Майя ЛОМИДЗЕ, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

- Количество детей, отдохнувших в лагерях, показывает, насколько масштабный сегмент рынка, о котором нужно говорить серьезно и обстоятельно. Дело сегодня не только в количестве, но и в качестве детского отдыха, так как все, что касается детей, заслуживает более пристального внимания как органов власти, так и участников рынка, которые занимаются этим видом туризма и которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Дело даже не в том, что это связано с большей ответственностью и серьезным подходом к организации отдыха детей, но и в том, что этот сегмент рынка совершенно не регулируется. На мой взгляд, требуется серьезное совершенствование законодательства, в том числе и отраслевого, именно для решения проблем организации и правового обеспечения детского отдыха как в России, так и за рубежом. Правовое поле в этом случае подразумевает не только защиту и обеспечение безопасности ребенка, но и в целом множество аспектов, касающихся непосредственно организации отдыха - взаимодействия при размещении, классификации и сертификации мест отдыха, возможно, аттестации каких-то программ, которые предлагают детям, прозрачности информации, донесения ее до родителей. Все это сегодня делается на основе опыта большого количества туристических компаний, которые занимаются детским отдыхом, но, по сути, это нигде не прописано и не регламентировано, не стандартизировано. Детский отдых заслуживает того, чтобы быть выделенным как понятие в Законе «О туризме», сейчас его нет. То же самое касается организации отдыха подростков и студенчества. Как только это будет внесено в закон, можно вводить в него и дополнительные главы, которые регламентируют этот вид деятельности.

Наталья ТЮРИНА, журналист:

- В принципе как такового лагеря, куда мы ездили в детстве, где были разновозрастные отряды, разные программы, медицинские услуги, творческая составляющая, уже нет. Есть отдельные программы, которые предлагают на рынке различные туроператоры. Они абсолютно различные по направленности, по месту и условиям проведения и, естественно, по ценовым предложениям. Эти программы финансируют из различных бюджетов, кроме того, их приобретают родители. Классифицировать программы пока не удается, тут царит почти полный хаос.
Есть четыре группы программ. Первая - программы оздоровительного отдыха, таких программ почти 50 процентов. Вторая - программы, связанные с обучением: это языковые, различного рода математические, естественно-научные и другие школы, ориентированные на углубленное изучение предметов. Третья - программы «Творчество и отдых»: различные квесты, проекты, программы, где дети что-то творят, создают, делают, причем в рамках какой-то тематической зоны, например, играют в различные сказки по Толкиену, разыгрывают сюжеты, связанные с Робином Гудом. Четвертая группа - туристическая программа, где дети ходят в походы, запланирован различный активный отдых. Вся сложность в том, что сегодня сами организаторы не очень позиционируют то, что хотят предложить. Как правило, они говорят о том, что их лагеря и оздоровительные, и творческие, когда же начинаешь выверять данные, соотносить их с той информацией, которая размещена у этих организаторов на сайтах, то оказывается, например, что на сайте организаторы позиционируют оздоровительную программу или лагерь, хотя до этого говорили, что занимаются обучением или активным творчеством. Очень сложно понять, что происходит на практике, потому что по большому счету как таковых программ, отдельных продуктов, описанных, представленных, сертифицированных, сегодня не существует.
Нужно понимать, что когда мы говорим о тех гарантиях, о той ответственности, которые государство сегодня обеспечивает детям, родителям в плане детского отдыха, то в первую очередь речь идет о тех школьных лагерях, которые организуют на базе школ, с другой стороны, об оборудованных лагерях. Сегодня единственный документ, который хоть как-то нормирует эти вещи, обеспечивает гарантии, - это лицензионные требования к стационарным лагерям, то есть СанПиНы. Никаких требований, например квалификационных, к педагогическим кадрам на сегодняшний день нет, нет никаких требований, никаких практик сертификации тех программ, которые реализуют лагеря. Хотя программа оздоровительного отдыха должна чему-то соответствовать - возрасту ребенка, климату того места, в котором этот лагерь находится.
Сегодня всё оценивают те структуры, которые отвечают за организацию детского отдыха. В основном проверка - это насколько та база, куда дети приедут, отвечает новым СанПиНам. И это уже хорошо, потому что из 300 сайтов организаций, которые занимаются детским туристическим отдыхом не только в России, но и в Украине, в других странах, только на трех я увидела размещенные на официальных порталах лицензии и сертификаты, которые бы говорили о соответствии качества; другие партнеры их предлагают посмотреть в явочном порядке, когда родители уже придут непосредственно в офис покупать путевку.
Могут ли родители приехать и посмотреть? В лучшем случае организаторы отдыха предлагают им встретиться, провести родительское собрание накануне выезда детей, но ни один из организаторов отдыха не предлагает родителям выехать в лагерь и посмотреть, как дела обстоят на месте.
Конечно, есть программы за рубежом, но они не всегда, к сожалению, того качества, которое требуется, поэтому практически чуть ли не на последних позициях в рейтинге лагерей находятся те программы, которые проводятся за границей. Хотя там прекрасный отдых, хорошие номера, замечательное море, вожатые. Но дети заняты только до обеда, то есть это должен быть достаточно взрослый, самостоятельный ребенок.
Проблема результата и качества - первостепенные. Получить внешнюю объективную информацию об этом, за исключением какого-то социологического опроса, практически невозможно. На сайте представлены педагоги, но нет ни методик, ни описаний программ, тем более фиксации тех результатов, которые должны там быть. По сути дела, когда мы приобретаем путевку, то получаем некий тур на какое-то количество дней с определенным питанием и с определенной гарантией, что ребенок вернется после этого тура. Настораживает, что ни один профессионал, который работает летом с ребенком, не прошел определенной сертификации.



