- Я думаю, что, прежде чем говорить о результатах сделанного, мы должны внимательно все проанализировать вместе с методистами, с теми людьми, которые профессионально занимаются системой образования. Мы должны судить о результатах в целом по результатам успешности деятельности и развития каждого ребенка, успешности использования каждой методики, потом, если нужно, внести коррективы в работу, чтобы с
1 сентября 2011 года быть готовыми более успешно работать над введением этого стандарта в массовых школах, перенося туда уже наработанный опыт.
- Что в этом опыте вас устраивает?
- Я увидела в пилотных школах серьезный подход к развитию ребенка, на самом деле там вводится не просто новый стандарт, а новая философия образования. Эта философия назрела, она правильная, соответствует времени, понятна, дает человеку хорошее, широкое образование, поэтому, думаю, сегодня родители ее поддерживают. Те родители, которые начинали обучать детей по новой программе, абсолютно удовлетворены качеством образования. Мы это знаем, так как в обсуждении новой программы принимают участие и родители. Более того, школы открывают отделения дошкольного образования, тут мы идем в общемировом тренде, когда образование начинается реально не с шести лет, а много раньше. В 264 московских школах открыты дошкольные отделения, они пользуются спросом москвичей, это хорошая, плавная подготовка детей к школе, так как эту подготовку ведут профессиональные педагоги. Эту систему мы выстраиваем, и она имеет хорошие перспективы в городе.
- Что вас больше всего удовлетворяет в обучении по новому стандарту?
- То, что это образование, основанное на индивидуализации учащегося, на выделении его самых сильных сторон. Один ребенок лучше воспринимает информацию глазами, другой - на слух, тут очень важно не упустить сильные стороны, сформировать развитие ребенка, основываясь на том, в чем заключается его преимущество. Надо развить его мелкую моторику, все его чувства, помочь ему научиться познавать мир. Я была в школе №627 и видела, как совершенно по-иному построен урок математики. Мы вспомним свое детство: нам давали таблицу умножения, и мы ее учили наизусть. Здесь у ребят совершенно другая задача, в своей области они становятся Ньютонами и должны эту таблицу умножения создать самостоятельно. Такой путь познания, такой путь учебы более современен. Это ребенку интереснее, это для него более щадяще, такие знания он усваивает лучше. Что особенно важно, такая школа не просто передает знания, она учит получать знания. Сегодня угнаться за миром очень тяжело, мы не дадим нашим детям те знания, что потребуются им и через двадцать, и через тридцать лет, ведь тогда знания будут уже новыми. Мы должны научить ребенка быть готовым познавать мир и вовремя учиться тому, что этот мир требует от ребенка в новой жизни. Это такое опережающее, абсолютно новое обучение, новый стандарт и, я думаю, Москва может выполнить свои задачи на очень высоком уровне.
- Приходится слышать от учителей, что для перехода на новый стандарт начальной школы четырех отведенных на это лет мало. Вы с этим согласны?
- Я думаю, что московским учителям четырех лет хватит. Сейчас мы очень серьезно работаем с выпускниками педагогических вузов, с выпускниками профильных заведений. Не секрет, что в Москве сегодня профессия педагога престижна, к нам приходит на работу в школы молодежь из профильных вузов, из технических вузов, при этом выпускники получают дополнительное педагогическое образование. В педагогических вузах идет подготовка студентов уже по новому профилю, по новой методике, и молодые учителя, и учителя со стажем проходят интенсивные курсы переподготовки, поэтому я с уверенностью могу сказать, что четырех лет перехода на новый стандарт начальной школы для московских школ вполне достаточно.
- Можно ли сказать, что в столице особая философия образования, следовательно, и особый московский стандарт образования?
- Да, потому что москвичи имеют особые возможности именно потому, что живут в мегаполисе. Мы даже ставим себе более амбициозные задачи: наш стандарт будет выше, чем в среднем по России, потому что мы все-таки ориентируемся на крупные мегаполисы мира. Ведь Москва - мировая столица, и в системе образования мы вполне можем это реализовать. Мы делаем все шаги по развитию образования для того, чтобы Москва была одним из лидеров в этой области, у нее для этого есть все возможности. В столице сконцентрированы очень серьезные профессиональные кадры, нашим бесспорным преимуществом всегда была и остается особая культурная среда (много музеев, театров, серьезные научно-исследовательские центры), это преимущество дает уникальные возможности для развития юных москвичей.
- Планируются ли какие-то серьезные научные работы в области психологии образования в связи с тем, что детям нужна грамотная поддержка при обучении по новому стандарту?
- Знаете, ни одна методика, ни одна новация не приходит к нам без существенной научной проработки. Сейчас МГППУ разработал новую программу именно психологической поддержки образовательных программ.
- В пилотных школах, реализующих новые стандарты, поражает прежде всего количество самого современного оборудования. На 186 школ, понятно, были выделены большие деньги. Что будет с остальными московскими школами, им будут выделять финансирование на том же уровне?
- Естественно, что развитие образования требует ресурсов. Дети - безусловный приоритет образования, работа по-новому требует серьезных финансовых вложений. По отношению к работе по новому образовательному стандарту мы будем выстраивать разумную политику, в том числе подкрепленную материально-техническими ресурсами.
- Напоследок не вполне стандартный вопрос: когда вы посещаете пилотные школы, вам не хочется снова поучиться в первом классе?
- Думаю, такое желание есть у каждого человека, который видит, как работают дети. Это очень интересно.