Международные эксперты оценивают развитие ИО в России как серьезный прогресс, академики говорят, что это модная тема, политики считают этой новой государственной идеологией в образовании, общественные организации рассматривают инклюзию как правозащитную концепцию, учителя плохо понимают, что это такое, а люди, знакомые с принципами инклюзии, удивленно спрашивают: «А что, у нас есть инклюзивное образование?»
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка каждый ребенок имеет право на получение образования. Инклюзивное образование - это единственный признанный в мире инструмент реализации этого права. Не так давно инициатива в продвижении идей инклюзивного образования принадлежала исключительно родителям, которые, объединяясь в общественные организации, создавали прецеденты включения детей в группы (классы) обычно развивающихся детей. В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ не только получил богатый социальный опыт, но и в полной мере реализовал свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационную и научно-методическую.
Инклюзивное образование - одна из тех концепций, которая требует изменения привычных, формировавшихся десятки лет представлений всех участников системы образования. Его гуманистическая и правозащитная составляющие подразумевают изменение системы социальных отношений и основываются на иных ценностях, чем традиционное образование. Рассмотрение образования через призму инклюзивности означает изменение представления о том, что проблемой становится ребенок, и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.
Цели инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели привычных нам систем общего и специального образования. И в то же время, несмотря на выраженную тенденцию, инклюзивное образование не направлено на то, чтобы ликвидировать сложившуюся систему специального образования. Оно стремится к соединению и взаимообогащению до сих пор слабо связанных между собой систем общего и специального образования.
К сожалению, по данным московского мониторинга, почти 80% педагогов, работающих в СКОУ, не принимают идеи совместного обучения детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками. Приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы рассматриваем накопленный специалистами СКОУ профессиональный потенциал методов и подходов как ресурс развития инклюзивного образования и очень верим, что специалисты коррекционных ОУ придут на помощь детям с ОВЗ, которые будут учиться в обычной школе.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998 гг.). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года.
В 2003 году состоялась коллегия Министерства образования, которая рассмотрела вопрос ВПО лиц с ОВЗ, вслед за этим были разосланы методические рекомендации по обучению лиц с ОВЗ в вузе.
За последние 20 лет развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в школах и вузах, появление новых форм образования обеспечили возможность серьезного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности.


Информация к сведению

По данным Росстата, в России проживают 590 тысяч детей-инвалидов. Из них в коррекционных классах обычной массовой школы - 135,5 тысячи детей, с тенденцией постепенного снижения в последние 3 года. Более 44 тысяч ребят обучаются на дому, в основном это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, около 55% из них обучаются в дистанционной форме, к концу 2012 года планируется увеличение этой доли до 90% детей, обучающихся на дому. В специализированных коррекционных образовательных учреждениях обучаются 207,2 тысячи детей с особенностями в физическом и психическом развитии.

Наблюдается тенденция снижения по некоторым причинам, одна из них - закрытие коррекционных школ (см. таблицу).

Обучаться в условиях интернатного проживания вынуждены 70% (166,4 тысячи) учащихся специальных (коррекционных) школ. У нас слишком большая страна! Около 29 тысяч детей-инвалидов с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования.
Часть детей, примерно 40% (около 200 тысяч детей-инвалидов школьного возраста), по-прежнему фактически исключены из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ. Ребенок остается в семье без образования при финансовой поддержке социальной защиты. По моему мнению, развитие ИО обеспечит некоторое смещение статистических данных, вполне вероятно будет увеличение количества детей с более сложной патологией в СКОУ и приход детей из системы спецобразования в обычные ОУ.


Информация к сведению

В государственных вузах обучаются около 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования - более 20 тысяч человек.

