Говоря о дне сегодняшнем, Лезов привел в пример свой прошлый опыт.

- Когда я был назначен директором школы, я в первую очередь постарался вникнуть в проблемы учреждения и привести все в систему, чтобы было легко работать и текущая работа, которая обычно заедает и стремится все остальное отодвинуть на задний план, все-таки оставляла возможность думать о развитии. В управлении я начинаю работать так же. Необходимо разобраться и вникнуть во все нормативные документы. Нужно добиться того, чтобы принятые законы работали на вверенной мне территории, чтобы с ними были знакомы и их понимали все, от чиновника до учителя. Только тогда можно говорить о реализации новых программ и прогрессивных проектов. Ведь у нас нередко учителя не владеют информацией. Я уже не говорю о федеральных или региональных законах, но порой не знают, как начисляется зарплата, за счет чего она может быть увеличена. А ведь информация - основа основ. Если учитель знает, как и за что он получает, для него директор не является цербером, тогда он начинает понимать, что все в его руках. Поэтому я буду добиваться открытости. Только на демократичном пути можно достичь взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Конечно, образование - это не бизнес, больших денег здесь не заработаешь, и тем не менее благодаря качественной работе и хорошим результатам профессиональный педагог может получать достойную зарплату и жить лучше. Новая система оплаты труда дает возможность поощрять педагогов, которые работают с полной отдачей.
- Мне приходилось не раз слышать от учителей, в том числе и вашего округа, что с вводом НСОТ они стали получать меньше, чем раньше, что доплаты им дали в первые два месяца, а потом отобрали...
- Да, я тоже об этом слышал. Но я могу сказать на примере своей школы. У нас доплаты не отбирались ни разу. С самого начала все сотрудники понимали, что зарплата складывается из двух частей: базовой и стимулирующей, которая в свою очередь тоже делится на две категории - повышающие коэффициенты (выплачиваются ежемесячно) и стимулирующие выплаты, которые производятся два раза в год, по итогам первого и второго полугодий. Объезжая район и беседуя с учителями других школ, я убедился, что далеко не все понимают суть новой системы оплаты труда и соответственно далеко не все могут объяснить, из чего складывается их зарплата. Ко мне пришла одна учительница, я у нее спрашиваю: «Какой у вас повышающий коэффициент?» Она мне отвечает: «Первая категория. Я получаю 9 тысяч, нагрузка 27 часов». Стали разбираться, и оказалось, что она получает только базовую часть, у нее нет никакого повышающего коэффициента и стимулирующих выплат тоже нет. Поэтому нередко можно столкнуться с тем, что один получает 12 тысяч, а другой за большее количество часов только 9, а на основании чего - никто не знает. И видимо, не все руководители это знают. Я вас уверяю: тот фонд оплаты труда, который заложен во многих учреждениях, достаточен для того, чтобы начислять стимулирующие выплаты ежемесячно. Есть, конечно, и отдельные исключения из правил, но такие учреждения заслуживают других подходов. У кого-то денег хватило лишь на два месяца, а потом средства кончились. Это не до конца продуманная и просчитанная экономическая составляющая со стороны руководства учреждения. Именно руководители должны были все просчитать, при участии профсоюзов разработать нормы и критерии и - что очень важно - объяснить их учителям. Если у кого-то не хватало средств на выплаты, нужно было проанализировать финансы, сократить неэффективные расходы.
- Какие, например, расходы вы считаете неэффективными?
- Например, если в учреждении учитель работает не на полной нагрузке, а ведет только несколько часов или необоснованно завышенное количество технического персонала. Так или иначе, но учреждение тратит на это свои средства. Конечно, по каждому учреждению нужно смотреть отдельно. Иногда мы сталкиваемся с увеличением административного аппарата, причем не всегда обоснованным. А ведь завучи и заместители директора получают больше, чем минимальную зарплату. Конечно, мне понятно желание руководителей иметь как можно больше грамотных помощников, но есть нормативы, и их нужно выдерживать. То есть постараться подходить к решению этой проблемы разумно и пытаться неэффективные расходы сокращать, тогда и на выплаты хватит.
- Сейчас есть и еще одна проблема. Директора не знают, из каких средств оплачивать внеурочную деятельность, обязательную по новым государственным стандартам. Ведь если опять из бюджета школы, то фонд оплаты будет таять на глазах и стимулирующие выплаты снова придется сокращать....
- Здесь каждый руководитель тоже может подойти по-разному. Есть несколько вариантов проведения дополнительных занятий, в том числе заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, находящимися на этой же территории. Конечно, нужно смотреть, имеются ли они в районе расположения школ. Если да, то этот вариант может применяться. В этом случае школа не потратит ни копейки. Если внутри учреждения есть собственные ресурсы, сама школа может проводить занятия.
- Конечно, может, это не вопрос. Вопрос в том, как учителям это оплатят?
- Дополнительные занятия, развивающее и профильное обучение могут войти в оплату по тарификации или отдельной строкой в критерии на стимулирующие выплаты.
- Но надтарифный фонд будет распыляться...
- Я вас уверяю, не будет. Когда я работал директором, у меня не было никакого затруднения с тем, чтобы поощрить учителей за хорошую работу и высокие результаты. Я постараюсь добиться, чтобы и у остальных тоже не было затруднений. Для этого нужно принцип начисления открыть, объяснить, сделать понятным. И тогда не возникнет никаких проблем и конфликтов. Нужно сделать так, чтобы если работник хочет повышения заработной платы не по указу президента, а именно на уровне своего образовательного учреждения, он мог бы сделать это своими руками за счет повышения результативности и качества своей работы, в этом и есть основная суть НСОТ.
