Законодательные основы
В основе оценки эффективности использования подведомственными Минобрнауки России учреждениями образования имущественного комплекса лежит ряд законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и локальных актов.
В Бюджетном кодексе РФ (ст. 34) определено, что эффективным считается использование средств с достижением заданных результатов учреждениями.
В Гражданском кодексе РФ установлено, что:
к объектам гражданских прав относится имущество, интеллектуальная собственность (ст. 128);
право собственности и другие вещные права на недвижимость (здания, сооружения, земельные участки) подлежат регистрации в Едином государственном реестре (ст. 131);
сделками (включая имущество) признаются действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153);
собственнику принадлежат права ведения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209).
В Законе РФ «Об образовании» вопросы использования имущества изложены следующим образом.
Объекты собственности (здания, сооружения, оборудование, необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), закрепленые учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения; земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленным законодательством Российской Федерации; образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности; образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества (ст. 39 этого закона).
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением, за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (ст. 13).
Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 43).
Более подробно вопросы использования имущества изложены в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
За высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. За вузом закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки. Высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества (ст. 27 данного закона).
Далее в этой статье закона указано, что вузы с согласия учредителя (собственника) и на основании договоров имеют право предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать на основании договоров движимое и недвижимое имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.
Также вузы с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между вузом и медицинским учреждением имеют право предоставлять медицинским учреждениям в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся и работников вузов и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями или муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе. Использование вузом природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Предусмотрено в данной статье закона, что высшие учебные заведения, закрепленные за ними на правах оперативного управления либо находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, в том числе во владении, пользовании или распоряжении, учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Кроме того, в этой статье закона указано, что вузы, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и вузы, созданные государственными академиями наук, имеют право без согласия собственника их имущества, с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.
Денежные средства, оборудование или иное имущество, находящееся в оперативном управлении данных вузов, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные вузы, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными вузами (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений.
В статье 33 данного закона указано, что вузы в целях участия в международной деятельности Российской Федерации имеют право создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технические парки и другие подразделения).
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 года №337, предусмотрено, что Минобрнауки России:
осуществляет в пределах, определенных законодательством и нормативными правовыми актами, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного организациям, подведомственным министерству (пп. 5.5.1);
в установленном порядке осуществляет финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы (пп. 5.25);
осуществляет федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (пп. 5.2.58);
разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие (пп. 5.16).

Как это должно работать?
Изучение в образовательных учреждениях наличия и использования имущественного комплекса представляет собой ряд последовательных этапов.
Прежде всего надо установить бухгалтерские и статистические данные (в динамике за ряд лет) общей площади зданий, сооружений и земельных участков, балансовой стоимости объектов недвижимости. Эти данные можно положить в основу определения эффективности использования имущественного комплекса в учреждениях образования.
За ряд лет следует выяснить движение основных средств - поступление и выбытие их, а также проводимую переоценку (дооценку, уценку), отражение этих операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Важным является выявление возникновения прав образовательного учреждения на использование имущества, полноту оформления прав на недвижимое имущество и земельные участки (во всех местах их расположения). Сейчас это является ключевым вопросом. Например, в 2010 году в МИФИ - Московском инженерно-физическом институте (государственном университете) было вскрыто, что 114 объектов недвижимости общей площадью 40,8 тыс. кв. м, а также 33 земельных участка общей площадью 1432,9 тыс. кв. м не внесены в реестр федерального имущества.
При выяснении причин такого положения оказалось, что отсутствует техническая документация на сооружения, возведенные до 1994 года собственными силами, не проводилась и техническая инвентаризация данных объектов с целью последующего их внесения в реестр федерального имущества.
Не оформлено право пользования (бессрочного) и право собственности Российской Федерации в Тверской, Ярославской и Московской областях.
Такое длительное неоформление права собственности Российской Федерации на земельные участки и объекты недвижимого имущества в глубинке может вызвать нездоровый интерес у недобросовестных лиц и их самозахват.
Важный вопрос фактического использования имущественного комплекса - загруженность в учебном процессе и научных исследованиях зданий, сооружений, оборудования и аппаратуры.
Актуально это, потому что в образовательных учреждениях в настоящее время основные средства составляют значительную сумму. Так, в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) балансовая стоимость основных средств на
1 июля 2010 года составляла 7,6 млрд рублей.
В этом федеральном университете продолжалось новое строительство, что отразилось на увеличении стоимости основных средств в связи с вводом в эксплуатацию объектов строительства, таких как библиотека на 900 тысяч томов, трансформаторная подстанция, наружные сети и коммуникации.
При определении эффективности использования имущественного комплекса важен тщательный анализ фактических затрат на его содержание, включая платежи налога на имущество за фактически неиспользуемое оборудование. Нерациональным является и приобретение оборудования и аппаратуры не у предприятий-изготовителей, а у посреднических фирм (с дополнительной оплатой их услуг).
Необходимо установление и достаточности у образовательного учреждения учебно-лабораторных площадей и общежитий. В случае их недостаточности необходимо выяснить наличие возможных источников финансовых средств на исправление такого положения, в том числе за счет внебюджетных средств.
При анализе деятельности учреждений образования целесообразно выявить обоснованность передачи в аренду сторонним организациям федерального или муниципального имущества и в то же время самим арендовать на стороне учебно-лабораторные площади.
Принципиальное значение имеет проведение оценки влияния эффективного использования имущественного комплекса образовательных учреждений на их финансовое положение.
В утвержденных программах развития образовательных учреждений на 2009-2018 годы должны находить вопросы:
модернизации их материально-технической базы, позволяющей создать мощную основу для совершенствования учебного процесса и научных исследований;
развития инфраструктуры образовательной и научно-инновационной деятельности.
Мероприятия, предусмотренные в программах развития образовательных учреждений, практически уже осуществляются.
В конце 2010 года по решению Минобрнауки России Московскому государственному университету приборостроения и информатики был присвоен статус инновационной площадки.
Чтобы соответствовать этому статусу университет осуществляет разработку, апробацию и внедрение новых методов ведения учебного процесса, планирования, учета и анализа образовательной и научной деятельности студентов и аспирантов.
В целях реализации основных направлений реформирования и совершенствования образовательного процесса в университете:
- создаются новые и развиваются существующие учебно-научные инновационные комплексы;
- открываются новые учебно-научные лаборатории (в том числе интернет-лаборатории);
- создается единая информационная система управления вузом, затрагивающая все стороны деятельности университета: учебно-научно-инновационную, хозяйственную, административную.
Это потребовало обновления исследовательских и измерительных приборов, специализированного оборудования, в том числе для проведения лабораторных практических работ и НИОКР.
Студенты получают доступ к электронной библиотеке, видеолекциям, видеокурсам, системам тестирования.
В учебный процесс должны внедряться информационно-интеллектуальные технологии. Особое внимание в учреждениях образования нужно уделять развитию и эффективному использованию той части имущественного комплекса, которая составляет инфраструктур, - удовлетворение социальных, бытовых, спортивных и культурных потребностей молодежи. Гордостью Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова является победа в конкурсе общежитий вузов.
Все более становится ясно, что будущее за инновационными технологиями, без которых невозможно поступательное развитие промышленности. Вузы встали на путь расширения использования своего имущественного комплекса - создания центров коллективного использования оборудования и аппаратуры, коммерческих подразделений при вузах.
Одним из лидеров инноваций в России стал Тюменский государственный университете систем управления и радиоэлектроники. Вокруг него создано 125 дочерних фирм, среди них есть крупные - с оборотом 100 миллионов евро.
В субъектах Российской Федерации учебные заведения участвуют и становятся победителями конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Победители конкурса получают дополнительные средства, которые они направляют прежде всего на приобретение современного учебного оборудования, для занятий физкультурой и спортом, изучения правил дорожного движения.
С помощью технических университетов школы, гимназии и лицеи внедряют информационные и социальные технологии, что способствует формированию у учащихся определенных личных качеств.

Что изменить?
Современные технологии, все более внедряемые в учебный процесс, требует совершенствования законодательной, нормативно-правовой базы, в том числе по формированию и использованию имущественного комплекса образовательных учреждений всех уровней.
В Законе РФ «Об образовании» следует расширить и более подробно сформулировать вопросы формирования и эффективного использования материально-технической базы образовательных учреждений с учетом внедрения современных технологий в учебный процесс.
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вопросы эффективности использования имущества вузов целесообразно формулировать применительно к тому, что сегодня вузы во многом представляют собой учебно-научно-производственно-хозяйственный комплекс. В особенности это касается статьей 2, 3, 8, 12, 27, 28, 33 данного федерального закона.
В Положении о Минобрнауки России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.05.10 №337, следовало бы расширить
пп. 5.2.16, добавив в нем упоминание о формировании и эффективном использовании материально-технической базы образовательных учреждений.