- Снижение нагрузки на учащегося при постоянно нарастающем потоке информации и возрастающих требованиях общества к результатам обучения - задача не из простых. Есть, конечно, традиционный метод, опирающийся на нормы СанПиНов, но сегодня бесспорно, что он не дает полного решения. В каких-то отношениях ограничения СанПиНов разумны, и школы им в основном следуют (это приходящаяся на одного учащегося площадь, уровень освещенности), в каких-то они неоправданно жесткие, и школы их постоянно нарушают. Наконец, некоторые ограничения вполне осмысленны, но нарушаются в силу сложности их проверки и психологии учителя, например ограничения на время выполнения домашнего задания. Кроме того, дети разные, нагрузка для каждого должна быть индивидуализирована: то, что для одного ребенка перегрузка, для другого может оказаться недостаточной нагрузкой.
Новый стандарт, что хорошо видно уже по результатам работы наших стажировочных площадок, и есть альтернативный путь, который все так долго искали. Речь идет об очень простых, но крайне эффективных решениях в процессе обучения, для которых создают условия, необходимые для индивидуализации через разные виды деятельности учащегося, для формирования системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности, для развития опыта творческой деятельности. Надо сказать, что новый стандарт предусматривает возможность электронного мониторинга здоровья, что дает принципиально новые возможности для оптимизации школьной нагрузки.
Растет мотивация, чередуются виды деятельности, происходит индивидуализация обучения. Школьный портфель, как вы отмечаете, тяжелее не становится, его наполнение меняется. Вовлекая же детей в проектную, поисковую, исследовательскую и другие виды деятельности, учитель направляет ребенка на самостоятельное изучение и способствует формированию обобщенного взгляда на предмет изучения.
- Как меняется роль учителя в новой начальной школе?
- Традиционная педагогическая модель, сформировавшаяся 400 лет назад и укрепившаяся в индустриальном обществе, направлена на то, чтобы минимизировать ресурсы, затрачиваемые обществом на передачу учащимся информации и разучивание ими готовых алгоритмов деятельности. Эта модель готовила исполнителей одной и той же функции в течение всей жизни, и делала это неплохо. Сегодня жизнь изменилась прежде всего в том, что она меняется быстро и постоянно. Учитель должен готовить детей к жизни в таком быстро меняющемся мире.
Деятельностная педагогика - педагогика подготовки современных детей, которые будут жить в условиях нового мира, в динамике завтрашнего дня. Учитель теперь не человек, передающий детям готовые знания и обеспечивающий оптимальную для такой передачи дисциплину и тишину в классе. Его задачами, соответствующими личностным и метапредметным результатам обучения, становятся помощь детям в самостоятельном освоении знания, выработке индивидуальной стратегии такого освоения и отдельных ее шагов; помощь в ситуациях, когда учащийся испытывает существенные трудности, и помощь в выявлении таких ситуаций; организация взаимодействия между детьми, представление ими результатов своей деятельности; подробный анализ работ учащихся, размещаемых в информационной среде школы, и размещение всей учебной информации для учащихся в этой среде.
- Справится ли учитель со всеми этими новыми функциями, с такой нагрузкой, как будет осуществляться «перезагрузка» учителя?
- Учителю сегодня непросто: нагрузка возрастает, особенно в первый период, когда он осваивает новые формы и инструменты деятельности. Ему сложно и психологически, потому что надо измениться самому, осознать и принять необходимость собственной личностной перестройки. Но большинство учителей настроены на результат, который будет основным стимулом для людей этой нелегкой профессии, и надо сказать, что начало работы по новому стандарту подтверждает нашу уверенность.
В профессиональном сообществе учителей начальных классов (а счет уже работающих или начинающих работать по новому стандарту приближается к четырем тысячам), сформированном в процессе обучения, очень теплая атмосфера творчества и взаимной поддержки, которая обеспечивает позитивную «перезагрузку», желание не просто работать, а творить и двигаться к результату вместе с детьми. Конечно, этого не случилось бы без сочетания идеологии и технологии, без людей, которые верили в саму идею, спорили, убеждали, увлекали учителей своей верой, учили других и учились сами, без коллектива единомышленников из числа преподавателей и методистов (большинство из которых сегодняшние, иногда вчерашние успешные учителя начальной школы), сформированного Еленой Булин-Соколовой на базе МИОО.
Учителя-первопроходцы одновременно работали по новому стандарту и начали учить следующую волну учителей. Такого массового всеобуча в истории педагогики Москвы, пожалуй, еще не было. В будущем году вся работа МИОО будет перенесена на стажировочные площадки, организованные на базе 200 школ - участников пилотного проекта по переходу на ФГОС.
- Московские школы оказались в целом вихре или водовороте изменений. Мы говорим о содержании образования, об изменении целей. С другой стороны, начат пилотный проект в области новой экономики школы. Не будет ли второе противоречить первому, ведь мы знаем, что создание новых образовательных условий может потребовать значительных вложений. Захотят ли школы на это расходовать средства, обладая большой финансовой самостоятельностью?
- Задача новой экономики школы - это прежде всего повышение доступности качественного образования для каждого ребенка. Экономическая свобода - это инструмент самоорганизации. Сейчас мы имеем возможность использовать все элементы ситуации - введение новых организационно-экономических механизмов, новых стандартов, новой системы аттестации, целевое направление ресурсов, для того чтобы этот инструмент начал работать на результат. Попросту говоря, и школа, и учителя, которые не справляются в полной мере с образовательными задачами, становятся неконкурентоспособными, в этих школах контингент учащихся снижается. Современные родители голосуют за качественное образование, за будущее своих детей. Задача органов управления образованием заключается в том, чтобы выявить такие неконкурентоспособные школы и, если еще не поздно, помочь им в правильной организации их деятельности, создать условия, при которых у них появятся стимулы к профессиональному росту. Как показывает опыт прошлого года, преподавание по ФГОС сегодня становится привлекательной чертой школы, с точки зрения родителей, повышает ее конкурентоспособность.
Московское правительство выделяет значительные средства на поддержку образования, поставлена задача создать условия в каждой школе для перехода на новый образовательный стандарт в начальной школе уже к новому учебного году, сохраняется курс на подтягивание уровня финансирования общеобразовательных, кстати, самых массовых школ, до уровня финансирования лицеев и гимназий, на днях объявляются торги на закупку компьютерных классов. 10000 учителей получат к первому сентября оборудованные рабочие места.
- В московских школах все больше детей не только не читающих, но даже не говорящих по-русски. Что для них означает новый стандарт? Будут ли с ними заниматься дополнительно, и если да, то кто будет оплачивать эту дополнительную работу учителей? Будет ли выделяться финансирование на другие виды внеурочной работы, воспитательной деятельности учителя начальной школы?
- Стандарт един для всех детей, которые пришли в школу. Ясно, что интеграция детей с особыми потребностями (а дети мигрантов - лишь одна из таких категорий) в общеобразовательную школу требует дополнительных ресурсов, в частности, работа с начальным освоением русского языка должна идти до школы. Дети, которые нуждаются в интенсивных программах такого освоения, должны получать такие программы в малых группах, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения. Однако работа с ними будет продолжаться и в школе. Ключевым вопросом для нас будет именно вопрос качества работы педагога и школы. Если педагогу удается достичь приращения в образовательном уровне ребенка большего, чем это происходит в среднем, то этот результат будет основным критерием дополнительной оплаты его труда, а труд этот, как известно, не ограничивается четырьмя стенами класса и клеткой в расписании уроков. Нет заказа на уменьшение образовательных и иных услуг, есть заказ на приумножение и качество их предоставления.