- Наша школа является настоящим социокультурным центром поселка. Кроме Дома культуры и двух библиотек здесь нет учреждений, где можно провести досуг. Поэтому дети в школе находятся фактически весь день. Взгляните на обширный список наших секций и кружков - они, кстати, все у нас бесплатные. Мы стараемся охватить самые разные направления. Секция «Твое здоровье», «Компьютерная графика», «Рукодельница», краеведческий кружок, два драматических кружка в среднем звене и в начальной школе, «Юнкор», вокальный кружок, «Умелые ручки», изо, цветоводство, литературное объединение «Непоседы», ЮИД, экологический кружок - при таком выборе каждый ребенок любого возраста может найти занятие по душе и реализовать себя!
Дополнительные занятия расширяют кругозор детей, обогащают их интеллект. Не случайно многие из наших учеников показывают высокие результаты на предметных олимпиадах и конкурсах не только районного, но и областного уровня. Так, только в 2010-2011 учебном году семеро наших учащихся заняли 1-е место на областном молодежном чемпионате по обществознанию, областных молодежных историческом и математическом чемпионатах и в международном конкурсе онлайн-творчества «Интернешка». Старшеклассница Валентина Брынза заняла в 2010 году первое место на всероссийском этапе конкурса «Отечество».
Особая гордость школы - обилие спортивных секций, охватывающих школьников всех классов. Только в секции легкой атлетики пять групп. Две группы в секции баскетбола, есть русская лапта для 4 и 6-7-х классов. Работает даже специальный кружок аэробики для детей, которые живут в деревне Гостцы и к нам приезжать в школу по вечерам не могут, - наш учитель ведет этот кружок по их месту жительства на базе деревенского Дома культуры, чтобы и эти дети вечером были заняты. Вот если бы еще возродить картинг!
- Неожиданно! У вас в школе была секция картинга?
- У нас картинг очень долго существовал, дети невероятно успешно выступали, даже занимали призовые места на всероссийских соревнованиях. Но раньше, до закрытия завода в Пролетарии, родители оказывали финансовую поддержку этому кружку. Теперь нет таких энтузиастов. У нас есть и учебная программа, и преподаватель, и техника, хоть и старенькая. Требуются бензин и запчасти. За счет оказания платных услуг населению школе на все это денег не заработать - платежеспособность местного населения очень низкая. Поэтому мы еще сохранили небольшую секцию картинга для младших школьников, но размах уже не тот, дети не могут выехать на соревнования из-за того, что для таких поездок нет средств.
- Вы считаете, что в сельской школе спортом должен заниматься каждый?
- Обязательно! Должен быть выход энергии подростков в какой-то положительной сфере. Возможностей реализовать себя у сельских детей - таковы реалии жизни - меньше, чем у городских. Именно поэтому мы решили, что в нашей школе должно быть множество спортивных кружков. Мы даем детям информацию и о тех спортивных кружках, которые работают на базе местного Дома культуры, если у нас нет того направления, которое их увлекает, они всегда могут найти себе вид спорта по интересам. При постоянных занятиях спортом школьники учатся организованности, собранности, умению работать в команде. Не случайно наша школа стабильно показывает довольно высокие результаты на спортивных соревнованиях в районе и даже области, особенно мы сильны в русской лапте.
Однако обидно, что мы поставлены на соревнованиях областного уровня в неравные стартовые условия. Пролетарий - поселок городского типа, и наша школа на равных соревнуется во всех состязаниях с городскими школами. Но ведь по сути-то у нас условия сельские! Мы не город. У нас даже нет теперь градообразующего предприятия. Если раньше 5 тысяч местных жителей работали на заводе, то теперь население значительно уменьшилось, и во всем Пролетарии осталось 5 тысяч человек. Я думаю, что это общая проблема на данный момент. Понятия «поселок городского типа», «деревня», «село» определяют статус поселений формально, а на самом деле нужно исходить из тех условий, в которых живут люди. Можно сравнить Пролетарий, например, с населенным пунктом Бронница Новгородского района. Бронница формально считается деревней. Но в этой деревне гораздо более развита инфраструктура, чем в нашем поселке. Бронницкие учителя, к слову, живут в благоустроенных домах, а у наших, пролетарских, дома с печками, без удобств. У учеников нашей школы отсутствует возможность заниматься в спортивных залах, сооружениях, на спортивном оборудовании, которое имеют ученики городских школ. Поэтому, я считаю, было бы справедливо, чтобы наши дети соревновались с командами сельскими, а не городскими.
