- формирование у младшего школьника коммуникативных навыков: «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
- освоение «средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач», различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети «Интернет»)... умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением».
Таким образом, налицо как содержательный запрос, ориентирующий современную начальную школу на коммуникативно-деятельностный подход, так и в определенном смысле запрос технический, требующий перестройки учебного процесса в ответ на появление новых информационно-коммуникационных технологий.
Очевидна абсурдность воплощения этих двух составляющих в рамках разных, не связанных друг с другом учебных предметов, когда навык, приобретаемый на уроках технологии, не выходит за пределы данной предметной области. Существенно продуктивнее и естественнее сделать ИКТ средством, инструментом для решения разнообразных учебных задач, стоящих перед педагогом и его учениками в самых разных предметных областях. Это позволило бы, с одной стороны, создать учебную мотивацию для предметной области «Технология», с другой - обеспечить разные предметные области (в нашем случае литературное чтение) современными инструментами, средствами для решения многих (в том числе новых, без этих средств неразрешимых) учебных задач.
Препятствие, стоящее на пути такого рода сращивания информационно-коммуникационных технологий с разными предметными областями, - традиционно сложившийся в российской школе репродуктивный характер преподавания большинства учебных дисциплин: речь прежде всего идет о предметах гуманитарного цикла (хотя не только: репродуктивно преподаются и такие учебные дисциплины, как физика, химия, биология, а в начальной школе - окружающий мир).
Действительно, было бы странно и избыточно применять новые технологии для решения старой задачи, как лучше запомнить учебный материал. Не случайно требования новых стандартов включают также требование перехода к коммуникативно-деятельностным стратегиям обучения. Современные образовательные технологии призваны обеспечить поддержку новым образовательным парадигмам, ориентированным на деятельность ребенка, приобретение опыта, связанного с той или иной предметной областью, решение творческих задач в равноправном общении со сверстниками и педагогами.
УМК «Дети-читатели» легко откликнулся на требования новых стандартов в силу многих причин.
Во-первых, задолго до появления возможности опереться на ИКТ (и даже до их создания) была разработана система литературного образования младших школьников в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, созданы и частично опубликованы учебные пособия и методические материалы, этот подход обеспечивающие. Все подготовленные учебные материалы, в том числе и существующие в неопубликованных оригинал-макетах, были апробированы на экспериментальных площадках в разных регионах РФ.
Во-вторых, на протяжении 2004-2009 годов в рамках проекта, направленного на создание учебных курсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (проект осуществлялся Центром информационных технологий и учебного оборудования), был разработан электронный курс по литературному чтению с 1-го по 4-й класс в опоре на апробированный и откорректированный к тому времени бумажный УМК.
В процессе разработки дистанционного курса мы освоили разнообразные возможности цифровой (информационной) обучающей среды - в первую очередь нас интересовали ресурсы, позволяющие обогатить деятельность учащихся, привлечь новые формы наглядности, обеспечить более комфортные условия для разных форм коммуникации учащихся друг с другом и с педагогами, в том числе коммуникации отсроченной и дистанционной, возможной именно on-line. Кроме того, очень заманчиво было привлечь разнообразные источники и информацию, доступные благодаря возможности выхода в Интернет как непосредственно на школьном уроке, так и во время домашних занятий школьников.

Баланс бумажных и электронных ресурсов
Полный отказ от бумажных учебных материалов мы сочли нецелесообразным в силу многих причин. Дело не только в том, что сегодня далеко не все дети имеют выход в Интернет в домашних (да и в школьных) условиях. Нам было важно сохранить для ребенка возможность привычных, естественных (прямых, невиртуальных) действий: письма, рисования, подчеркивания, чтения с бумажного носителя, рассматривания и перебирания книг. Мы понимали, что уроки художественной словесности не могут состояться без знакомства с культурным феноменом книги. Немаловажным был и фактор здоровья: время, которое ребенок младшего школьного возраста проводит за компьютером, не может быть слишком долгим.

УМК «Дети-читатели»: бумажные учебные пособия + электронное сопровождение
Так мы пришли к пониманию целесообразности создания синтетического курса, объединяющего достоинства бумажных учебных пособий с преимуществами электронных ресурсов. Поэтому у нас родилась идея электронного сопровождения привычных учебников и рабочих тетрадей, которые мы и начали перерабатывать с учетом новых возможностей.



