моделированию окружающего мира. Наблюдение, видимая (и там, где можно, слышимая, осязаемая) фиксация окружающего мира, вербализация увиденного и услышанного, взаимодействие, коммуникация, обмен информацией и идеями являются важнейшим деятельностным содержанием курса. Единство окружающего мира при этом сочетается с единством его восприятия и анализа. Чем более богатым оказывается контекст (например, школьного похода), тем более отчетливо проявляется это единство.
Все это сочетается с экспериментом и созиданием, созданием новых важных объектов в окружающем мире - технологией.
Изучение окружающего мира, естественно, включает начала всех естественных наук. Однако еще более важно, что оно включает основы научного метода. Конечно, курс СООБЩАЕТ детям некоторые важные факты об окружающем мире. Однако намного важнее, что он помещает детей в ситуацию, когда у них появляется желание что-то узнать, задавать вопросы, поддерживая, а не подавляя любопытство вчерашнего дошкольника, того самого «почемучки», о котором говорит Александр Асмолов.
Важное направление - изучение ребенком своего собственного восприятия, коммуникации, мышления. Изучение ребенком языка и мышления мотивируется задачами поиска ответа, объяснения. Как соответствуют мои ощущения и данные измерений? (Например, можно сравнивать субъективные ощущения теплоты с объективными показаниями термометра.) Почему они расходятся? Как слушать и как быть услышанным? Какова роль иллюстрации в сообщении? Как научиться запоминать прочитанное, увиденное, услышанное? Материал курса «Окружающий мир» в максимальной степени дает пищу для ответа на эти вопросы, и это тоже является метапредметным результатом.
Курс основывается на новой установке педагогов - на организацию исследовательской деятельности учащихся и информационные технологии наблюдения, измерения, анализа, визуализации данных, презентации результатов, коллективной работы, в том числе распределенной по всему земному шару.
Что же дети изучают, проходят в курсе? Краткое перечисление тем курса далеко не исчерпывает его содержания, а важнейшее содержание - это освоение (часто метапредметных) моделей деятельности. Это:
Объекты и явления реального мира и их изображения, словесные описания. Задачи: поиски объектов по описаниям, описания объектов, фотографирование объектов, видеозапись явлений.
Одинаковость, различие, сходство, признаки. Задачи: поиск одинаковых предметов, сходств и различий, выделение признаков, классификация.
Пространство, расположение объектов и процессов в пространстве. Задачи: измерение размеров и расстояний, отображение пространственных отношений между предметами на фотографиях, планах и картах. Проект «Степени десятки», в котором дети знакомятся с изображениями окружающего их мира в разных масштабах - от нано- до макромира.
Изменение, время - перемещения, химические реакции, горение, растворение, разрушение; изменение в живых организмах, жизненный цикл (от рождения до смерти), обмен веществом с окружающей средой, внутренние процессы, развитие; экология, различные состояния одного предмета; графические представления (цепочки) состояний, событий, повторяемость (одинаковость) событий, периодичность; измерение времени, расположение событий во времени; график количественного изменения. Задачи: поиск того же, хотя и изменившегося предмета, описание изменений. Проект: качественный и количественный анализ расходуемых человеком ресурсов - воды, упаковки.
Восприятие окружающего мира: наблюдение и измерение, материальные процессы восприятия и их информационное описание, цвета, их названия, высота звука, явление адаптации (аккомодации, приспособления). Проект: оптические иллюзии, величина Луны у горизонта и высоко в небе, реальная величина Луны.
Постоянство формы, массы, объема, состава: температура - ощущаемая («наблюдаемая») и измеряемая; твердые, жидкие, газообразные тела и соответствующие превращения; разделение тела на части, объединение частей (смеси, растворы, склейки, сборки); атомное строение вещества, запись процессов. Проект: дизайн и проведение эксперимента по проверке закона сохранения вещества. Задачи: измерение температуры.
Энергия - использование электрической сети для различных работ вокруг нас; техника безопасности при работе с электроприборами, источники энергии, энергосбережение.
Взаимодействие между телами - передача движения, передача тепла, закон Архимеда о вытесненной массе, система, компоненты системы, передача сигнала.
Возможность и необходимость. Причины и следствия - повторяемость результатов наблюдения и измерения, предвидение и предсказание, законы природы.
Обсуждая изучение окружающего мира на разных ступенях образования - от начального до университетского, необходимо прояснить роль математики в этом изучении как инструментария его познания, моделирования и объяснения. У нас есть более чем 20-летний опыт изучения математическими средствами в начальной школе важного компонента окружающего мира. Именно в курсе «Математика и информатика» мы строим модели формальных человеческих рассуждений, сообщений и действий.
Первый шаг в этом направлении сделало человечество и делает ребенок, когда поток слышимой устной речи получает фиксацию на бумаге (или экране компьютера) в виде последовательностей (цепочек) символов - объектов, поддающихся математическому изучению. Поток времени получает фиксацию в виде графически представимой цепочки дней и ночей. Культурный опыт человечества дает ребенку зримое представление этой цепочки в виде недельного расписания, дневника, календаря, хронологической таблицы исторических событий. События окружающего мира (в том числе истории личности, семьи, социума, человечества) получают отражение на компьютерной и бумажной (настенной) цепочке времен (линии времени).
Визуальное (и тем самым математическое) представление получают и связи, отношения между объектами и явлениями - это линии, соединяющие объекты и обводящие их совокупности.
Классификации отображаются в форме графически выделяемых совокупностей, затем таблиц. В клетках таблиц помещаются изображения самих предметов, затем числа - их количества. Двумерные графики - представление классификации.
Логика рассуждений вводится прежде всего через понятия «каждый» («для всех») и «какой-нибудь» («найдется») и отрицание.
Возникают графики, на которых изображается наблюдаемое, измеряемое количество в разные моменты времени (например, количество детей в классе во все учебные дни декабря).
Измерения, числа появляются в контекстах количества (дискретного - числа предметов, непрерывного - массы и объема), продолжительности (дискретной и непрерывной). При этом рассматриваются различные шкалы: обычная линейка, циклическая шкала (например, на часах), обыкновенная десятичная шкала - несколько циклических шкал, отвечающих отдельным разрядам, логарифмическая (экспоненциальная) шкала, сдвиг по которой на единицу отвечает изменению в фиксированное число раз. При этом формируется и закрепляется соответствие между пространственными, временными величинами в наглядном и цифровом представлении.
Суммирование возникает в контексте сложения (наглядно представляемого) величин, например, можно приложить к одной полоске из квадратиков другую и подсчитать, сколько будет квадратиков в сумме. Произведение возникает при суммировании одинаковых величин. К числу первых формул относятся формулы площади прямоугольника и объема бруска (прямоугольного параллелепипеда). Прямоугольник появляется, и когда мы говорим о движении с постоянной скоростью.
Таким образом, математика оказывается постоянно связанной с окружающим миром.

Алексей СЕМЕНОВ,
член-корреспондент РАН, ректор МИОО

P.S. Эту статью я предлагаю для обсуждения специалистам разных областей, чтобы попытаться выстроить наиболее широкое поле возможных элементов курса окружающего мира в начальной школе и среди них выделить действительно необходимые.