Как известно, Президент России Дмитрий Медведев выдвинул важнейшую задачу модернизации нашей страны. Успех ее решения зависит от множества ключевых факторов, но один из главных, безусловно, - уровень образования и культурного развития. Понятно, что первоначально знания и культура прививаются в семье, но в полноценном масштабе они становятся достоянием личности уже в школе. Именно из школы выпускник выходит во взрослую жизнь, и его будущее во многом зависит от качества усвоенных знаний, способности адаптироваться в высокотехнологичном, конкурентном мире, наконец, нравственного облика.
2010 год, объявленный в России Годом учителя, в соответствии с первоначальным замыслом должен был привлечь внимание государства и общества к проблемам школы, положению и роли учителя, создав условия для последующих позитивных изменений. Разумеется, наиболее острые проблемы современной школы не были и не могли быть решены в течение одного года. Мы думаем, внимание к школе и учителю должно быть величиной постоянной, поэтому и назвали свою работу «От Года учителя - к веку образования!».
На рубеже тысячелетий традиционная система образования столкнулась с трудностями, связанными с поразительно резким увеличением объема информации и скорости ее обращения, становящимися приоритетными по сравнению с вечными нравственными ценностями. Будучи общемировой, эта проблема приобрела особую остроту в России. Новая система нравственных ценностей, ориентирующаяся в первую очередь на достижение личного успеха, обеспечение любыми средствами победы в ходе жесткой конкурентной борьбы, вступила в трудноразрешимое противоречие с моральными нормами и представлениями значительной части российского общества, что привело к кризисной ситуации. Ее еще несколько лет назад достаточно точно обозначил губернатор Омской области Леонид Полежаев (или кто-то из его референтов): «Главная беда образования в мире - обнищание души при обогащении интеллекта».
Одним из проявлений кризиса стало снижение престижа учительской профессии, что может привести к весьма негативным последствиям. Ведь именно учитель - носитель культурного кода страны, передающий его новому поколению как эстафетную палочку. В этом отношении наше исследование как попытка разобраться в проблемах современной школы, общественных ожиданиях и итогах прошедшего Года учителя, хочется надеяться, будет признано актуальным. Мы решили, изучив материалы об основных мероприятиях, проводившихся в Год учителя, определить, насколько его можно считать успешным, а итоги года - способными создать основу для последующих позитивных изменений в сфере образования, роли школы в жизни общества, положении и статусе учителя. В ходе исследования мы изучили многие официальные документы, в том числе Послания Президента РФ Федеральному Собранию, выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, статьи в периодической печати, материалы Интернета, включая сайты регионов.
Практическая значимость нашего исследования, как мы надеемся, состоит в том, что оно позволяет более точно охарактеризовать положение дел в сфере образования, представить взгляд на него - честный, самостоятельный и независимый, может быть, и подсказать тем, от кого зависит осуществление образовательной политики, адекватные решения в процессе осуществления действительно необходимых школе образовательных реформ.
В первую пятницу октября мы ежегодно поздравляем наших педагогов с их профессиональным праздником. Цветы, слова признательности, концертные номера - непременные спутники этого дня, но до недавнего времени мы не знали, когда же возникла эта традиция.
Выяснилось, что первоначально она зародилась в США. Еще в 1944 году, когда шла Вторая мировая война, обычная учительница из штата Арканзас написала обращение к американским политикам, в котором предложила воздать должное педагогам за их самоотверженный и такой важный для общества труд. К счастью, с этим письмом ознакомилась энергичная и влиятельная женщина - жена президента США Элеонора Рузвельт, которой уже после смерти Франклина Делано Рузвельта удалось убедить сенаторов принять необходимое решение. Впрочем, прошло целых 9 лет, прежде чем празднование дня учителя в США начало проходить на государственном уровне.
Соответствующее решение в СССР было принято через 12 лет. Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР День учителя начиная с 1965 года стали праздновать в первое воскресенье октября. Учителя и ученики привыкли к этой дате, хотя по указу первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина День учителя следует праздновать 5 октября, во Всемирный день учителя, утвержденный ЮНЕСКО. Впрочем, и во многих других странах учителей поздравляют в разные дни: в Китае - 10 сентября, Польше - 14 октября, Бразилии - 15 октября.
Нас также заинтересовало, в связи с чем возникла идея самого престижного конкурса российских педагогов «Учитель года», тем более что наш преподаватель истории Григорий Плоткин входил в состав оргкомитета Первого Всесоюзного конкурса «Учитель года» и стал одним из его организаторов. Мы узнали, что подобные конкурсы проводятся в США вот уже 60 лет, а 22 года назад, в июне 1989 года, инициатором проведения такого конкурса в СССР выступила «Учительская газета», главным редактором которой был тогда Геннадий Селезнев - впоследствии видный политический деятель современной России. Геннадий Николаевич возглавил оргкомитет конкурса. Победителем I Всесоюзного конкурса, состоявшегося в 1990 году, стал молодой талантливый учитель русского языка и литературы из Тульской области Александр Сутормин. Шестерку суперфиналистов конкурса принял в Кремле президент СССР Михаил Горбачев. С тех пор подобные конкурсы проводились в нашей стране еще 20 раз. В прошлом году его победителями стали директор школы из Москвы учитель математики Михаил Случ и учитель биологии и химии из Тульской области Андрей Гарифзянов. Победители по традиции получают много различных наград, и среди них главный приз - «Хрустальный пеликан». Однако, к сожалению, традицией в нашей стране в отличие от США не стала миссия победителя конкурса как представителя интересов учительства в целом, выразителя его надежд и чаяний.
Мы выяснили, что идею проведения Года учителя высказал Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. При этом он заявил, что идея принадлежит образовательному сообществу. Нам удалось узнать, что ее предложили на съездах Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», которое возглавляет ректор МГУТУ доктор экономических наук Валентина Иванова. Дмитрий Медведев заверил депутатов: «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». 10 марта 2009 года Президент РФ Медведев подписал указ №259 об объявлении 2010 года Годом учителя.
В соответствии с указом был образован оргкомитет по проведению Года учителя, который возглавил Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Заместителями председателя оргкомитета стали заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Правительство утвердило план важнейших мероприятий, включивший 5 основных направлений:
- организационные мероприятия по подготовке и открытию Года учителя (заседания оргкомитета, разработка эмблемы, программ ключевых мероприятий, их презентаций, торжественных церемоний открытия Года в России и субъектах РФ);
- мероприятия, направленные на развитие профессиональных педагогических сообществ, повышение мастерства педагогов (проведение региональных и Всероссийского конкурса «Учитель года», всероссийских конкурсов «Директор года», «Воспитатель года»);
- мероприятия по организации обсуждения вопросов профессионального развития и совершенствования педагогов (публичные дискуссии и семинары о современных требованиях к профессионализму учителя, конференции о путях и факторах обновления качества образования);
- мероприятия по формированию позитивного образа учителя средствами культуры и искусства (проведение экспозиций, выставок, «круглых столов», посвященных образу учителя в современной отечественной литературе);
- мероприятия по формированию позитивного образа учителя с помощью средств массовой информации (организация конкурсов публикаций и репортажей, учреждение номинации «Педагогическая поэма» в рамках Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион» за лучшую программу, посвященную труду учителя, учреждение номинации «За лучший интернет-сайт», проведение конкурса блогов школьных учителей).
Знакомясь с планами мероприятий, посвященных Году учителя и принятых в федеральных округах, мы обратили внимание на то, что наряду с традиционными мероприятиями были намечены и такие, в которых воплотились инициатива и творчество регионов. В Ставропольском крае предполагались туристические слеты работников образования, в Ростовской области - конкурс авторских программ дополнительного образования, проведение международной научно-практической конференции «Ребенок в мире культуры: подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию и развитию», в Свердловской области - форум педагогических династий, в Нижегородской области - приемы педагогов-ветеранов, ярмарки педагогических идей и проектов, в Хабаровском крае - проведение международной конференции «Инновационный учитель - инновационная экономика», в Санкт-Петербурге - выпуск компакт-диска «Золотые уроки учителей Санкт-Петербурга», в Москве - новогодний бал молодых педагогов, создание портретной галереи лучших педагогов, педагогические гостиные в педагогических колледжах, открытие музея истории профессионального образования города.
Мы считаем, что инициатива проведения Года учителя, казалось бы, свидетельствовала о внимании со стороны государства к проблемам образования, его заинтересованности в росте престижа и изменениях в положительную сторону статуса учительской профессии. Вообще, как нам представляется, в самых широких кругах российского общества теплилась надежда на то, что в Год учителя в сфере образования, культуре, общественном сознании произойдут существенные перемены. Предполагалось, что Год учителя станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования, важным рубежом на пути создания школы, предназначенной раскрыть способности ученика, сформировать интерес к учебе и познанию, быть адекватной требованиям времени, что, собственно, и составляет суть выдвинутой президентом инициативы «Наша новая школа». Ключевым должно было стать повышение престижа учительской профессии, формирование уважения к учительскому труду, рост его общественного признания.
Накануне Года учителя Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил некий сводный портрет учителя России, опросив 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 субъектов РФ.
Обращает на себя внимание, что большинство россиян устраивал уровень компетентности школьных учителей: 36% опрошенных оценили его весьма положительно, еще 37% сочли качество работы педагогов удовлетворительным. О том, что учителя плохо выполняют свои обязанности, заявили лишь 13%. Более высоко оценили работу педагогов сельские жители (47%), где школа продолжает все же оставаться неким культурным центром, а также молодежь в возрасте до 34 лет (42%). Среди авторов негативных отзывов преобладали столичные жители (21%).
Нас заинтересовали также ответы россиян на следующие вопросы (см. таблицу).


















Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что, по мнению россиян, за прошедшие с образования суверенной России годы учителя стали менее самостоятельными (25% вместо 33%) и, что особенно грустно, менее интересными (36% вместо 48%), менее одаренными (19% вместо 37%). Правда, значительно выросло в представлении опрошенных количество трудолюбивых (45% вместо 36%) и уменьшилось число карьеристов (24% вместо 39%). Это, казалось бы, вселяло надежду.
Согласно разработанному оргкомитетом плану мероприятий открытие Года учителя должно было состояться на форуме лучших учителей России в Москве в декабре 2009 года. Однако в итоге было принято другое решение, и торжественное открытие Года учителя состоялось в рамках Педагогической ассамблеи, прошедшей в Санкт-Петербурге в январе 2010 года. В работе ассамблеи приняли участие около 200 педагогов. Выступая перед участниками ассамблеи 21 января, Президент РФ Дмитрий Медведев дал официальный старт Году учителя в России. «Это мероприятие, - отметил он, - не просто дань уважения учительской профессии, хотя и это тоже. Я рассчитываю, что этот год станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования. И с другой стороны, годом позитивных перемен».
Любопытно, что Медведев выступал в актовом зале Российского государственного педагогического института имени А.И.Герцена на фоне панно с эмблемой Года учителя. Эмблема представляла собой изображение заботливых рук, выпускающих в небо птиц, символизирующих учеников. Эмблема была выбрана по результатам творческого конкурса, победителем которого стала дизайнер из Новосибирска Анна Щербакова. Ее рисунку было отдано предпочтение из почти трех тысяч присланных на конкурс вариантов. 29 января в Москве состоялось награждение победителей этого конкурса.
В течение 2010 года было проведено много ярких, запоминающихся мероприятий. К их числу можно отнести финал 21-го конкурса «Учитель года», проходившего с 23 сентября по 2 октября в Магнитогорске, где работает победитель предыдущего конкурса Наталья Никифорова; национальный конкурс «Воспитатель года», проходивший с 16 по 20 ноября в Подмосковье, в котором победила воспитатель мурманского Центра развития ребенка - детского сада №123 Юлия Малашок; состоявшийся 23-24 ноября в Москве финал конкурса «Директор школы-2010», победителем которого стал директор ижевской школы №97 Ахтам Чугалаев, и наконец, «PRO-образование» (конкурс средств массовой информации, победу в котором одержал коллектив «Учительской газеты»).
Значимым для нас стало и то, что в гала-концерте в Кремлевском дворце съездов с новой песней, посвященной педагогам, выступил ансамбль «Мелодия», солистка которого - выпускница нашей школы 1980 года, вице-президент второго состава клуба «Планета» Наталья Милославская.
Церемония закрытия Года учителя проходила 17 декабря 2010 года в Российской государственной библиотеке в Москве. Подводя итоги Года учителя, Президент РФ Дмитрий Медведев отнес к числу ключевых образовательных событий года утверждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подготовку законопроекта «Об образовании в РФ», разработку новых образовательных стандартов, утверждение нового порядка аттестации педагогических работников. «Самое главное, - подчеркнул Медведев, - мы стали заниматься проблемами школы, проблемами учителей, проблемами семьи на профессиональном уровне».
Однако мы обратили внимание на такие слова Медведева: «Мы все-таки хоть как-то, но постарались акцентировать внимание на самих педагогах, учителях и на трудностях вашей жизни, вашей профессии и на тех, может быть, высоких побудительных мотивах, которые движут любым преподавателем, любым педагогом. Не мне судить, удалось ли нам сделать все, что мы планировали. На этот вопрос, наверное, лучше ответите вы». Как нам представляется, все-таки тем, кто планирует, следует в первую очередь проанализировать, все ли удалось сделать...
Подводя итоги Года учителя, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил: «Этот год позволил нам понять, как важно быть учителем и как много зависит от учителя (мы-то надеялись, что руководители образования нашей страны поняли это гораздо раньше)... Одно из достижений этого года - то, что сегодня уже никто не скажет, что учитель - это неуважаемая профессия. Вся страна понимает: учитель - самый важный человек в жизни ребенка после его родителей».
