Общее детское компьютерное погружение легко заметить невооруженным взглядом. Когда в каникулярный период с компьютером приходится расставаться, то для многих ребят это драматическая ситуация. Как-то моя подруга со своей пятнадцатилетней дочкой приехала на черноморский курорт. Девочка все десять дней ходила как в воду опущенная. Не радовали ее ни морские забавы, ни пляжные развлечения, ни сама атмосфера курортной жизни. Причина депрессии - невозможность щелкнуть мышкой. Там, в недрах виртуального бытия, у нее был не вскопан огород, не куплена летняя коллекция одежды, не напоен молоком кот. По ту сторону монитора должны были случаться события, а она не могла стать их участницей. То, что она игнорировала реальные, текущие события, девочке было все равно. С вымученной улыбкой она ждала возвращения.
По приезде, даже не раздевшись, бросилась к компьютеру, и через несколько минут моя подруга услышала ее полный горечи вопль: «Так и знала! Котенок заболел!» С одной стороны, заботу о виртуальном животном можно расценить как добрый поступок. В душе поселяется надежда: девочка, сейчас внимательная к брату меньшему, в будущем станет не менее ответственной мамочкой. С другой стороны, нырок в глубины электронного мира может оказаться опасным. Здесь толщи почище океанских. Калейдоскоп красок - пластилин для детского воображения. Лепи всевозможные узоры. Но не это главное. Главная прелесть - в управлении, манипуляции игровой ситуацией. В реальном мире это трудноосуществимо. Настоящий участник игры может воспротивиться тому или иному действию, может устать, а может вообще отказаться играть. В виртуальном пространстве ты хозяин положения. Можно самому сочинить неповторимый трехмерный мир или пожить в уже сочиненном, но на разных уровнях и в разных ипостасях.
Что касается детского пристрастия к компьютерным играм, то ключевым здесь, наверное, становится слово «пожить». Примерить на себя события, которые вряд ли случатся в реальности: поохотиться на вампиров (не к ночи будет сказано), полихачить на танке, нырнуть в морские недра за сокровищами, улететь в космос. По ту сторону монитора невозможного нет. Виртуал легко удовлетворит жажду приключений, свойственную ребенку. И также легко тот поверит в то, что эфемерные замки, пещеры, планеты настоящие. И станет жить двумя жизнями - рутинной реальной и радужной виртуальной. А когда существование в реальной жизни, где щелчок мышкой ничего не значит, покажется невыносимым, замкнет дверь, разделяющую миры, чтобы остаться там, где господствует придуманная явь. Если очень захотеть, здесь ведь можно создать объекты и субъекты, которые тебя полностью устроят. К примеру, школа может выглядеть как сплошной игровой зал. Можно нарисовать в ней учителей и забавляться их актерскими ужимками. Можно выдумать родителей, наделив их теми качествами, какими они не обладают в действительности. А если созданная идиллия в чем-то разочаровала, ее можно заменить, обновить, уничтожить.
В фильме Назима Туляходжаева «Вельд» по мотивам рассказов Рэя Брэдбери дети, собственно, этой возможностью воспользовались. Только у них была целая электронная комната, которая визуализировала различные картины. Там, спасаясь от мрачности реального бытия, от одиночества, от непонимания, брат и сестра просто завели маму с папой в свой виртуальный мир. Только львы в нем оказались настоящими и голодными.
Возможно, это худшее развитие сюжета, но ведь фантасты часто оказываются пророками. А вдруг наши дети в то время, пока мы самозабвенно зарабатываем себе и им на жизнь, рисуют и сочиняют совсем другие места и события? А вдруг они, не имеющие героических примеров, не знакомые с искателями приключений, о которых мы знали из потрясающе талантливых книг, найдут своих кумиров в играх, созданных на основе вампирских, людоедских, паучьих и прочих саг? А вдруг в их натренированном на игровую позицию «если не ты, то тебя» мозгу однажды не загорится красное предупреждение: «Не убий!»? Или они просто покинут нас, однажды уйдя в запредельные миры, а мы останемся, сумевшие выжить между реальностью и виртуальностью, невредимые, умудренные опытом, но бездетные?
Нет, речь идет не о сгущении красок. Мир движется в ногу с прогрессом. В Японии уже заключен первый в истории брак живого молодого человека с виртуальной девушкой. Виртуальность заняла свою нишу в реальности. Но как призналась моя подруга, ей так хотелось, чтобы дочка на черноморском курорте почувствовала грандиозность замысла природы, когда та произвела на свет горы и море. Чтобы увидела, как оседают на вершинах хлопья облаков, как взлетают, бликуя на солнце, дельфины, как радужными брошками рассыпаются по цветочному ковру бабочки. Увы, девочке естественные красоты показались блеклыми и скучными...



