- Сокращение численности педагогических работников должно осуществляться в соответствии с действующим трудовым законодательством (ст. 82, 178, 179, 180 Трудового кодекса РФ).
Принципы преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников изложены в ст. 179 ТК РФ.
В первую очередь необходимо определить, кто из работников обладает более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:
- семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
По логике Трудового кодекса РФ при решении вопроса о сокращении ставки учителя начальных классов в качестве кандидатов на сокращение должны рассматриваться все учителя начальных классов. Если все работники обладают одинаковой производительностью труда и квалификацией, при этом каждый подпадает под гарантии ч. 2 ст. 179 ТК РФ, то только тогда можно исходить из принципа преемственности классов, принятого в образовательной сфере, и рассматривать как кандидатов на увольнение по сокращению лишь учителей начальных классов одной параллели (бывших первых классов).

- Я проработала в школе 12 лет, имея не педагогическое, а техническое высшее образование. Не раз проходила курсы повышения квалификации, имею 1-ю квалификационную категорию. В этом году директор предупредила, что по новым требованиям я больше не смогу преподавать, так как у меня нет высшего педагогического образования. Мне предлагают написать заявление об уходе по собственному желанию. Посоветуйте, как поступить.
А.ЖБАН
Краснодарский край

- В связи с введением поправок в Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196) в 2008 году в п. 62 этого документа появилась следующая формулировка: «Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации».
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010
№ 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - Квалификационные характеристики) учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Кроме того, пунктом 9 Общих положений Квалификационных характеристик предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Поэтому если ваше образование совпадает с профилем дисциплин, по которым вы ведете преподавательскую деятельности, то нет необходимости приобретать иную квалификацию. Окончательное решение по вопросу вашего соответствия занимаемой должности принимает аттестационная комиссия.


Документы

- Мой муж получил диплом об образовании в г. Астана (Казахстан) в 2006 году. Специальность - фельдшер-лаборант. Нужно ли подтверждать этот диплом для возможности работы по специальности в России, если муж получит российское гражданство?
Регина МАЛЬЦЕВА
Тюменская область

- Дипломы, полученные в высших медицинских учреждениях иностранных государств, включая бывшие республики СССР, позднее 1991 г., должны быть подтверждены в Министерстве образования РФ на соответствие системе образования РФ.
Врачи, имеющие дипломы иностранных государств и работающие в лечебных учреждениях Минздравсоцразвития РФ, для прохождения обучения на циклах усовершенствования (переподготовки) на бюджетной основе должны предоставить подтверждение российского гражданства.
Кроме того, приказом Рос-
здравнадзора от 26.02.2007
№ 411-Пр/07 с 2007 года утвержден Перечень образовательных учреждений, в которых в 2007 году создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Допуск к профессиональной деятельности в Российской Федерации лиц, обладающих дипломами иностранных государств о медицинском и фармацевтическом образовании, осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 07.02.95 № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», в соответствии с которым лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью и подавшее заявление, направляется на сдачу специального экзамена в соответствующее образовательное учреждение.
Приказом Минздрава России от 26 июля 2000 года № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» установлено, что копии протоколов специальных экзаменов (утвержденной формы) ежемесячно представляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Процедура допуска к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, а также вышеуказанные нормативные акты размещены на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальной защиты www.roszdravnadzor.ru («Деятельность по аккредитации и сертификации», раздел «Аттестация и сертификация специалистов в сфере здравоохранения и социального развития», вкладка «Нормативно-правовые акты Правительства РФ, Минздрава России и Минздравсоцразвития России от 02.06.2006»).

Отпуск

- Работаю методистом в городском центре методического обеспечения учреждений образования. По совместительству работаю в школе-интернате
VIII вида в должности учителя начальных классов с нагрузкой 8 часов в неделю. Какова продолжительность отпуска?
Н.ЛАВРУШИНА
Тверская область

- В части определения продолжительности ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений, применяется постановление Правительства РФ от 01.10.2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».
В соответствии с указанным постановлением методисту центра методического обеспечения предоставляется отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
За работу по совместительству учителем в школе-интернате XIII вида отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней. Соответственно отпускные вы должны получить за 56 календарных дней по должности учителя школы-интерната VIII вида, за 42 календарных дня - по должности методиста центра методического обеспечения. Но на работу по основной должности вы должны выйти по истечении 42-дневного отпуска.


Аттестация

- Год назад меня назначили заведующей библиотечно-информационным центром школы. Мне отказывают в прохождении аттестации. Правомерно ли это?
Е.САЛЬНИКОВА
Письмо с сайта «Учительской газеты»

- Если речь идет об аттестации руководителя структурного подразделения образовательного учреждения, то надо учитывать, что оплата труда руководителей структурных подразделений, а также правила их аттестации устанавливаются локальными актами работодателя.
Если ваша должность называется «библиотекарь», то в этом случае можно применять рекомендации, направленные письмом Минкультуры РФ от 08.02.2010
№ 7790-44/04-ПХ «Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства».
Периодичность проведения аттестации в таких случаях устанавливается на уровне учреждения самостоятельно. При этом для различных категорий работников может быть установлена разная периодичность проведения аттестации, но обязательно одинаковая для работников одной и той же категории.
Периодичность проведения аттестации устанавливается с учетом временных отрезков, за которые происходит старение знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности в той или иной должности в связи с изменением методов и технологии работы. В среднем же аттестация проводится, как правило, один раз в три - пять лет.
Аттестация работников может осуществляться регулярно за установленный промежуток времени - очередная (плановая) аттестация, а также в связи с обстоятельствами, возникающими у работодателя или работника, - внеочередная (неплановая) аттестация. К таким обстоятельствам можно отнести:
- необходимость выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения;
- способ выбора на объективной основе работника, квалификация и профессиональные качества которого позволяют занять более высокую должность;
- просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение.


Пенсия

- Работаю преподавателем в колледже культуры и искусства и по совместительству в детской музыкальной школе. Будут ли засчитываться в стаж для досрочной пенсии периоды моей работы в этих должностях?
О.ГАВРИЛОВА
Письмо с сайта «Учительской газеты»

- Правительство РФ утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» (постановление от 11.07.2002 г. №516), а также специальные Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогическим работникам (постановление от 29.10.2002 г. №781).
Согласно Списку работа в должности преподавателя колледжа (любого наименования) засчитывается в стаж для досрочной пенсии. И работа в должности преподавателя музыкальной школы также включается в стаж для досрочной пенсии.
Что касается правил подсчета стажа, то они следующие. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами. На сегодняшний момент это правило, судя по письму, вы выполняете.
Особо отмечены правила подсчета стажа для работников учреждений дополнительного образования детей (музыкальной школы в частности). В соответствии с п. 12 Правил работа в должности преподавателя музыкальной школы за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Поскольку в отношении вас выполняются все требования закона и указанных Списка и Правил, то представляется, что у вас не должно быть проблем с назначением досрочной педагогической пенсии.