Приятно было прочитать эти красивые слова, но жизненная реальность, к сожалению, бывает вовсе не такой, каковой видится из кабинетов больших начальников. Мы не уверены, что мнение министра разделяет режиссер возмутившего большинство педагогов фильма «Школа» Валерия Гай Германика и тем более те претендующие на роль отцов мужчины, которые позволили себе поднять руку на молодых девушек-учительниц в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Нас смутило то, что во время нашего интервью, отвечая на прямой вопрос «Удался ли Год учителя?», в прошлом учитель нашей школы, а ныне заведующий отделом науки московского Департамента образования Сергей Седов сказал: «Как чиновник, я должен ответить: да!» - и выдержал многозначительную паузу. А бывший первый заместитель министра образования РФ, ныне генеральный директор издательства «Дрофа» Александр Киселев в беседе с нами вспомнил о том, что в свое время в министерстве ему поручили другой участок работы именно из-за того, что он не разделял установку на введение единого государственного экзамена. «Самое печальное во всем этом, - отметил Киселев, - что те, кто продавливал ЕГЭ, абсолютно не доверяли учителю как профессионалу и творцу».
Мы обратили также внимание, что во время пресс-конференции по итогам финала Всероссийского конкурса «Учитель года» в Магнитогорске Андрей Фурсенко ушел от ответа на вопрос «Что поменялось в жизни, быту учителей в значимый для них год - Год учителя?». Министр ответил: «Об этом следует спросить самих учителей».
Публикации в средствах массовой информации, свидетельства учителей из различных регионов РФ приводят нас к неутешительному выводу: в Год учителя не произошло ни улучшения материального положения российского учительства, ни повышения статуса педагогов, ни роста престижа учительской профессии. Первым убедительным доказательством справедливости этого утверждения стало то, что в Год учителя государство не нашло в федеральном бюджете средств пусть хотя бы на небольшое, символическое увеличение зарплаты педагогов, а в нашем, Западном, округе Москвы учителя впервые не получили традиционные премии к Дню учителя.
В Год учителя сэкономили даже на поощрении учителей - победителей приоритетного национального проекта «Образование»: величина гранта выросла вдвое - до 200 тысяч рублей, но количество награжденных уменьшилось в 10 раз - с 10 тысяч человек до одной тысячи. Чиновники сэкономили 800 миллионов рублей (не такие уж большие деньги для государства в целом), но при этом не приняли в расчет соображения нравственного характера, а это горько и обидно - ведь именно учителя призваны сеять «разумное, доброе, вечное»...
По официальным данным, молодые учителя составляют в школах от 7 до 12% от общего числа педагогов. Это немного. Что останавливает их? Насколько нам удалось узнать, это не только низкая заработная плата, но и значительный рост требований к учителю, испытываемые им громадные физические и психологические перегрузки, полная зависимость от администрации учебного заведения, вышестоящих начальников и всевозможных проверяющих (на практике, если учитель поставил ученику итоговую двойку, он должен написать большое количество бумаг, в которых обосновать необходимость и справедливость данной оценки).
Вообще, на бумаготворчество у учителя уходит уйма времени. Это касается и обязательной раз в 5 лет аттестации, и участия в различных профессиональных конкурсах. Когда-то талантливый журналист и писатель Симон Соловейчик придумал учительский девиз: «Вы - блестящий учитель! У вас прекрасные ученики!». Теперь же учитель русского языка и литературы школы №57 г. Москвы (ее возглавляет бывший завуч нашей школы Сергей Менделевич) Сергей Волков, выступая в передаче «Родительское собрание» радиостанции «Эхо Москвы», с горечью предложил девиз, более отвечающий требованиям сегодняшнего дня: «У вас хороший портфолио - вы хороший учитель!».
В Год учителя не были использованы возможности даже для заслуженного морального поощрения учителей. Нам кажется, что в нашей стране работает много прекрасных, замечательных учителей, достойных быть награжденными высокими государственными наградами, тем более в такой год! Просчеты и откровенные провалы Года учителя с сожалением признала председатель профсоюза работников образования Галина Меркулова: «Ничего, что бы учителя могли реально почувствовать в свой год, к сожалению, не было. В этом году мы все должны были показать, как мы любим и уважаем учителя. А этого, к сожалению, не получилось».
Что же касается надежд руководителей Министерства образования и науки РФ на позитивные изменения, связанные с введением новых стандартов, то они могут и не оправдаться. Как известно, стандарты для старшей школы были подвергнуты резкой критике учителями-предметниками, представителями научной и культурной элиты.
