Первым шагом стала регистрация всех учеников в курсах, которые заранее подготовил каждый учитель, спланировав работу на год и выложив все материалы для нее в своем пространстве. На августовском родительском собрании мы рассказали о возможностях информационной среды. Всем родителям были даны пароли и логины для входа учащихся в курсы. Через две недели обучения стало понятно, что не все так просто... И началась работа с детьми...
Каждый новый учебный день начинался с того, что мы знакомили учеников с планом работы, рассматривали те ресурсы, которые представлены в курсах. Уже в октябре наши первоклашки научились свободно ориентироваться в информационном пространстве своего класса: самостоятельно входить в него под своими логинами и паролями, открывать презентации и интерактивные задания. Это был первый успех, первая радость как для учеников, так и для учителей. Дети каждую неделю ждали новых интересных материалов и заданий. Так началось наше совместное творчество.
Одной из самых полюбившихся форм стала проектная работа в форумах. Чем же так интересна и полезна эта работа для учащихся? Именно работа в форумах позволила создать ситуацию настоящего интереса и успеха для каждого ученика. Приведу несколько примеров проектов, представленных в форумах нашего курса.
Проект «Охотники за снежинками». При изучении темы «Признаки времен года. Зима - покой природы» мы знакомили детей с основными признаками времени года, изучали материал, представленный в учебнике, ходили на экскурсии. Но очень хотелось показать детям что-то удивительное. Для этого, конечно же, нужно было идти на улицу, прямо в зиму, прихватив с собой подходящие инструменты для исследования. На одном из уроков окружающего мира мы отправились на пришкольный участок, с собой взяли «аэродромы для снежинок» (прямоугольники из темного плотного картона), компьютер и цифровой микроскоп. Как только снежинки приземлялись на аэродром, мы рассматривали их под микроскопом и делали фотографии. Эмоциональное впечатление, которое получили все участники проекта (и учителя, и дети), нельзя сравнить ни с чем! Своими открытиями чудес природы дети хотели поделиться со всеми, но прежде всего - со своими родителями. И именно здесь сами ребята вспомнили о возможностях форумов, расположенных в наших курсах. Все фотографии снежинок были размещены в форуме, который получил название «Охотники за снежинками», а ученики с удовольствием писали отзывы к фотографиям снежинок (каждый очень хорошо запомнил именно свою).
Проект «Театр у микрофона». К сожалению, на уроках литературного чтения у учителя нет возможности попросить прочитать весь текст каждого ребенка (а в нашем первом классе 28 учеников), раньше учитель не мог предложить ребенку тот инструмент, который помог бы самостоятельно (речь идет о первом классе) рефлексировать относительно своей работы, который дал бы возможность после самостоятельного анализа того, что получилось, улучшить свой результат. Теперь все по-другому. Все самые полюбившиеся тексты в нашем букваре ученики прочитывали вслух, записывали в программе Imovie. Результат работы каждый располагал в форумах «Театр у микрофона». Учитель получил уникальную возможность опроса всех учеников, а каждый ученик - то, о чем всегда мечтает первоклассник, - чтобы его спросили!
Форум «Решаем контрольную работу».
Как проверить получение метапредметного результата? Провести контрольную работу с новыми видами заданий? Сколько должно быть таких заданий? Будет ли полученный ответ именно тем результатом, которого достиг ребенок? Выход из такой непростой ситуации на сегодняшний день есть! В нашем курсе для каждой контрольной работы разработан свой форум, в котором каждый ученик имеет возможность прокомментировать устно все задания, которые он выполнял. Первоклассники выполняют эти задания с большим удовольствием, не испытывая никаких стрессов во время контрольной работы, а учитель имеет возможность понять причину ошибок, допущенных каждым ребенком.
Работа в форумах создает ситуацию, в которой ребенок применяет ранее полученные практические и теоретические знания из разных областей для получения результата.
Палочкой-выручалочкой назвали наши курсы родители в период карантинной недели. Какие темы для самостоятельной работы можно предложить ученикам первого класса? Какие упражнения можно задать детям, которые знают только половину букв? Наша информационная среда позволила нам в вынужденные каникулы организовать дистанционное обучение первоклассников, а детям -продвинуться в изучении нового материала, продемонстрировать свои результаты. По какому алгоритму строилась работа во время карантина? Все родители были приглашены в чат для составления плана совместной работы в курсе, для получения технической поддержки. Чат для родителей работал ежедневно в определенное время, а те, кто не мог присоединиться к онлайн-обсуждению, изучали проходившее обсуждение в удобное для них время. Расписание дистанционных уроков было выложено в курсе. На первом же дистанционном уроке 30 января 2011 года в виртуальном классе присутствовали 15 учащихся, часть из которых находилась за пределами Московской области. Дети с удовольствием выполняли дистанционные задания, в том числе и письменные. Тогда у них впервые возникла естественная необходимость применения навыка клавиатурного письма. Виртуальные уроки проходили и по скайпу. Дети отсняли видеоролики «О пользе чеснока и лука». Передача видеороликов была не только из России, но и из Литвы. Курс дистанционного обучения в этот период сыграл большую роль для формирования классного коллектива.
Все материалы, представленные в курсе, соответствуют ежедневному планированию учителя, родители имеют возможность просмотреть материал, который изучался на уроке, работы, которые ребенок выполнил в школе. Ученики же с удовольствием просматривают и выполняют дополнительные задания в электронных тетрадях, изучают дополнительный материал, если результат работы не устраивает ребенка, он может к нему вернуться: исправить ошибки, рассказать что-то заново, переписать сочинение с учетом советов учителя. Он получает реальный опыт учения, понимает, что значит работать с материалом, добиваться результата, он открывает для себя различные способы учения, видит, что ошибиться не страшно.
Считаю важнейшим результатом, который достигнут нами в этом году, огромное желание детей ходить в школу. Мне кажется, что такой результат достигнут благодаря работе учителей над формированием ситуации успеха у КАЖДОГО ребенка. Возможность фиксировать и демонстрировать себе и другим свои успехи возникла благодаря работе учителей в информационной среде московского образования, организации постоянного взаимодействия учителей, учащихся и родителей в пространстве nachalka.seminfo.ru.

Юлия МОРОЗОВА, заместитель директора школы №1247, учитель 1-го класса