- Татьяна Геннадьевна, пять тысяч жителей в поселке, а у вас 500 учеников. На базе вашего образовательного учреждения даже взрослая вечерняя школа занимается. Если подсчитать, получается, что каждый десятый житель поселка Пролетарий от мала до велика с утра до вечера в будни и иногда в выходные проводит время в здании школы! Закономерен вопрос - в каких условиях? Нуждаетесь ли вы в ремонте, другой помощи?
- У меня уже и смета есть на ремонт спортзала! Губернатор области был у нас в школе с визитом, отметил, что нужно отремонтировать спортзал. Смету я сразу сделала на сумму около миллиона рублей, но наш район пока ее осилить не может. Я понимаю - у кого-то канализация течет, у кого-то с кровлей проблемы, это, конечно, более насущная задача, чем ремонт спортзала. Так что терпеливо ждем, пока до нас очередь дойдет.
Другая наша беда - отсутствие актового зала в школе: такая планировка здания. Поэтому театральный кружок, например, репетирует и ставит спектакли без сцены - в рекреациях, в спортивном зале. Я составила программу развития школы, где отметила, что нам нужна пристройка, в которой разместились бы актовый зал, спортивный зал и спальни для первых классов на 60 мест. Второй спортзал нужен, потому что мы не помещаемся в одном. Три часа физкультуры - и столько классов!
У нас уже давным-давно назрела проблема замены школьных рам. Один этаж мы смогли осилить, на двух остальных этажах нужно менять рамы. И давно уже стоит проблема замены радиаторов, которые установлены в школе в 1968 году.
Боюсь, что школа не продлит лицензию на преподавание автодела, которая заканчивается в 2012 году. У нас ведется профессиональное обучение автоделу, мы выдаем водительское свидетельство категории С; ребята параллельно получают в ГИБДД права. Это реальная возможность для юношей получить профессию прямо у себя в поселке, не выезжая в областной центр. Но возникла проблема. У школы есть две машины - одна на разборку, одна на езду. Последняя очень старенькая, латаем ее постоянно. Срочно нужна новая машина или хотя бы новый двигатель на наш старый автомобиль ГАЗ-3307. Мечтаем о спонсоре. Машину нам, конечно, не приобрести, не заработать на нее никогда. Нужна помощь!
Проблемы есть всегда, но нужно на них не зацикливаться, смотреть в будущее. А от благополучия, от нормальной работы сельской школы, несомненно, зависит и будущее всего поселка.


Комментарий

Светлана ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета образования администрации Новгородского муниципального района Новгородской области:
- Татьяна Геннадьевна Кругликова руководит педагогическим коллективом школы поселка Пролетарий с 1993 года. Она почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РФ. В прошлом году губернатором Новгородской области ей была вручена награда - Знак отличия Новгородской области.
Школа, которую возглавляет этот руководитель, - самая большая в Новгородском районе по количеству учащихся. Есть перспектива дальнейшего роста числа учеников этого образовательного учреждения, так как в последние годы наметилась тенденция к увеличению рождаемости. В школе обучаются дети из поселка Пролетарий и 14 населенных пунктов района, самый удаленный из которых находится в 25 км от поселка. Ребят перевозит школьный автобус, который отвечает современным требованиям.
Школу поселка Пролетарий можно назвать уникальной, поскольку в ней есть свои ценные традиции, достижения. Ежегодно школа выпускает от 1 до 8 медалистов. Каждый учебный год очень большое число учеников этой школы участвует в районных предметных олимпиадах, многие выходят на областной уровень и даже показывают себя на всероссийском этапе олимпиад. Учащаяся Валентина Брынза за свои достижения в учебной и научно-исследовательской работе получила в минувшем учебном году областную стипендию «Господин Великий Новгород».
Несомненно, в успехах учеников есть большая заслуга педагогов школы. На всех уровнях образования - начальном, основном, среднем, дополнительном - в этом коллективе зажигаются педагоги-«звездочки». Они активно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства. Многие учителя за результаты педагогического труда награждены ведомственными наградами. Большинство педагогов имеют высшую квалификационную категорию.
На протяжении последних пяти лет школа поселка Пролетарий занимает первое место в рейтинге образовательных учреждений Новгородского района. Это опорная площадка по многим позициям как в учебной деятельности, так и в дополнительном образовании, уникальная школа, где профильное образование полностью ориентируется на потребности учеников и их родителей.