Подводя итоги, мы, к сожалению, пришли к неутешительным выводам: впечатления о прошедшем Годе учителя у руководителей образования, многочисленных чиновников органов управления и рядовых учителей, а также тех неравнодушных людей, кто хорошо знаком с проблемами современной школы, оказались диаметрально противоположными. Череда ярких, торжественных мероприятий создала иллюзию вечного праздника, в то время как школа, основа которой самоотверженная, творческая деятельность педагогов, жила в другом режиме - напряженных, трудовых буден. Несмотря на награждение учителей - победителей различных профессиональных конкурсов, на торжественное открытие в городах памятников Учителю, в целом учителя страны не ощутили улучшения своего материального положения, не почувствовали в действительности, при всем обилии красивых фраз, искреннего уважения к своему подвижническому труду. Позитивная роль Года учителя, по нашему мнению, состоит лишь в том, что он стал своеобразной временной площадкой для привлечения общественного внимания к проблемам школы.
Желая проверить справедливость сделанных нами выводов, мы проанализировали ответы педагогов нашей школы на вопросы анкет, предложенных нами в мае и декабре 2010 года.
В мае 2010 года, после того как мы приняли решение подготовить данную проектно-исследовательскую работу, была разработана первая анкета для педагогов нашей школы, которая включила в себя следующие вопросы:
1. Почему вы выбрали профессию учителя?
2. Не разочаровались ли вы в вашем выборе?
3. Что в вашей работе доставляет вам наибольшую радость, чувство удовлетворения и, напротив, вызывает грусть, обеспокоенность?
4. Считаете ли вы достойной оплату вашего труда и труда ваших коллег?
5. Как вы считаете, изменились ли ученики за время вашего преподавания в школе?
6. Идеальный ученик в вашем представлении. Встречали ли вы идеальных учеников?
7. Идеальный учитель в вашем представлении. Могли бы вы назвать кого-либо из идеальных учителей?
8. Ваше отношение к ЕГЭ.
9. Что вы ждете от Года учителя?
10. Что бы вы осуществили в Год учителя, если бы это зависело только от вас?
11. Учитель - это звучит гордо?
Изучая анкеты (на вопросы ответил 21 педагог - более половины от общего числа учителей нашей школы), мы были обрадованы тем, что 19 из них не разочаровались в выборе профессии. Мы обратили внимание на то, что две трети педагогов не считают достойной оплату учительского труда (в одной из анкет есть даже такая горькая фраза: «Это трудно назвать оплатой!»), хотя средняя учительская зарплата в Москве 38 тысяч рублей.
Что же касается болезненной и насущной для учителей и учеников проблемы - отношения к ЕГЭ, то о своем неприятии ЕГЭ заявило абсолютное большинство - 17 педагогов.
Одним из центральных был вопрос: «Что вы ждете от Года учителя?». Нас поразило, что в первую очередь педагогов волновали факторы не материальные (рост заработной платы, улучшение оснащения школ, их финансирования), а моральные. Учителя писали о том, что они надеются на изменение отношения государства к школе, на то, что люди, руководящие народным образованием, будут хоть немного считаться с мнением педагогов. Учителя рассчитывали на то, что в обществе возрастет уважение к учителю, а некоторые из них даже возлагали надежды на получение педагогами в Год учителя правительственных наград, присвоение почетных званий. В то же время половина опрошенных (10 человек из 21) заявили, что они либо ничего не ждут от Года учителя, либо не определились в своих ожиданиях. К нашему удовлетворению, учителя не оставили без внимания вопрос «Что бы вы осуществили в Год учителя, если бы это зависело только от вас?».
Среди высказанных предложений были следующие:
повышение зарплаты учителей на 50-70%, а учителей русского языка и математики - на 100%;
улучшение оснащения школ;
уменьшение бумажной волокиты;
развитие профильного обучения;
отмена ЕГЭ и возвращение к экзаменам в 9-м и 11-м классах в традиционной форме;
ужесточение требований к учащимся, не желающим учиться; разрешение оставлять их на второй год и исключать из школы;
принятие правовых документов, защищающих честь и достоинство учителя;
увеличение возможности контроля учителей за деятельностью администрации;
обеспечение большей самостоятельности школ;
создание на телевидении цикла программ об учителях прошлого и настоящего, ставших примером служения своему делу и людям;
открытие досуговых семейных центров;
создание сети трудовых семейно-оздоровительных лагерей.
Наиболее интересным, по нашему мнению, было предложение: созвать совет передовых, инициативных учителей, который бы разработал программу действительно необходимой школе реформы образования.
