Прежде всего меняются приоритеты. Конкретное знание, усвоенное на предметных занятиях, имеет сегодня меньший приоритет, чем умение самостоятельно получить информацию, освоить новое знание или, если потребуется, самому обнаружить тенденцию, открыть закономерность. Знание алгоритма решения конкретного типа задач (по математике, физике) менее важно, чем опыт и даже навык изобретения собственного подхода, алгоритма, способа решения задачи. Учащийся накапливает собственный опыт конструктивных действий в процессе учения, начинает понимать свои сильные и слабые стороны в тех или других видах деятельности, приобретает способность к рефлексии и самоанализу, как и к анализу действий окружающих. Существенными становятся навыки преодоления трудности в решении проблемы, умение работать вместе с другими, слушать и слышать чужую позицию и аргументированно высказывать свою. Учащийся может отбирать подходящие модели учения, расширять свой арсенал методов освоения нового. Это далеко не полный список того, чем должен овладевать учащийся в школе начиная с 1-го класса и на что прежде всего должно быть направлено обучение.
Овладение универсальными учебными действиями должно происходить на определенном содержательном материале, в рамках той или другой предметной области (математики и информатики или филологии, окружающего мира или искусства). Важно, что смещаются акценты не только в постановке целей, но и в оценке результатов - от внутрипредметных к метапредметным и личностным.
Технология оценивания становится технологией диалога с учителями и товарищами, с самим собой, элементом совершенствования конкретного «продукта» и самого себя. Требуются новая методология и новая система инструментов оценивания, не менее важно - и новая психология (учащихся, учителей, методистов, администраторов и родителей). Тонким образом должно сочетаться оценивание индивидуального прогресса и соответствия стандарту.
Все эти стороны формирования универсальных учебных действий, естественно, возникают и на уроках «Окружающего мира». Природа и общество - мир, в котором живет маленький человек, - исключительно интересны для его активного освоения и исследования. Природная любознательность ребенка, его любопытство в большинстве своем сохраняются и к возрасту 6-7 лет, то есть к тому моменту, когда он попадает в школу. Очень важна задача сохранения и развития этого любопытства, интереса, желания узнать и получше разобраться в том, как устроены вещи, какие идут процессы, почему происходят изменения в природе и в обществе, как в конце концов устроен я сам и другие люди вокруг меня.
Разумеется, богатый опыт и разнообразные представления об окружающем мире у ребенка накоплены к началу обучения в школе. Есть уже на что опереться, к чему апеллировать. Многие представления ребенка, однако, нуждаются в уточнении, расширении, корректировке и объективизации. Он получил уже определенный опыт, базирующийся в основном на личных ощущениях: визуальных, тактильных, кинестетических, слуховых. Не все наблюдения подвергались анализу и вербальным описаниям, накоплен лишь самый начальный опыт, связанный с измерениями, получением и обобщением объективных данных. Вот тут-то школа и может предложить ребенку замечательные инструменты, которые помогут ему оценивать, уточнять, определять зависимости, анализировать все то, что до этого он просто наблюдал, воспринимая на веру взрослые оценки и определения.
В рассматриваемом контексте трудно переоценить роль предмета «Окружающий мир». Самостоятельная деятельность учащихся на уроках окружающего мира становится важным источником формирования различных метапредметных компетентностей.
Ключевая проблема при организации деятельности в начальной школе - это отсутствие в массовой школе адекватной, богатой, насыщенной разнообразными и доступными для младшего школьника инструментами образовательной среды. Стандарт фиксирует требования к образовательной среде как часть требований к условиям реализации основной образовательной программы. Требования эти задаются в виде списка видов деятельности, которые должны быть обеспечены инструментами. При этом инструменты эти - и реальные измерительные приборы (в том числе подсоединяемые к компьютеру), и математические инструменты анализа и наглядного представления данных, реализованные в компьютере, и психические инструменты, о формировании которых мы говорим.
