Наталья ТЮРИНА,
составитель рейтинга детских лагерей:

- В принципе как такового лагеря, куда мы ездили в детстве, где были разновозрастные отряды, разные программы, медицинские услуги, творческая составляющая, уже нет. Есть отдельные программы, которые предлагают на рынке различные туроператоры и составители этих программ. Они абсолютно различные по направленности, по месту и условиям проведения и, естественно, по ценовым предложениям. Эти программы финансируют из различных бюджетов, кроме того, их приобретают родители. Классифицировать программы пока не удается, тут царит почти полный хаос.
Мы выделили четыре группы. Первая - программа оздоровительного отдыха, таких программ почти 50 процентов. Вторая - программа, связанная с обучением, - это языковые, различного рода математические, естественно-научные и другие школы, ориентированные на углубленное изучение предметов. Третья - программа «Творчество и отдых»: различные квесты, проекты, программы, где дети что-то творят, создают, причем в рамках какой-то тематической зоны, например, играют в различные сказки по Толкиену, разыгрывают сюжеты, связанные с Робином Гудом. Четвертая группа - туристическая программа, где дети ходят в походы, запланирован различный активный отдых. Вся сложность в разведении всех моментов, поэтому сегодня сами организаторы не очень позиционируют то, что хотят предложить. Как правило, они говорят о том, что их лагеря и оздоровительные, и творческие, и другие. Когда же мы начали готовить рейтинг, выверять данные, соотносить их с той информацией, которая размещена у этих организаторов на сайтах, то оказалось, что, например, на сайте они позиционируют оздоровительную программу или лагерь, а нам говорили, что занимаются каким-то обучением или активным творчеством. На самом деле очень сложно понять, что происходит на практике, потому что по большому счету как таковых программ, отдельных продуктов, описанных, представленных, сертифицированных, по сути дела, сегодня не существует.
Нужно понимать, что когда мы говорим о тех гарантиях, о той ответственности, которые государство сегодня обеспечивает детям, родителям в плане детского отдыха, то в первую очередь речь идет о тех школьных лагерях, которые организуют на базе школ, с другой стороны, об оборудованных лагерях. Сегодня единственный документ, который хоть как-то нормирует эти вещи, обеспечивает гарантии, - это лицензионные требования к стационарным лагерям, то есть СанПиНы. Никаких требований, например квалификационных требований к педагогическим кадрам, на сегодняшний день нет, никаких практик сертификации тех программ, которые реализуют лагеря. Хотя программа оздоровительного отдыха должна чему-то соответствовать - возрасту ребенка, климату того места, в котором этот лагерь находится.
Сегодня все оценивают те структуры, которые отвечают за организацию детского отдыха, в основном проверка - это насколько та база, куда дети приедут, отвечает новым СанПиНам. И это уже хорошо, потому что из 300 сайтов организаций, которые занимаются детским туристическим отдыхом не только в России, но и на Украине, в других странах, только на трех я увидела размещенные на официальных порталах лицензии и сертификаты, которые бы говорили о соответствии качества, другие партнеры предлагают их посмотреть в явочном порядке, когда родители уже придут непосредственно в офис покупать путевку.
Могут ли родители приехать и посмотреть? В лучшем случае организаторы отдыха предлагают им встретиться, провести родительское собрание накануне выезда детей, но ни один из организаторов отдыха не предлагает родителям выехать в лагерь и посмотреть, как дела обстоят на месте.
Конечно, есть программы за рубежом, но они не всегда, к сожалению, того качества, которое требуется, поэтому в рейтинге, который получился, практически чуть ли не на последних позициях находятся те программы, которые проводятся за границей. Хотя там прекрасный отдых, хорошие номера, замечательное море, вожатые. Но дети заняты только до обеда, то есть это должен быть достаточно взрослый, самостоятельный ребенок.