К сведению
По рейтингу популярности игр у мальчиков в числе первых являются гонки. Это могут быть гонки на автомобилях, кораблях, самолетах и т. д. Гонкам уступают различные спортивные детские игры: хоккей, бокс, баскетбол, шахматы и гольф. В таких играх реализуется возможность управлять как одним игроком, так и целой командой.
Одни из самых любимых игр - игры на военную тематику, и самые простые из них - это игры-стрелялки. В них главная задача - уничтожить противника, пока не убили вас. Более сложные компьютерные игры - это военные стратегии. Здесь у игрока есть возможность управлять целой армией, заниматься строительством укреплений, решать различные бытовые вопросы и разрабатывать планы военных сражений.
Существуют еще так называемые ролевые приключенческие игры, которые также популярны среди детей. Это аркады и квесты, в которых необходимо быть участником каких-либо интересных событий, выполнить важное задание. Аркады предполагают наличие хорошей реакции, а квесты предлагают разгадать ряд головоломок, не используя оружие.
В каждой из вышеописанных игр, как правило, есть различные уровни сложности для разных возрастных групп детей.
Востребованными являются игры класса survival-horror (в переводе с английского - «выживание в ужасе»), их сюжет похож на сюжеты фильмов ужасов и жестоких боевиков. Эти игры могут содержать сцены насилия, несут в себе нецензурные выражения и прочее. Некоторые компьютерные игры снабжаются родительским фильтром, с помощью которого можно сократить уровень жестокости, а кровь превратить в цветы. Это, конечно, не меняет смысла игры, просто из убитого монстра сыплются белые ромашки. Некоторые дети спокойно реагируют на стрелялки, а некоторые под влиянием игры становятся агрессивными. Для таких детей виртуальный мир превращается в реальность.


Комментарий специалиста

Александра РЕМИЗОВА, психолог:
- Сами по себе детские компьютерные игры не обладают особыми качествами вредности или полезности, как и любая другая игрушка. Вопрос в том, кто и как в нее будет играть. Яркий пример: все люди в доме держат нож и не считают его орудием убийства. Родители с детства учат правильно обращаться с ножом, чтобы не навредить самому себе. Перенеся этот пример на компьютерные игры, можно сделать вывод: родителям необходимо более внимательно и серьезно отнестись к тому, во что играет ребенок.
Если же относиться к компьютерным играм, как к урокам, то можно извлечь немало пользы. Но обязательно должны быть правильно подобраны игры с учетом темперамента ребенка и его пожеланий. Некоторые игры способствуют расслаблению, часть из них развивают скорость реакции и логическое мышление, повышают внимательность. Совместные игры по онлайн или локальной сети развивают навыки общения.


Родительские размышления

Игорь ВАСИЛЬЕВ:
- Да, онлайн-игры - это общение по скайпу, там друзья, обязанности, ответственность. Нужно не подвести команду. Там не скажешь: «Выключил и забыл». На тебя надеются, ждут. Потому не так просто закончить играть. На мой взгляд, больше всего держит не сам процесс игры, а общение с коллективом и совместные действия. Видимо, в реальной жизни у подростка (а зачастую и у взрослых) проблемы с общением, компанией. А тут включил ящик - и вот они, друзья, с тобой. Шутят, рассказывают анекдоты, поддерживают. Там можно с ними все, что хочешь, обсудить. И есть главная объединяющая связь - игра.
Лучшее, что может отвлечь от игр, - друзья, компании в реале и общие интересные дела с ними. Но если их нет в реале и они только в виртуальном мире? Вот и сидят подростки за ящиком и повышают там свою самооценку, становясь профи в игре и чувствуя себя там гуру на фоне новичков, могут поддерживать тех, кто нравится, и биться с теми, кто не нравится.

Екатерина СУХАНОВА:
- У моего сына друг играет, родители не в восторге, но ничего не делают. Мой сын тоже сидел у компа (контакт, рисовал игры-комиксы в программках, писал рэп), бабушка считала, что это нормально, сейчас на улице ведь так опасно ребенку 13 лет.
Запустил школу, остался на летнюю пересдачу экзаменов. Пришлось найти спортсекцию, репетитора, сейчас, летом, пять раз в неделю ходит на спорт, два раза к репетитору. Играет в плейстейшн. Может сутками, если бесконтрольно. Но я заставляю делать вещи, которые должен и умеет делать подросток, - уборка комнаты, сбор в лесу черники, поход в магазин.

Валентина АРУТЮНОВА:
- Моему сыну пятнадцать лет, зазомбирован компьютером лет с десяти, и ситуация усугубляется. В компьютере интересуют не только on-linе- игры, но и просто игры, которые скачиваются из Интернета, музыка, чаты, контакт, программы типа Photoshop и монтирования видео. С одной стороны, вроде бы хорошо, что не зациклен только на играх, но результат-то один - постоянное сидение в компьютере. Погружается туда настолько, что все забывает: обязанности, дела, уроки. Если бы я не напоминала и не ругалась, уже бы забросил учебу, потому что считает ее второстепенным занятием. Периодически пытаюсь ограничить компьютер, обычно все происходит со скандалом, после этого сын становится раздражительным, и я вижу, что все его мысли все равно там. Когда был помладше, мы выдирали провода из компьютера, паролили, даже поставили на дверь комнаты, где компьютер, замок. И что вы думаете? Ребенок находил или покупал подходящие провода, взламывал пароли и даже сломал замок в двери. А потом начиналось вранье, что это не он сделал.
Чем только не пытались увлечь: горные лыжи, борьба, театр, музеи, английский язык, путешествия, поездки на природу, за границу, в конце концов! В последнее время он все это терпит, но интереса и удовольствия не получает никакого. Отправляли в лагерь и на дачу без доступа к компьютеру, он эти поездки воспринимает как отсиживание срока в тюрьме, считает дни до возвращения и всем недоволен.