Самым оригинальным, с нашей точки зрения, было такое предложение: обязать чиновников, находящихся на высших ступенях системы образования, и разработчиков различных методических систем через каждые 4 года два года работать в обычных школах в должности учителя. Мы решили, что это было бы чрезвычайно полезно самим чиновникам, но у нас существуют большие сомнения, выиграли бы от этого учащиеся.
Самым ценным нам показалось такое предложение: «Нашел бы возможность отметить труд каждого учителя!»
Отвечая на заключительный вопрос анкеты «Учитель - это звучит гордо?», 13 из 21 педагога все-таки, несмотря на все трудности и разочарования, ответили «да!» - и это здорово! Пять педагогов сказали неутешительное «нет!», трое затруднились ответить.
Мы запомнили определение, высказанное выпускником школы, а ныне учителем, кандидатом философских наук Дмитрием Шутовым: «Учитель не только профессия, но и стиль жизни».
Вторая анкета была предложена педагогам уже после официального закрытия Года учителя, в двадцатых числах декабря 2010 года. На этот раз на вопросы нашей анкеты ответили уже только 15 педагогов.
На первый вопрос «Как вы считаете, стал ли 2010 год Годом учителя? Объясните свое мнение» все 15 педагогов единодушно ответили «нет!». Характерным был ответ одного из педагогов: «Не увидели заботы государства об учителе». Среди ответов был и такой, написанный в сердцах: «2010 год стал не Годом учителя, а годом мучения... Сплошные перемены, смысл которых не понятен. Программы не проработаны. Требования к учителю растут, а стимулов (хотя бы моральных) нет. Создалось впечатление, что выживают старых учителей, а молодежь в школу не идет».
Отвечая на второй вопрос: «Что вам запомнилось позитивного из того, что произошло в этом году?», 9 человек (60% от общего числа отвечавших) не смогли вообще вспомнить хоть что-то позитивное, происшедшее в Год учителя.
Остальные вспомнили установленные по всему городу рекламные щиты с портретами лучших учителей и то, что удалось осуществить в родной школе: выход в свет сборника, посвященного ее первому директору Нине Бабаханян, празднование 33-летия клуба «Планета», проходивший в мае 2010 года «Суд над фашизмом», который произвел глубокое впечатление на старшеклассников и педагогов.
Отвечая на третий вопрос «Какие негативные впечатления оставил уходящий год?», учителя прежде всего вспомнили сериал «Школа», подчеркнули, что их пугает переход образовательных учреждений на самофинансирование, а также новость о защите квалификационной категории в форме экзамена. Губительным для школы, по мнению одного из педагогов, стал рост бюрократизма и формализма, когда работа учителей оценивается преимущественно по бумагам, документам. Они обращали внимание на отношение многих родителей к учителям как к обслуживающему персоналу, а не как к тем, кто освещает путь их детям светом знаний и истинных ценностей.
Выдвигая предложения, отвечающие смыслу четвертого вопроса «Что вы считаете необходимым осуществить в сфере образования в первую очередь?», педагоги помимо сформулированных еще в мае 2010 года и не реализованных в Год учителя выдвинули также следующие:
поднять статус учителя в обществе;
увеличить роль моральных стимулов к труду;
усилить ответственность родителей за воспитание детей;
отсрочить введение в Москве новой системы оплаты труда (по мнению многих педагогов, на практике это приведет к снижению заработной платы столичных учителей);
отсрочить введение нового порядка аттестации педагогов, недостаточно проработанного и оторванного от жизни.
В ответах на вопрос анкеты встречалось эмоциональное «Пробудить страну!», выдвигалось предложение вспомнить строки Николая Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»
«Надо сделать так, - указал один из педагогов, - чтобы каждый ребенок со школьной скамьи ощущал себя нужным нашей стране. Чтобы получить хороший урожай, нужно посадить хорошие семена и ухаживать за ними».
Каковы же колосья, выросшие из зерен Познания и вечных ценностей, которые дали всходы благодаря педагогам школы №888? Среди ее выпускников министр Правительства Москвы председатель Комитета по культурному наследию столицы Александр Кибовский, народная артистка России Ольга Пашкова, руководитель международного департамента Олимпийского комитета России Елена Аникина, сотрудник МИДа, наблюдатель ОБСЕ от России Лев Тарских, доктор экономических наук Андрей Донских, профессор Илья Мельников, доктор философских наук Ирина Егорова, доктор филологических наук Ирина Арзамасцева, доктор медицинских наук Ольга Пантелеева, заслуженный мастер спорта Игорь Семшов, известный медиаменеджер Вадим Горяинов и многие другие.
Ну а что же нынешние ученики? Они очень разные, и не все, пожалуй, относятся к школе и учителям так, как те заслуживают.