Проблема результата и качества - проблема первостепенная. Когда мы задумывали рейтинг, то изначально хотели построить его именно на основе оценки тех результатов, которые заявляют организаторы, но поняли, что получить внешнюю объективную информацию об этом, за исключением какого-то социологического опроса, практически невозможно. В лучшем случае на сайте представлены педагоги, но нет ни методик, ни описаний программ, тем более фиксации тех результатов, которые должны там быть. Например, что каждый ребенок должен научиться, освоить, получить на финише за эти 14 дней, составить портфолио, получить какой-то сертификат. Это та ответственность, которая остается за кадром. По сути дела, когда мы приобретаем путевку, то получаем некий тур на какое-то количество дней с определенным питанием и с определенной гарантией, что ребенок вернется после этого тура.
Настораживает, что ни один профессионал, который работает летом с ребенком, не прошел определенную сертификацию. Между тем разные виды работ, когда профессионал работает в школе, репетиторствует на дому или трудится в детском лагере летом.
Еще одна проблема - обратная связь. Только на половине сайтов мы нашли контакты для обратной связи, когда есть возможность, например, отправить письмо к организаторам, в лучшем случае указаны телефоны. Когда мы сделали рассылку, приглашая организаторов к сотрудничеству, то увидели: из 50 процентов действующих сайтов адреса, указанные на 1/3 из них, к сожалению, не работают, то есть нет возможности задать вопрос, получить оперативный ответ, это присутствует только в больших лагерях. Прекрасная ситуация в «Артеке», великолепно выстроено все в «Океане». Но чем меньше лагерь, да еще если программа организуется на базе какой-нибудь туристической фирмы, выстроить обратную связь практически невозможно.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, автор и разработчик летних образовательных программ, главный научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО:

 - Сегодня в самом деле слово «лагерь» как таковое, наверное, постепенно уходит в прошлое, но тем не менее система образования пытается предложить некие тематические смены, практически 80 процентов наших ребятишек сегодня отдыхали в так называемых лагерях при школах, лицеях и гимназиях, не выезжая из города. В прошлом году мы проводили специальную финансово-экономическую смену - ребята приходили в школу, их там кормили, проводили для них определенную программу, после 16.00 они возвращались домой. Такая работа есть практически во многих городах, это некая традиция, которая всегда была в системе образования. Но есть вопрос с тем, где есть серьезная, настоящая, оборудованная база выездного лагеря, в которую можно было бы, не боясь, отправить ребенка? По крайней мере школа что-то гарантирует с точки зрения безопасности. Есть еще одна категория программ - тематические смены, но с выездом. Мы едем в какой-то санаторий, снимаем там часть помещений, но есть очень серьезное ограничение: мы не можем взять с собой даже педагогические персонал, то есть с детьми будут заниматься местные работники. Цена выезда в санаторий Подмосковья в полтора-два раза выше, чем поездка в Турцию.
Есть третий вариант - то, что традиционно мы называли пионерским лагерем. Родители отправляют туда детей, не зная, что их там ждет, хотя платят за это деньги. Но когда они идут в магазин, то понимают: у магазина есть разрешение на торговлю. В лагере тоже надо посмотреть, насколько все разрешено, сертифицировано. То же Подмосковье недалеко, можно приехать, посмотреть, есть ли там пляж, проверен ли он, есть ли столовая, как там все организовано, где дети будут спать - по четыре или по двадцать четыре человека в спальне. После этого можно принимать решение. Для этого требуется время, но ведь это ваш ребенок. Прежде чем туда отправить, подумайте, посмотрите.
Сегодня очень большое разнообразие мест отдыха, хорошо, что и у родителей, и у детей есть право выбора. Есть только одна проблема - получить информацию.
Ребенок, который приезжает после лагеря, должен приходить в школу и говорить: «Мы в лагере сделали это, но не получилось. Объясните, пожалуйста, почему и как это сделать». Вот это, наверное, сверхзадача как раз летней программы - не просто его сохранить, накормить, но и замотивировать ребенка на дальнейшее продолжение освоения той самой жизни, в которой предстоит жить.