Посмотрим, например, как дополняют друг друга бумажный и электронный ресурсы на примере работы со сказкой К.Чуковского «Телефон» (учебник «Мы - читатели!», 1-й класс, глава «Раньше слушали, а теперь читаем»).
В учебнике размещены текст сказки и система вопросов и заданий, организующих деятельность детей. Подчеркнем, что деятельность эта не исчерпывается чтением. Задания всякий раз помогают ребенку заметить особенности произведения, те «фокусы» и открытия, без которых не может существовать полнокровное художественное произведение. Здесь обязательно есть задания, требующие общения ребенка с одноклассниками. Например:
- Выберите вместе с товарищем по парте одну часть сказки и прочитайте ее по ролям. Выучите слова и разыграйте сценки в классе.
В учебнике регулярно встречаются и задания, требующие выхода за пределы учебника и обращения к книгам из домашней библиотеки:
- Почему на рисунке в учебнике бегемота из болота тащит сам Чуковский? А кто тащит бегемота из болота в твоей книжке?
Однако электронный ресурс создает качественно новые возможности для работы со сказкой Чуковского. Прежде всего это возможность работать с аудио- и видеоматериалами.
На сайте в рубрике «Учебные материалы» дети смогут прослушать сказку в исполнении автора, просмотреть мультфильм по сказке (и конечно, сравнить его с текстом сказки, обсудить несовпадения и поразмышлять над замыслом режиссера). Учитель в рубрике «Методическая поддержка» найдет подробный методический комментарий к материалам учебника и рекомендации по использованию электронного ресурса. А в рубрике «Детям» в специальном форуме будет устроена виртуальная книжная выставка, посвященная разным изданиям сказки «Телефон» (материалы выставки можно обсудить с детьми на одном из уроков). В другом форуме разместятся аудиозаписи и видеоклипы, запечатлевшие сценки, разыгранные детьми по сказке. Совершенно очевидно, что такая работа была бы совершенно недоступна без привлечения электронных ресурсов.
Ясно, что доступность видеоряда существенно обогатила учебные материалы, предназначенные для ребенка: вместо статичных изображений, иллюстрирующих странички учебника, мы получили возможность работать с разного рода движущимися объектами - это и видеоролики, и учебная мультипликация, и флеш-материалы (совершенно незаменимые в роли динамических моделей), вплоть до художественных и мультипликационных фильмов по фольклорным или литературным произведениям. Причем все эти ресурсы могут быть представлены не только в готовом виде как средства наглядности или самостоятельные произведения (фильмы), но и создаваться самими учащимися под руководством педагогов в мультистудии, на уроках технологии, в рамках проектной и любой внеурочной деятельности. Это могут быть презентации, электронные книжки по материалам детских творческих работ, небольшие мультфильмы, клипы, аудиоспектакли и многое другое. Детские произведения легко размещаются в электронной среде и становятся доступными для демонстрации родителям, друзьям, как бы далеко они ни находились; к ним можно обратиться и в учебных, и в чисто личных целях практически через любой промежуток времени; кроме того, их можно сохранить на любые цифровые носители - флешки, диски, айпады и др.
Например, к главе по считалкам мы разместили на сайте видеоролики, демонстрирующие первоклассникам образцы считалочного пересчета.
Дело в том, что современные городские дети, часто не включенные в спонтанные детские сообщества, не владеют считалочным пересчетом, предполагающим строгое деление текста считалки на стопы. Между тем опыт такого ритмического пересчета, сопровождаемого игровым жестом (перевод руки с одного игрока на другого в точном соответствии с метрической организацией текста считалки, своего рода телесное проживание простейшего считалочного ритма), бесценен (и незаменим) для литературного развития ребенка, поскольку формирует базовое чувство ритма как основу восприятия поэзии и искусства в целом. Наблюдая с помощью видеоролика, как считают дети, имеющие игровой опыт и владеющие ритмическим пересчетом, первоклассники учатся этому пересчету, повторяя тексты считалок и воспроизводя ритмическое членение вслед за героями видеоролика. На других видеороликах первоклассники наблюдают сопровождаемые текстами считалок ритмические игры с мячом и скакалкой, учатся этим играм и тем самым осваивают ритмический пересчет.
Важно, что электронная среда дает возможность зафиксировать не только готовые детские произведения - итоговый продукт деятельности (например, презентация детских иллюстраций к считалкам, сопровождаемых записью звука этих считалок в исполнении авторов иллюстраций), но и зафиксировать сам процесс обучения, этапы освоения учебного материала или этапы работы над детским произведением.






