В области изобразительного искусства результаты образования выражаются:
- в надпредметном формате - в формировании универсальных учебных действий и надпредметных компетенций, в том числе формируют главную компетенцию - умение учиться, которая обеспечивает овладение новыми компетенциями;
- в предметном формате - в формировании художественных знаний, умений и навыков как инструмента.
Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в процессе развития личности младшего школьника, обретения им духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Не буду здесь перечислять задачи художественного образования в общеобразовательной школе, остановлюсь подробнее на том новом, что нам удалось сделать в этом году. С нашими первоклассниками мы создали три мультфильма-проекта, объединенных общим названием «Времена года». Идея родилась во время урока изобразительного искусства, посвященного осени. Мы с ребятами обсудили, какие изменения в природе происходят осенью, как меняется пейзаж за окном, какое настроение у людей вызывают эти перемены. В результате у детей на листах бумаги возникли замечательные осенние пейзажи, каждый наполненный собственным неповторимым оттенком чувств. Ведь художественный образ - это сугубо личное, субъективное восприятие и отражение реальности.
В конце урока мы вспомнили стихотворения об осени. Дети читали стихи, в их воображении рождались все новые и новые образы: листопад, стаи перелетных птиц, засыпающая природа, первый снег... По программе Бориса Неменского «Изобразительное искусство» заключительная тема первой четверти «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)». Поэтому мы решили создать мультфильм-настроение об осени, в основу которого лягут детские работы. Причем в одной параллели фильм должен быть о праздничном, приподнятом настроении в момент великолепия осенней природы, а во второй параллели образ осени будет другим - задумчивым, грустным (чувствуется приближение зимы, природа засыпает).
Таким образом, началась наша работа по формированию надпредметной компетенции - умения работать в проектном режиме (ставить цели и задачи, прогнозировать результаты, искать пути и средства решения, находить решения, воплощать в продукт). Чтобы в нашем фильме был настоящий листопад, потребовалось вырезать из цветной бумаги листья (межпредметные связи с предметом «Технология»). Далее дети разбились на небольшие группы (4-5 человек), во второй половине дня на занятиях в изостудии они выкладывали листья на имеющийся уже нарисованный пейзаж, делали вместе с педагогом фотографии, меняли положение листьев, изображая ветер.
Каждая группа сделала около 15 фотографий. На следующем уроке дети нарисовали птиц и вырезали их. Снова была задействована работа группами во второй половине дня, чтобы сделать фотографии. Заключительным шагом стало монтирование фильма в нашем компьютерном классе с помощью учителя информатики Т.Усачевой. Для создания завершенного образа мы дополнили фильм музыкальным фрагментом, в первом случае это современная инструментальная музыка, во втором - «Лунная соната» Бетховена.
Во втором триместре мы сделали еще один мультфильм - «Зима». Здесь ребята использовали весь имеющийся инструментарий - все знания, умения и навыки, полученные в других предметных областях (окружающий мир, чтение, музыка, художественный труд), для создания готового продукта. Чтобы передать красоту зимней природы, межпредметные связи необходимы. В реальной жизни нет разделения на предметы, все явления взаимосвязаны. В этом проекте детские рисунки стали иллюстрацией к сказке «Зимнее солнышко», которую читали ребята. Это иная задача в области изобразительного искусства. Фильм также содержит музыкальный ряд.
Работу мы вели при тесном сотрудничестве и с учителем информатики Т.Усачевой, и с классными руководителями Л.Азопковой, И.Абрамовой. Первый опыт позволил сделать нам некоторые выводы:
этот вид деятельности с детьми эффективен для повышения качества образования;
детям интересно, они хотят видеть такой результат своего труда. Повышение мотивации к процессу обучения налицо;
учащиеся самостоятельно ставят цель - какой образ им хочется создать на экране, что для этого необходимо сделать и как этому научиться, то есть моделируют свою деятельность;
создание готового продукта возможно при условии тесной интеграции с блоком дополнительного образования (изостудия и компьютерный кружок).
Деятельность по созданию мультфильмов для нас нова, но очень интересна. Мы полны планов на новый учебный год.