Ребятам мы предложили такие вопросы:
1. Что для вас значит школа?
2. С каким настроением вы, как правило, идете в школу?
3. Для чего вы учитесь?
4. Идеальный ученик в вашем представлении. Есть ли такой среди ваших одноклассников?
5. Устраивают ли вас взаимоотношения ребят в классе? Какими вы представляете идеальные взаимоотношения между учениками? Существуют ли такие в вашем классе?
6. Ваше отношение к ЕГЭ.
7. Учитель - это звучит гордо?
8. Считаете ли вы, что к любому учителю надо относиться с уважением?
9. Идеальный учитель в вашем представлении. Могли бы вы назвать кого-либо из идеальных учителей?
10. Какими вы представляете идеальные взаимоотношения между учеником и учителем? Были или существуют ли в настоящий момент у вас такие отношения с кем-либо из учителей?
11. Что бы вы предложили сделать для своих учителей, пока Год учителя не закончился?
Обнадеживает, что на вопрос «Что для вас значит школа?» 64 из 78 учеников указали в ответе нечто позитивное («Начало жизненного пути», «Хранилище знаний», «Источник знаний и один из периодов жизни», «Храм науки» и - это особенно приятно - «Что-то родное»).
Похуже обстояло дело с настроением входивших в школу ранним утром, но все же позитива было больше, чем негатива (31 против 17).
Ответы на вопрос «Для чего вы учитесь?» были совершенно различные (от «Для самореализации в дальнейшей жизни», «Для того, чтобы повысить свой социальный статус» до «Так надо», «Чтобы не быть тупым» и даже «Не знаю»).
Более двух третей опрошенных устраивают взаимоотношения ребят в классе, что можно считать фактором позитивным.
Мы обратили внимание на то, что отношение к ЕГЭ учеников хотя в целом и негативно, но в меньшей степени, чем учителей (против ЕГЭ 45 учащихся из 78).
Для нас оказалось несколько неожиданным, что три четверти ребят считают: к любому учителю надо относиться с уважением (56 из 78). Это означает, что они осознают сложность и важность учительского труда.
Чуть меньшим, чем педагогов, был процент учащихся, посчитавших, что учитель - это звучит гордо (59% против 61,9%). Зато совсем здорово, что 58 из 78 учащихся не только считают, что идеальные учителя встречаются, но и смогли назвать таковых среди своих педагогов.
Среди предложений сделать что-то приятное для учителей родной школы были такие: «Провести вечер, посвященный учителям», «Подарить подарки», «Вручить премию», «Организовать конкурс «Лучший учитель в нашей школе», «Устроить пиршество». Наших средств не хватило на премии, поэтому мы не сочли возможным проводить конкурс на лучшего учителя, а вот остальные предложения воплотили в жизнь в ходе вечера клуба «Планета», хоть он и состоялся несколько позже - 6 февраля 2011 года. В этот воскресный день в актовом зале школы собралось более 150 человек - учителя, учащиеся школы, ее выпускники - члены клуба «Планета». Звучали проникновенные слова, адресованные учителям, посвященные им песни. Выпускница 1980 года Наталья Милославская приехала в школу вместе с шестью девушками - солистками ансамбля «Мелодия», исполнившими песню об учителях, с которой они выступали до этого в Кремлевском дворце съездов. Нашими самыми уважаемыми гостями были ветераны педагогического труда. С особым чувством смотрели они на экран, когда сменяли друг друга кадры - фотографии их коллег, внесших большой вклад в жизнь школы. Особенно понравились зрителям выступления Михаила Богданова, Марии Киреевой, Владислава Соколова. Чрезвычайно трогательным оказалось завершение первой части вечера, когда во время исполнения заключительной песни поющей группой «Планеты» выпускники школы пригласили на танец своих бывших учительниц.
Продолжением вечера был концерт народного артиста России Геннадия Каменного, исполнившего песни, близкие и знакомые нашим педагогам. Цветы, угощение, подготовленное в школьной столовой, а самое главное - слова признательности и любви создавали непередаваемую атмосферу праздника, который символизировал, что Год учителя, пролетевший быстро и незаметно в 2010-м, продолжился в нашей школе №888 в 2011-м!