Методическое сопровождение
Наличие электронного ресурса позволило нам качественно изменить характер методического сопровождения учебного курса. Появилась возможность видеоряда, и мы сопроводили принципиальные моменты работы видеофрагментами; прокомментировав видеофрагменты, мы получили своего рода видеометодичку, принципиально не доступную без электронного носителя (предварительно была осуществлена видеозапись уроков и тщательно отобраны актуальные видеофрагменты). Очевидно, что возможность увидеть, как опытный учитель, в нашем случае учитель-экспериментатор, принимающий непосредственное участие в разработке УМК, работает с детьми, опираясь на бумажный и электронный ресурсы, переводит качество методического сопровождения совершенно на новый уровень.
Кроме того, и текстовая методическая поддержка в электронном исполнении приобретает целый ряд преимуществ - это и простота распространения, и отмена ограничений, связанных с дороговизной книги, а главное - возможность быстрой корректировки и совершенствования (одно дело - переиздать книгу, совсем другое - внести изменения в электронный текст). Наглядные материалы для учителя вполне можно разместить на сайте - их легко будет распечатать при необходимости в любом масштабе и любом количестве, кроме того, их можно продемонстрировать в классе с помощью проектора. Например, к главе по считалкам мы разместили на сайте картинки к считалкам (учитель демонстрирует их классу, а дети воспроизводят соответствующий текст), значки с изображениями героев сказки «Теремок» для организации импровизированного спектакля (детский репертуар считалок выявляется в ходе выбора актеров на роли сказочных персонажей, а после распределения ролей сказка разыгрывается); к главе по скороговоркам - медали для победителей в конкурсе скороговорщиков и т. д.
Важно также, что появляется возможность для проведения консультаций опытными методистами в режиме on-line и организации общения учителей-практиков и опытных методистов в форумах (в отсроченном режиме).

Что происходит на уроке
В пилотных школах Москвы идет постепенное внедрение нашего УМК. Процесс этот непростой: учителя одновременно осваивают и новую образовательную систему, преодолевая привычку репродуктивного обучения, и коммуникативно-деятельностный подход, и ИКТ, причем одновременно в роли пользователя и педагога. Дети же чувствуют себя естественно и комфортно: жизнь в ХХI веке сама заводит их в новую образовательную ситуацию. С компьютером к моменту прихода в школу они уже давно на «ты».
Осваивая ритмический пересчет, дети записывают свое исполнение считалок в формате видеоклипа.
Сначала это может быть хаотичный (неритмический) счет; наблюдая себя как исполнителя считалки и сравнивая с другими исполнителями, с тем, как звучат считалки в исполнении героев видеороликов, дети замечают свои просчеты, а значит, и получают возможность их исправлять, осваивать более точные действия. Позже дети запишут новые видеоклипы, сравнят их с исходными, стартовыми, и легко обнаружат свои учебные достижения.
Готовя итоговую презентацию или собирая материалы для будущего мультфильма, очень удобно размещать в форумах предварительные материалы: рисунки, звук, наброски диалогов сказочных персонажей и многое другое.
Материалы форума доступны всем участникам учебного коллектива, что соответствует коллективному характеру подобных проектов и способствует продуктивности детской коммуникации. Стоит ли говорить, что подготовка итоговых продуктов учебной деятельности мотивирует межпредметное взаимодействие уроков литературного чтения не только с уроками технологии, но и с изобразительным искусством, музыкой, ручным трудом, а также с уроками русского языка (необходимо без ошибок набрать на компьютере или написать тексты для электронной книжки, орфоэпически грамотно озвучить реплики героев мультфильма).
Это рисунки к двустишиям, сочиненным первоклассниками в подражание строфам из азбуки Маршака «Про все на свете»:

В итоговом проекте эти двустишия звучат. Жаль, формат газеты не дает вам их услышать и почувствовать то удовольствие и гордость, которые звучат в детских интонациях!















Татьяна ТРОИЦКАЯ, доктор педагогических наук, профессор МПГУ;
Ольга ПЕТУХОВА, кандидат педагогических наук, учитель НОУ «София» (Новосибирск);
Юлия РЯЗАНОВА