- То есть вы будете внедрять и пропагандировать эту модель?
- Я убежден: везде, где есть открытость, есть взаимопонимание. Поэтому и должны учителя все знать и все понимать. Должна быть система критериальная - и только она будет работать на повышение качества.
- Но не кажется ли вам, что некоторым директорам выгодно скрывать принцип начисления? Вообще приходится слышать, что финансовая составляющая деятельности школы - тайна за семью печатями. А учителя даже не в роли наемных работников, скорее - крепостных: скажите спасибо, что вам платят, и не спрашивайте, за что...
- Да, это бывает. Но вот тут как раз очень важна открытость образования. Не случайно о ней так активно говорят в последнее время. Открытость позволит решить многие имеющиеся проблемы. Во-первых, у каждого образовательного учреждения должны быть сайты - обновляемые, работающие, а не сделанные для галочки. Есть еще замечательное нововведение - электронные дневники (мы одни из первых в области их внедряли в своей школе) - это уже совсем другой уровень взаимодействия. Ведь родители и устава часто не читают, и с локальными актами не знакомятся, хотя расписку дают в том, что ознакомлены, при поступлении в школу. А в электронном дневнике все есть, и родители могут без спешки, в нормальной домашней обстановке все прочитать и во все вникнуть. Вот это как раз и есть открытая среда. Родители могут запросить любую информацию. Кроме того, школа должна ее сама предоставлять. Вот сейчас любой руководитель должен делать публичный доклад с анализом работы за год. И этот доклад тоже должен выкладываться на сайте. Тогда все участники образовательного процесса будут знать, чем живет школа.
Конечно, не могу не сказать, что с электронным дневником тоже есть проблемы. Учителя жалуются - они не знают, где им взять время, чтобы внести туда оценки и задания. Некоторые с компьютером на вы. Но профессиональный и грамотный учитель должен владеть новыми технологиями, а не бояться их. Некоторые до сих пор надеются, что компьютеры уйдут из школы. Да не уйдут, наоборот, технологии будут только развиваться, поэтому учитель должен быть на уровне.
- Но согласитесь, ему трудно быть на уровне с веком со своей маленькой зарплатой, ведь он не может купить себе ноутбук и всевозможные гаджеты. Дома у него, как правило, один компьютер на всю семью, если есть ребенок, он занимает его 90 процентов времени и только глубокой ночью отдает в распоряжение мамы. А можно ли полюбить технику, когда хочешь спать?
- Учитель не должен быть потребителем. У нас и так кругом потребители: и дети, и родители. Они считают, что все им что-то должны, забывая о том, что есть еще и обязанности. Учитель должен и сам быть активным. Сейчас есть очень много возможностей, было бы желание педагога, в том числе и участие в различных конкурсах, в которых предоставляется возможность получить хорошие призы, в том числе и ноутбуки, и другую технику.
- Но вы же директором были, знаете, что побеждает тот, кого продвигает и поддерживает администрация. К тому же среди учителей есть те, кто охотнее работает с детьми, чем дружит с руководством, таким участвовать в конкурсах и готовить для них документы просто некогда...
- Есть конкурсы разные. Конечно, может показаться, что стать победителем по нацпроекту без помощи руководства школы нельзя, но в то же время все должны понимать, что существуют четко разработанные критерии оценки деятельности учителя и требования к участникам проекта, а значит, и побеждать в любом случае будут только достойные. Кроме того, есть множество других, где не требуется помощи. Вот у нас в округе недавно проходила акция «Перекресток» - школам», в рамках которой состоялся конкурс среди классных руководителей «Классная работа». Я предложил своим учителям попробовать свои силы. Откликнулись двое. Одна из них получила поощрение, а вторая выиграла главный приз - ноутбук. Таких конкурсов каждый год проводится множество, нужно просто не лениться и в них участвовать.
- Наверное, это вы скажете учителям на августовской конференции?
- Буду настраивать на работу, чтобы был позитивный творческий настрой. В этом году большое внимание будет уделяться здоровью школьников. В связи с этим и тема августовской конференции обозначена так: «Здоровье как основополагающий ресурс развития образования».
- Николай Николаевич, но здоровы должны быть и учителя. Чтобы глаза учителя горели, он должен физически и морально хорошо себя чувствовать.
- И над этим мы будем работать. У нас традиционно проводятся дни отдыха, выезды, экскурсии, туристические слеты, а в весенние каникулы спартакиада среди педагогических коллективов образовательных учреждений округа по 8 видам спорта. Профсоюз работает хорошо, старается сделать жизнь учителей разнообразной. По заявке профсоюза мы предоставляли учителям возможность ходить в наш бассейн, относящийся к системе дополнительного образования. Будем работать над тем, чтобы и современный физкультурно-оздоровительный комплекс «Красная Горка», открытый два года назад, позволял учителям на льготных условиях посещать бассейн и заниматься фитнесом. В сентябре мы готовим сюрприз для лучших работников системы образования округа, а это ни много ни мало 360 человек. Несколько дней отдыха в чудесных условиях будет им лучшим подарком к Дню учителя.