В Ярославской области действует губернаторская программа обучения и оздоровления детей-инвалидов, обеспечения их жильем и транспортом. Они учатся в основном в общеобразовательных школах. В соответствии с программой «Семья» на местах создаются мини-программы по работе с детьми-инвалидами.
Так, в Тутаевском муниципальном округе с такими ребятами занимаются музыкой, спортом. Устраиваются выставки прикладного и декоративного искусства. В Борисоглебском районе проводятся концерты, чаепития-беседы и различные консультации. Оказывается гуманитарная, материальная и финансовая помощь. 8 подростков обучаются в высших, средних и профессиональных учебных заведениях.
Однако не всегда качественно проводится эта работа. Как определить, насколько она эффективна? Путем проведения социологического опроса или экспресс-анализа можно установить, довольны ли те, для кого все это предназначено? Я решил провести социологический опрос, используя технологию анкетирования детей-инвалидов.
Исходя из данных социологического опроса, можно сделать вывод, что Тутаевский муниципальный округ занимает ведущее место по уровню защиты прав детей-инвалидов, организации их повседневной жизни, уровню помощи и обслуживания. Вслед за лидером следует Борисоглебский округ, затем Угличский. И тем не менее большая часть детей-инвалидов не удовлетворены медицинским обслуживанием, материальной помощью и организацией медико-социальной экспертизы.
Но очень важно отметить, что почти никто из опрошенных мной (в среднем 99,3%) не чувствует притеснения с чьей-либо стороны в связи с инвалидностью, несмотря на то что затруднились ответить (а по правилам таких опросов это значит, что они отнесли себя к группе риска, хотя он может быть позитивным) в среднем 18,5% опрошенных. Однако равноправными членами общества в среднем себя считают 96% от общего числа ответивших, следовательно, группа риска невелика, и, на мой взгляд, она в основном включает в себя детей младшего возраста, которые не до конца понимают суть вопроса. По сравнению с другими детьми дети-инвалиды оказались более грамотными, более общительными. Они не чувствуют себя закомплексованными. Они радуются окружающему их миру.
Один молодой человек, ответив на мои вопросы, спросил меня: «А разве может вообще человек быть неполноценным членом общества, разве не все люди равны перед законом и перед Богом?»

Ярослав МАНИН, студент, Ярославль