В список безотлагательных проблем, которые требуется решить еще до начала учебного года, попала, к примеру, невозможность обучения детей с легким и умеренным умственным отставанием в помещении школ. Дети, которым на медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) было рекомендовано посещение образовательных учреждений, могут и должны обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками.
Для ребят, по мнению специалистов, необходима такая система обучения, в которой они не исключались бы из общества детей с нормальным развитием, но их образование требует специальных условий. Здание школы и классы должны быть специально оборудованы для размещения и передвижения таких детей. Также необходимо обеспечить медико-педагогическое сопровождение - помимо учителей в классе должны находиться воспитатель и врач.
К проблемам можно отнести и несоответствие курса обучения рекомендованным программам. Дети, которым на МППК предписано школьное обучение в форме надомного, должны заниматься 8 часов в неделю. Ребята, которым рекомендованы школы, - 20 часов в неделю. По факту и те и другие учатся по 8 часов. Необходимо решить вопрос с финансированием и обеспечением недостающих часов.
К первоочередным мерам участники совещания также отнесли и разработку программ для обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Этим детям комиссия не выдает заключения о возможности учиться в школе, ссылаясь на нехватку нормативных документов, по которым можно это обучение проводить. Нужно разработать и принять соответствующие учебно-методические программы. К слову, в городе до сих пор нет ни одной школы с лицензией на программу IX вида.
Кроме того, программы, по которым работают с детьми в ДДИ, не дают ребятам жизненно необходимых навыков. Они не подразумевают, что ребенок, окончивший этот курс, действительно будет социализирован. Не факт, что он сможет поставить подпись при получении паспорта или самостоятельно получить пенсию, сходить в магазин. А ведь главная задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы устранить для таких детей социальные барьеры.
Как заметила детский омбудсмен Светлана Агапитова, обучение детей с отклонениями в умственном развитии - серьезная проблема, которую можно решить только совместными усилиями. Нужно сделать все возможное, чтобы подготовить таких ребят к взрослой жизни, научить их заботиться о себе, и одно из главных направлений на этом пути - устранение всевозможных барьеров в образовании.