У первоклассника появляется реальная возможность применить знания, полученные на уроках математики, для измерения себя и своего состояния (например, температуры своего тела). Раньше ребенок говорил «тепло - холодно», в основном ориентируясь на свои ощущения, а теперь он может измерить и на языке чисел объяснить, что это значит. Например, если подставить палец под струю холодной воды, потом вытащить, покрутить кран в сторону повышения температуры, снова подставить палец, можно почувствовать разницу - стало теплее. Но насколько теплее, до какой степени нагревания палец готов терпеть, а при какой температуре уже возникают неприятные ощущения? А когда вода закипает, когда и почему замерзает? На все эти вопросы начинают находиться ответы. То, что изучают на уроках математики, становится одним из инструментов исследования на уроках окружающего мира. Так, освоившись с числами, ребенок может обнаружить, что их используют для фиксации и передачи информации о свойствах, процессах и состояниях, причем можно не только оценивать статичную ситуацию, но и наблюдать и описывать динамику. Можно оценивать расстояние от одного места до другого (и в классе, и на всей Земле можно провести географические измерения, нанести данные на карту или определить свое местонахождение в пространстве). Появляются шкалы с делениями, графики изменения состояния, таблицы. Математика расширяет, позволяет объективизировать и описать то, что происходит вокруг. При этом попытка что-то понять в природе явлений требует новых знаний, расширяет математические представления.
Математический аппарат помогает уточнить язык описаний, но нужны и сами измерители - и не только линейки и весы, но и термометры, барометры, гигрометры и прочие инструменты. Причем важно, чтобы инструменты позволяли не только увидеть результат в виде числа, но и рассмотреть процесс, ознакомиться не только с числовой, но и с графической интерпретацией того, что происходит. Становится ясно, что без инструментов информационных и коммуникационных технологий не обойтись. В стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уметь проводить наблюдение (включая наблюдение микрообъектов), эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, проводить цифровое и традиционное измерение. Работой с цифровыми приборами в основной и старшей школе уже, пожалуй, никого не удивишь. Хотя и там учителю нелегко организовать урок с цифровой лабораторией - много объектов, проводов, интерфейсов. Но вот предложить малышам и учителю начальной школы взяться за цифровую лабораторию - задача, казалось бы, совсем не простая. В прошлом году первые эксперименты с цифровыми лабораториями для начальной школы проходили в пилотных школах. Результаты ошеломляющие. Ученики иногда быстрее учителя осваивают работу с подключенными к компьютеру приборами, проявляют инициативу, анализируют, интерпретируют, доказывают. Наблюдается гигантский скачок мотивации. В этом учебном году в школах появится замечательная компьютерная лаборатория - ЛабДиск: в небольшом корпусе с дисплеем для представления результатов измерений на передней панели расположены 6 измерителей - датчик температуры, расстояния, освещенности, уровня шума, сердечных сокращений и прибор глобального (географического) позиционирования, с помощью которого можно понять, где ты находишься. Лаборатория работает автономно, независимо от компьютера, учителю не нужно тратить время на подготовку устройства к работе (подключать и калибровать датчики), вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. Для начала измерения требуется нажать кнопку на передней панели с пиктограммой датчика (например, термометр, если хотим измерять температуру), и тут же возникнет результат измерения на дисплее. Внешнее устройство тоже можно подключить (например, датчик температуры, чтобы мерить температуру раствора или пламени свечи). Если измерения проводились в течение некоторого промежутка времени (например, прибор записывал изменения температуры за окном в течение суток), то результаты можно также без проводов переслать на компьютер и там увидеть, как выглядел процесс, изучить его график, включить его в свой отчет о работе и т. д.
Стандарт обязывает нас жить в современном цифровом информационном мире, естественном мире наших детей. При этом он же помогает нам избежать ловушек этого мира - сделать наших детей его хозяевами, а не рабами.

Елена БУЛИН-СОКОЛОВА,
доктор педагогических наук, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования