Новый стандарт принципиально отличается от того стандарта, по которому пока работает российская школа. Раньше был трехкомпонентный стандарт, состоящий из федерального, регионально-национального и школьного компонентов, в новом стандарте нет деления на эти компоненты, теперь он состоит из трех требований, причем главные требования предъявляются к основной образовательной программе начального, среднего или основного образования. Что же это за три требования? Первое - к содержанию основной образовательной программы, второе - к условиям реализации и структуре этой программы, третье - к результатам ее освоения.
Если говорить о том, что есть нового для родителей и учащихся в стандарте, то я бы отметил, что это прежде всего усиление воспитательной функции. Мы часто говорим о том, что много упустили в воспитании, в дополнительном образовании детей как в уровне образования. Теперь, начиная со стандарта начального образования (мне легко об этом говорить, так как я возглавлял рабочую группу по разработке федерального образовательного стандарта общего образования, который был принят и утвержден в Минюсте РФ), мы постарались сделать так, чтобы родители и дети тех школ, которые вели апробацию этого стандарта, почувствовали, как в нем усилена воспитательная функция образования. В стандарте начальной школы мы это усиление сделали на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, причем, разрабатывая стандарт, сделали так, что эта концепция стала его методологической основой. Тут усилена прежде всего роль внеклассной работы, внеучебной деятельности. Новые системы оплаты труда учителя это учитывают и будут учитывать.
Главное при переходе на новый стандарт - учет системно-деятельностной методики, мы уходим от того, что требовал старый стандарт - исключительно знаний, умений и навыков. Сейчас, используя методики системно-деятельностного характера, мы ставим главную цель при реализации нового стандарта - научить ребенка учиться, начиная с начальной школы, научить ребенка думать, управлять своей деятельностью с первого класса.


Мнение по поводу

Вера Пученко, учитель начальных классов высшей категории школы №852:

- В последние годы педагоги и родители часто отмечают проблему низкого интереса к обучению у детей, в том числе и у младших школьников, хотя по возрастным особенностям именно учебная деятельность в этом возрасте является ведущей. Работа по новым ФГОС, как мы поняли за этот год, открывает пути для решения этого важного и сложного вопроса. В процессе деятельности мы осваивали новые формы организации обучения, такие как образовательные модули (адаптационный период, рефлексия) и проектные задачи. Игровые оболочки, охватывающие проектные задачи, позволяют с помощью игры формировать учебные мотивы первоклассников. Благодаря наличию лабораторного оборудования («Воздух и атмосферное давление», «Равновесие и устойчивость» и др.) удалось наполнить обучение практической исследовательской работой. Это явилось мощным стимулом, который активизирует познавательную активность, ведь дети по натуре своей деятели - собственные открытия мотивируют, делают учение увлекательным, а не скучным занятием. Обучение детей работе с компьютером также является сильным ресурсом, вызывающим проявление инициативы и самостоятельности. В этих условиях главной линией в работе педагога становится организация обучения, а не трансляция знаний. По новым ФГОС именно деятельность ученика является отправной точкой для развития у ребенка положительного отношения к учебе, так как только в этом случае он заинтересован в результате и присваивает его. Безусловно, новая система требует от педагога большей подготовки, но и результат не может оставить равнодушным: это высокая мотивация, положительные эмоции, огромный интерес к занятиям у детей и, как следствие, комфортное психологическое состояние всех участников образовательного процесса.