- Должна ли быть другой начальная школа?
- Что касается того, должна ли быть другой начальная школа, то это несколько другая тема. Но и здесь ответ очевиден. Разумеется, начальная школа должна быть другой, потому что другими стали запросы общества к выпускникам школы вообще и, следовательно, начальной школы в первую очередь. Стране нужны люди, которые завтра будут работать в условиях инновационной экономики.
Будущее бросает нам серьезный вызов! Поэтому сегодня начальной школе прежде всего нужно ориентироваться на те возможности, склонности и интересы ребенка, которые делают более развитыми его мышление и память, внимание и речь.
Да, по своему содержанию, формам и методам организации обучения начальная школа просто обязана стать другой, обеспечивая и синхронизируя психическое и умственное развитие детей в соответствии с социальными запросами и требованиями времени. Без серьезных, может быть, радикальных реформ начальной школы нам, полагаю, не обойтись.
- Как современная начальная школа должна учитывать достижения отечественной психолого-педагогической науки, в частности культурно-исторический подход?
- Я должен сказать, что стандарт общего начального образования (а в целом и весь стандарт) основан на деятельностном подходе, на выдающихся достижениях отечественной психолого-педагогической науки, на трудах наших учителей - Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Александра Лурия, их замечательных учеников и последователей. Именно культурно-историческая методология стала базой для разработки стандарта общего начального образования.
Чем новый стандарт отличается от предыдущего?
Во-первых, он ориентирован на важнейшие психологические особенности развития детей данного возраста, то есть младшеклассников. Стандарт начальной школы учитывает деятельность, связанную с постановкой и решением учебных задач; учебные действия, вызванные специфическими формами обобщения материала; процессы становления теоретического мышления и теоретического обобщения; особенности, связанные с рефлексивным поведением и действием, когда ребенок учится планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
Во-вторых, отталкиваясь от лучших достижений психолого-педагогической науки (и конечно же, культурно-исторической традиции), стандарт нацеливает на такое развитие детей, которое соответствует данному возрасту, то есть предполагает особую форму деятельности детей и взрослых, особую форму организации их совместной учебной работы.
- Какова роль школьного психолога в «Нашей новой школе»?
- Вопрос о роли школьного психолога в «Нашей новой школе», школе, которая должна возводиться в соответствии с новым стандартом, это вопрос принципиальный.
Ведь как можно квалифицировать работу сегодняшнего психолога? Как работу, конечная цель которой - определить, как развивается ребенок. Речь идет по преимуществу о диагностике - системе методов и процедур, позволяющих оценивать состояние, уровень развития ребенка. После чего следуют те или иные заключения с дальнейшими рекомендациями учителю. При таком подходе психолог просто отстранен от реальных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Новый стандарт предусматривает психолого-педагогическое обеспечение непосредственно учебно-воспитательного процесса, а это существенно меняет функционал школьного психолога.
Что такое психолого-педагогическое обеспечение образования в той же начальной школе? Отныне психолог должен уже уметь оценивать не вообще развитие ребенка (этим сейчас повсеместно и занимаются), а то, как осуществляется процесс организации учебной работы этого ребенка в классной ситуации. Как выстроено общение ребенка со взрослыми и другими детьми. Как взрослый, в данном случае учитель, структурирует свою работу с ребенком.
Таким образом, с одной стороны, психолог наряду с педагогом начинает отвечать (в меру своей психологической ответственности) за организацию самого учебного процесса. А с другой стороны, он занимается оценкой качества обучения этого ребенка в соответствии с результатами той деятельности, которая осуществляется во время урока.
Как видим, психолог в системе психологической службы «Новой школы» закономерно (а вовсе не случайно!) становится ответственным за оценку так называемых метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов учащихся.
Системы оценки развития детей в условиях учебной деятельности не создано. Есть разные исследовательские группы, ученые и специалисты, которые работают в этом направлении. Впереди еще много дел, но уже ясно, чем работа психолога в рамках нового стандарта должна отличаться от работы традиционного психолога.
- Как Московский городской психолого-педагогический университет отражает модели начального образования в подготовке своих магистров и бакалавров?
- Во-первых, фундаментальная наука у нас тесно интегрирована с образованием и практикой, и наши студенты получают базовую систему научных школ и направлений.
Вторая особенность МГППУ заключается в том, что студенты уже с третьего курса погружаются в практику. Тут мы, не побоюсь сказать, работаем системно. С одной стороны, наши ребята получают фундаментальную научную базу, а с другой - «крутятся», набираются опыта в системе образовательных учреждений, входящих в Университетский округ МГППУ, - это и детские сады, и лекотеки, многочисленные школы и гимназии различных видов и типов, а также лаборатории и экспериментальные площадки. При этом наука и практика охватывают самые разные категории детей: одаренных, девиантных, детей с ограниченными возможностями, детей, у которых есть трудности с зависимостями, и др.
Таким образом, наш университет - это прежде всего современный педагогический центр интеграции науки, образования и практики, обеспечивающий подготовку бакалавров и магистров, знающих детскую психологию и способных работать с разными категориями детей и детством в целом.