Известно, насколько сложно ребенку адаптироваться в школе. Для того чтобы адаптация была более успешной, учитель использует много различных приемов.
Письмо - совершенно новый вид деятельности для ребенка и очень сложный. В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для ученика в мучительный процесс. Именно эта проблема заставляет учителя искать новые интересные и продуктивные методики обучения и развития навыка каллиграфического письма.
На вопрос «Что такое каллиграфия?» всякий ответит: «Умение писать красиво» и добавит нечто о твердом почерке, правильном, как в школьных прописях, написании букв и тому подобное. Однако реальная современная жизнь диктует нам свои условия. Сегодня мы говорим о каллиграфии не как об искусстве красивого письма, а как о проблеме письма вообще - ребенок писать не хочет, ему трудно и неинтересно. Чтобы исключить элемент однообразной работы, которой, как правило, сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к негативному отношению к урокам письма, я решила попробовать писать цветными мелками.
Каллиграфия мелом - известная методика, но применять ее для обучения да и еще ожидать от нее каких-то результатов поначалу было просто наивно.
Я использовала этот вид работы впервые. На первом же уроке была очень удивлена реакцией детей на происходящее. Полная концентрация внимания, неподдельный интерес и удовольствие от урока (хотя то, что было, трудно назвать привычным словом «урок»). Несколько фотографий я разместила на форуме. Мне было важно знать, как отреагируют родители на новый и непривычный метод развития навыка каллиграфии. Отзывы были положительные, а дети просили обязательно попробовать еще порисовать мелками. Пришлось немного перестроить планирование уроков письма, чтобы уделить моему эксперименту должное внимание, продумать оборудование к урокам. Я заменила дощечки на обычные листы для рисования, подобрала размер и вид мела, более тщательно и подробно изучила основы методики.
Считаю, одним из рациональных зерен методики может быть активное использование для обучения жизненного опыта ребенка, его любовь и умение рисовать. Постепенно от свободного рисования мы перешли к ритмичному повторению узоров, рисованию форм. От рисования форм, орнаментов по образцу приблизились к свободным формам - это кульминация всей работы. Остановить детей трудно, все наполнено эмоциями и идеями. Первый опыт трудно сразу оценить как продуктивный, нужны наработки, глубокий анализ целесообразности и продуктивности. Конечно, не все сразу стали писать красиво, но это и не самая главная цель.
Методика интересная и имеет много положительных моментов:
учит работать и ориентироваться в пространстве, абстрактно мыслить;
развивает внимание, усидчивость (при этом ребенку не надо делать над собой никаких усилий);
развивает моторику, тем самым прививает любовь к красивому письму;
обеспечивает развитие взаимодействия руки и глаза;
развивает чувство гармонии и красоты (использование симметрии, ритмичных повторов);
развивает чувство ритма (основа для изучения математики, стихосложения).
Вся деятельность наполнена положительными эмоциями. Через цвет, линии, формы ребенок избавляется от неуверенности, раскрепощается и получает удовольствие от обучения - несомненно, это самый важный и основной результат.
Вторая, я думаю, скрытая составляющая этой методики, но не менее важная, - развитие способностей ребенка.
Природа нередко одаривает людей способностью тонко чувствовать прекрасное. Одни с малых лет тянутся к музыке, другие - к живописи. Увидеть талантливого ребенка бывает непросто. Каллиграфия - живопись в буквах, это отражение мысли, образа, характера, может, эти уроки помогут раскрыться моим будущим художникам или поэтам.
Авторам большое спасибо за идею. Во втором классе я планирую продолжать начатую работу.

Лариса КУЛАЖСКАЯ, учитель начальных классов школы №1935