Предварительные итоги
Проведенное нами в мае 2010 - феврале 2011 года исследование позволяет с достаточной степенью убедительности сделать вывод о том, что прекрасная идея Года учителя, к сожалению, была неудачно реализована практически. Мероприятия, осуществленные в 2010 году, не стали поворотными в отношении государства да и общества в целом к Человеку-творцу, школе, образованию, культуре. Все это вызывает наше глубокое сожаление, ибо именно интеллигентность, эрудиция, широта кругозора, высокая нравственность, душевность учителя формируют молодое поколение страны, а значит, ее будущее. Государство, по нашему мнению, должно было продемонстрировать, что именно эти качества, характеристики учителя для него приоритетны. К сожалению, этого не было сделано. Год учителя фактически оказался подменен торжественными церемониями награждения лучших учителей, что не могло не разочаровать основную массу российских педагогов.
Остается ли надежда на лучшее? Думаем, да. Как известно, весь XXI век объявлен ЮНЕСКО Веком образования. Если мы действительно задумываемся о модернизации России, то должны соответствовать общемировым тенденциям. Профессия учителя была и остается одной из самых востребованных. Результаты труда педагогов опосредованно отражаются на судьбах миллионов людей и целых стран, а слово «учитель» означает нечто большее, чем просто профессия.
Насколько мы знаем, авторитет учителя в СССР ранее был неизмеримо выше, чем сейчас, хотя никто не объявлял это время годами или десятилетиями учителя. С другой стороны, идея Века образования нам нравится. Можно сказать, что он должен был наступить и уже наступает, вне зависимости от того, был ли он объявлен или нет. Но, возможно, стоит разработать основные направления развития нашей страны в сфере образования на целый век, исходя из того, что каждое десятилетие должно отличаться своим своеобразием. Однако эти направления должны быть выработаны после широкого и свободного обсуждения на основе достижения общественного согласия.
Помимо этой глобальной задачи, ориентированной на длительную перспективу, на основе изучения мнений педагогов мы считаем необходимым выдвинуть следующие предложения, которые, по нашему мнению, можно было бы осуществить в ближайшее время:
Президент РФ должен выступить в Федеральном Собрании с глубоким, честным и объективным докладом о положении учителя. Должно быть организовано широкое обсуждение этого доклада педагогической и родительской общественностью;
в кратчайший срок должно быть обеспечено значительное повышение заработной платы учителей, хотя бы в дотационных регионах России, до уровня минимально достойного;
должна быть достигнута большая самостоятельность школ, педагогических коллективов, разработаны механизмы ее реализации;
закон о ЕГЭ следует дополнить положением о его добровольности;
необходимо отсрочить начало практической реализации недостаточно продуманных и поспешных реформ в сфере образования;
следует внедрить действенную систему повышения моральных стимулов учительского труда;
целесообразно провести региональные и всероссийский конкурс на лучший педагогический коллектив, приоритетными в котором были бы не статистические данные и формальные показатели, а творческая, вдохновенная и слаженная деятельность коллективов учителей;
следует объявить и провести общероссийский конкурс, а также организовать фестиваль отечественных фильмов, посвященных современному российскому учителю, что, безусловно, явилось бы значительным культурным событием года, а быть может, и десятилетия.



От редакции

Мы не печатаем проектные работы, но для этой нарушили наши правила. Во-первых, нас поразили серьезность и масштаб проделанной работы, вполне взрослые выводы, порой возникало впечатление, что девятиклассницы минимум лет пять проработали учителями в одной из московских школ. Анастасия и Марина никому не поверили на слово, они сами анкетировали педагогов и одноклассников, сами делали выводы. Нас потрясло то, что эти выводы практически совпадали с выводами отраслевого профсоюза и педагогического сообщества.
Что показалось нам не очень приятным, так это то, что у учениц оказалось так мало информации о том позитивном, что делает Москва для своих учителей (может быть, мало информации и у педагогов школы №888?). Иначе предложения в конце работы были бы несколько иными, но интересно, что на российском уровне были приняты такие решения, что, казалось бы, власть имущие подслушали сказанное ученицами.
Председатель Правительства РФ Владимир Путин выступил с инициативой об увеличении учительских зарплат до уровня средней зарплаты в промышленности того региона, в котором учителя живут и работают.
В столице реализуется пилотный проект по развитию общего образования, в котором установлен новый норматив финансирования и предоставлена самостоятельность школ в расходовании этих средств.
Действенным механизмом поощрения труда учителя при новой системе оплаты труда должна стать стимулирующая часть фонда оплаты труда.
Что же касается правдивого доклада о состоянии российской системы образования, то девятиклассницам мы советуем прочитать доклад Владимира Путина на VI съезде Всероссийского педагогического собрания. В нем Владимир Владимирович сказал много интересного, актуального и правдивого о нашей российской школе.
Сегодня в России много делают для развития образования и, может быть, так сбывается предложение девятиклассниц о том, чтобы не ограничиваться Годом учителя - в самом деле, пусть это будет век, который стартует уже сегодня.