Борис САМАРЯНОВ, председатель Комитета по детскому отдыху и образовательным поездкам АТОР:

- По результатам нашей двухлетней работы мы выяснили множество причин, которые мешают нам организовывать качественный детский отдых. Первая - та законодательная база, которая призвана защищать отраслевые ведомства, но не помогает тем, кто организует отдых, и родителям, желающим получать качественный продукт. Например, это СанПиНы, предписывающие требования к перевозке детских групп. Мы много спорили с Роспотребнадзором, и в результате была принята новая редакция СанПиНов по перевозке детей на железнодорожном транспорте, но, к сожалению, все же большую часть наших предложений при этом не учли. В результате теперь детей можно перевозить только в вагонах с биотуалетами, а мы знаем, что таких вагонов в РЖД практически нет. Весной РЖД отменили действие детских и молодежных тарифов, в результате летом дети и студенты не имеют никаких скидок, то же самое произошло и с «Аэрофлотом».

Людмила СЫСОЙКИНА, эксперт Российского союза туриндустрии:

- Нет определения детского отдыха как такового, а ведь это очень сложный и многообразный вид деятельности. Помимо этого он подразделяется на отдых внутри страны и зарубежный, что порождает свою ярко выраженную специфику, существует масса видов отдыха, которые должны быть обязательно определены. Это экскурсионные туры, автобусные поездки, детские лагеря отдыха, спортивные, туристические и другие лагеря. Впрочем, что касается детского отдыха внутри страны, то тут есть даже некоторый регламентный перекос, особенно в детских лагерях. Мы знаем, что огромное число ведомств прикладывает руки к тому, чтобы выпустить внутренние инструкции, положения, я уже не говорю о СанПиНах. Минобрнауки РФ выпускает свои инструкции, Госпожнадзор - свои, Роспотребнадзор - свои, есть различные требования, прописывающие порядок работы детских лагерей в зависимости от того, где они находятся - на Кавказе, в средней полосе России или на Севере. Но вся эта жесткость требований все равно не гарантирует безопасности ребенка, потому что тут, как и в любом деле, слишком много инструкций и отчетности, и люди, которые должны заниматься педагогической и организационной деятельностью, думают лишь о соблюдении этих инструкций и оформлении бумаг, а не о конкретных детях. Если же говорить о зарубежном отдыхе, то здесь как раз наоборот, мы наблюдаем вакуум в регламентации. Те, кто занимается организацией отдыха, сами для себя разрабатывают регламенты, а потом их соблюдают. Они сами выбирают лагерь, решают, на каком расстоянии должно быть море, сколько должно быть охранников, какая еда, каким должно быть содержание программ отдыха, подбирают педагогический состав и так далее. Безопасность детей на отдыхе стала их прерогативой. Существует еще одна задача - сделать отдых недорогим. Сегодня важно то, насколько люди, занимающиеся организацией детского отдыха, отдают себе отчет, сколь трудна и ответственна их задача. Есть люди ответственные, болеющие за дело, но есть и огромное количество тех, кто не напрягает себя решением множества проблем, для кого важны только заработки. В этом случае мы говорим, что нужны некие регуляторы этой деятельности. Что это будет? Может быть, межправительственные соглашения, позволяющие российским органам власти, независимым экспертам оценивать состояние лагерей и пригодность их для детского отдыха, чтобы это был не пятизвездочный отель с ночной продажей спиртных напитков и всеми видами развлечений, включая ночные клубы. Может быть, это будут какие-то законодательные акты, устанавливающие изначально ответственность, в том числе уголовную, за плохую организацию детского отдыха на территории России. Должны быть разумные правила, исключающие любую вакханалию в этом важном деле.
Полосу подготовила