«Ребенок сможет поступать в любую школу, однако приоритет будут иметь дети, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением», - пояснил председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.
Правительство РФ в целом поддержало законопроект, отметив лишь, что положение, предусматривающее обязанность органов местного самоуправления осуществлять учет детей, подлежащих обучению по программам дошкольного образования, повлечет расходы из местных бюджетов. Поэтому в законопроекте необходимо определить источники и порядок финансирования этого полномочия.

Вносится депутатами Государственной Думы О.В.Морозовым, Г.А.Балыхиным, Н.И.Булаевым, А.Ю.Воробьевым,
И.К.Родниной, В.В.Рязанским

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 5, 21; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 7, ст. 786; 2010, № 25, ст. 3072) следующие изменения:
1) В статье 16:
а) в абзаце втором пункта 1 слова «начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования» исключить;
б) пункт 1.1. изложить в следующей редакции:
«1.1. Правила приема граждан в образовательное учреждение в части, не урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и уставом образовательного учреждения определяются образовательным учреждением самостоятельно.
Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать территориальную доступность муниципального образовательного учреждения для граждан, проживающих на закрепленной органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов за этим учреждением территории, и имеющих право на получение общего образования.».
2) В статье 31:
а) подпункт 5 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, закрепление территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными учреждениями;»;
б) пункт 2 после слов «в сфере образования» дополнить словами «, в том числе по закреплению территорий за образовательными учреждениями субъекта Российской Федерации,».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений»

Проект федерального закона направлен на обеспечение территориальной доступности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, независимо, в том числе от места жительства.
Вместе с тем, при получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Так, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 (зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997), установлен радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
При этом органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не наделены полномочиями по определению территории, которая закрепляется за образовательным учреждением в целях обеспечения его территориальной доступности для граждан.
С учетом этого законопроектом предлагается уточнить, что понимается под «определенной территорией» и установить полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по закреплению территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными учреждениями. При этом предполагается, что прием в государственные образовательные учреждения для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования будет осуществляться без учета территориального расположения этих образовательных учреждений.
Также законопроектом предлагается закрепить, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять учет детей, подлежащих обучению по общеобразовательным программам не только начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, но и дошкольного образования.
Одновременно с этим законопроектом устраняется внутренне противоречие Закона Российской Федерации «Об образовании» между пунктом 1 статьи 16 и пунктом 11.3 статьи 28. В соответствии с пунктом 11.3 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится, в том числе установление порядка приема в образовательные учреждения. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти устанавливается порядок приема в образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования. Проектом федерального закона предлагается привести абзац второй пункта 1 статьи 16 в соответствие с пунктом 11.3 статьи 28 Закона Российской Федерации, сняв ограничение на установление порядка приема только в образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений»

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений» не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Официальный отзыв
на проект федерального закона № 558025-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на обеспечение территориальной доступности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 11 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
При этом органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не наделены полномочиями по определению территории, которая закрепляется за образовательным учреждением в целях обеспечения его территориальной доступности для граждан.
С учетом этого законопроектом предлагается уточнить, что понимается под «определенной территорией», и установить полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по закреплению территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными учреждениями.
Таким образом, принятие законопроекта позволит обеспечить территориальную доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Вместе с тем используемое в законопроекте понятие «территориальная доступность» требует уточнения, поскольку в нормативных правовых актах Российской Федерации указанное понятие не определено.
Подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять учет детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам не только начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, но и дошкольного образования.
Реализация данного полномочия органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов повлечет расходы из местных бюджетов. В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим в законопроекте необходимо определить источники и порядок исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает проект федерального закона с учетом высказанных замечаний.