Доказательно даже не прошедшее десятилетие, и не одна программа, а все программы Андрея Малахова и его присутствие в телевизоре в качестве самого популярного шоумена, ведущего ток-шоу.
Я понимаю, когда такой юбилей празднуют в ресторане, в клубе, собираются друзья, но здесь юбилей превратили в событие общенационального масштаба, которое длилось больше двух часов, студия была под завязку набита звездами и героями предыдущих передач. Для меня немного сомнительна вообще сама эта форма.
Началась эта юбилейная праздничная программа с того, что вышла тоже одна из очень рейтинговых героинь сезона, дочь Людмилы Марковны Гурченко Мария со своей дочерью и маленькой внучкой. Самое страшное случилось в конце этого мини-сюжета, потому что Малахов предложил семье исполнить мамину фирменную песню «И улыбка без сомнения вдруг коснется ваших глаз». Меня начало просто корежить от безумной неловкости происходящего. Я уж не говорю о том, что, к сожалению, дочери не перешли по наследству музыкальные способности мамы, поэтому, не попадая в ноты, путая тональности, она исполнила это так, что мне показалось, большего оскорбления памяти ушедшего человека и представить себе трудно. Евгений Гинзбург, создатель бенефисов, написал мне так: «Хотелось не сквозь землю провалиться, а в общем убить создателей, потому что большей мерзости на телевидении и представить просто невозможно».
Первый канал решил и повеселить зрителя, и заработать очередные рейтинговые свои баллы, и в то же время все-таки отдать дань произошедшей катастрофе. Поэтому кадры безудержного веселья в студии чередовались с анонсом только что сделанного по горячим следам репортажа или фильма под названием «Черный круиз». Это создавало несусветное чувство дискомфорта во мне лично как в зрителе. Я все думала: как же они перейдут вот от этой веселухи (а там все закончилось совместными плясками, песней «Гули-гули», телемостами со всеми городами страны как на прямой линии президента, все одновременно плясали, веселились, кричали «поздравляем!»), к этому фильму?
Как только радость закончилась, в кадре возник опять Андрей Малахов, только уже сменивший выражение лица, и скорбно, насколько это для него возможно, сообщил: «Радость у нас и в программе, и в жизни соседствует с горем, поэтому смотрите сейчас репортаж и берегите себя». Это мне показалось каким-то особенным, изощренным кощунством и цинизмом. Для меня это нравственная, эмоциональная катастрофа. Люди, которые делают телевидение, абсолютно прагматичны, если не сказать циничны. Они должны из каждого сантиметра своей эфирной площади выжимать прибыль, которая измеряется зрительским поголовьем. Андрей Малахов с гордостью сообщил одной из своих героинь - Маше Распутиной, что по итогам вот этого первого полугодия сезона на 1-м месте по рейтингам было новогоднее обращение президента, 2-е место - Парад Победы, а 3-е - не просто программа «Пусть говорят», а программа «Пусть говорят» с Машей Распутиной, которая говорила о том, какая тварь ее дочка, которая, «как грится, тварь неблагодарная», предала свою маму. Человек разоблачается на глазах, говорит такие вещи, которые, в общем, люди пытаются скрывать. Но она с радостью принимает эти цифры, потому что понятно, что у людей, работающих в этом поле публичном шоу-бизнеса (а телевидение тоже часть шоу-бизнеса), видимо, смещаются какие-то сущностные такие представления о том, что хорошо, что плохо, что допустимо, что недопустимо.
Нам кажется, что вся страна превратилась в собрание каких-то маргиналов. То есть, с одной стороны, у нас официоз, пропаганда, а с другой стороны, бесконечные новости звездных мордобоев, разводов и свадеб. Есть люди, которые попадают на экран только потому, что совершили что-то запредельно аномальное или, наоборот, бытовое, омерзительное, со следами не просто вырождения, а уже выродившиеся уже не знаю в каком поколении, которые устраивают свалку, мат. В какой-то момент, я думаю, у нормального человека, который это смотрит, создается впечатление, что ничего иного и никаких иных людей не существует. А они есть. Доренко говорит: «Не бойтесь сказок - жизнь страшнее», а я подумала: «Бойтесь сказок, потому что именно благодаря таким сказкам, которые телевизионные сказочники создают, жизнь становится страшнее».