Несмотря на то что создание системы профессионального образования инвалидов - одно из важнейших направлений социальной и образовательной политики государства, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка.
Мы уверены, что создание системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта.
По нашим прогнозам, около 50% детей с ОВЗ, прошедших через систему качественной дошкольной инклюзии, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего профиля, а не в специальных (коррекционных) учреждениях, где обучение каждого ребенка с ОВЗ значительно дороже, нежели в инклюзивном пространстве обычного ОУ. Доступ детей-инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей-инвалидов, имеющих общее среднее образование, и как следствие долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведет к улучшению жизненного благополучия и успеха лиц в ОВЗ.
В условиях отсутствия общегосударственных институциональных основ инклюзивного образования становится очень актуальным и востребованным региональный опыт продвижения инклюзивного образования. Развитие региональных проектов по продвижению инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных организаций (краевых министерств и агентств образования, городских и территориальных управлений образования, регионального аппарата уполномоченного по правам ребенка) и организаций, представляющих неправительственный сектор.
Зачастую инициатива по развитию инклюзии проявляется местными общественными организациями, которые обращаются за поддержкой в местные законодательные и исполнительные органы. В Архангельской области утверждена Концепция развития образования детей с ОВЗ, определяющая инклюзивный подход приоритетным, действует Закон «Об образовании», по которому школы имеют право на субвенции на оплату труда педагогов и приобретение оборудования для детей с ОВЗ. Около 100 детей и подростков с нарушением слуха успешно включены в ОУ в Республике Саха. Органы управления образования Новосибирской области поддерживают школы в получении лицензии на право реализации специальных образовательных программ, внедряется опыт сетевого взаимодействия школ в сельских территориях с определением ресурсных центров по инклюзии на базе СКОУ. В Мурманске в практику ОУ внедряют программу «Шаг навстречу» по сопровождению родителей, имеющих детей с инвалидностью, организовано интернет-консультирование, ведется большая просветительская работа с родителями особых детей. В соответствии с законом Республики Карелия осуществляется целевое выделение средств на детей с наиболее сложными потребностями. Объем расходов определяется для каждого муниципального образования исходя из количества детей этой категории, объема предоставляемых социальных услуг и соответствующих финансовых нормативов. В Красноярском крае работает система ранней помощи детям с ОВЗ, подготовлены команды, реализующие технологии раннего вмешательства. В Республике Марий Эл, Псковской области идет системная работа по организации взаимодействия специалистов массового и специального образования, апробируются различные модели взаимодействия школ. Самарская область утвердила норматив интегрированного обучения одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В Дагестанском педагогическом университете, Самарской, Амурской, Тульской, Омской областях развернута системная работа по повышению квалификации учителей, работающих в инклюзии. И все же системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.
При этом проблемы у всех одни:
отсутствие регламентирующих норм. Только в России могло появиться понятие «дикая инклюзия» - такая инклюзия, которая существует вне норм. Инклюзия есть, а норм нет;
психологическая и профессиональная неготовность учителя массовой школы работать со сложным ребенком;
дефицит современных программ и учебно-методических и дидактических пособий для обучения ребенка с ОВЗ в условиях массовой школы;
несогласованность между системой образования и социальными службами в решении вопросов помощи ребенку с ОВЗ, противоречия между решениями МСЭК и ПМПК;
недоступность зданий ОУ.
Есть и серьезные риски для развития инклюзии:
имитация и через это дискредитация самой идеи инклюзивного образования;
вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию в случае его насильственного внедрения сверху неизбежны разного рода негативные последствия неграмотной механической инклюзии;
источником проблем может быть и российская традиция осуществления реформ в крупных масштабах, минуя этап отработки механизмов и практической апробации. Пока качественный опыт незначителен и недостаточен для того, чтобы на его основе переходить к массовому переходу образовательных учреждений на работу по принципу инклюзии;
непостоянство политической воли государственных чиновников, ориентировка на краткосрочные результаты.
Это хорошо стало понятно при анализе московского опыта ИО.


Информация к сведению

На начало 2010 года в Москве во всех типах образовательных учреждений воспитывали и обучали свыше 50 тысяч детей с ОВЗ. Всего в Москве проживают около 27 тысяч детей-инвалидов, из них более 19 тысяч детей от 0 до 18 лет получают образование.
Из них обучались и развивались в условиях инклюзии около 967 детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста, из них: 16,3% - с нарушением опорно-двигательного аппарата; 14,2% - с нарушением слуха; 13,8% - с нарушением интеллекта; 13,1% - с тяжелыми нарушениями речи; 8% детей - с расстройством аутистического спектра; 8% - с нарушениями зрения; 28,2% детей - с другими нарушениями и различными инвализирующими заболеваниями, в том числе с генетическими заболеваниями и редкими синдромами.
Инклюзивную практику реализуют 186 образовательных учреждений - 5% (91 - для детей дошкольного возраста и 95 - для детей школьного возраста).

В структуре Московского городского психолого-педагогического университета открыты Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования; городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования; во всех 10 округах созданы окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования; МГППУ разработал и реализует программы 6 модульных курсов повышения квалификации специалистов ОУ, реализующих инклюзивную практику (руководители, методисты, координаторы, учителя, воспитатели и специалисты сопровождения включены в систему ПК).
В рамках федерального государственного стандарта третьего поколения в системе ВПО разработана и представлена в Министерство образования и науки РФ примерная образовательная программа «Педагогика и психология инклюзивного образования», открыта магистратура по теме «Организация инклюзивного образования», создана секция УМО вузов «Специальное и инклюзивное образование».
Что же на сегодняшний день задает перспективы развития ИО?
Долгосрочная образовательная политика учитывает идею инклюзии в развитии образования. Выдвинутая президентом Дмитрием Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год) ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели, где инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...» «Мы просто обязаны, - подчеркнул президент, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Вслед за этим были приняты государственные документы, реализующие требование президента.
ФЦПРО на 2011-2015 годы. Согласно целевым индикаторам доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30% до 71% в 2015 году.
Новые ФГО стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, предусмотрено создание специальных условий обучения и воспитания таких обучающихся, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса, главное - создание ИУП для детей с ОВЗ и одаренных детей.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20%, сейчас их только 2,5%. Общий объем финансовых средств, по предварительным подсчетам, необходимых для реализации программы «Доступная среда», составляет 43,3 млрд рублей, что составляет более 1 млрд евро.
Одна из программных задач - создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. Основная цель - включение детей с ОВЗ в систему общего образования.
При этом к образовательным учреждениям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования, предъявляются требования о наличии:
- специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
- коррекционных методов, технических средств;
- специально подготовленных педагогов;
- медицинского обслуживания, социальных и иных условиях, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.
Для достижения поставленной цели необходимы:
разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития;
разработка типовых решений для организации требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения;
оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху;
повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях;
организация системы эффективной довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов;
разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования;
формирование в каждом субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития;
разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения граждан с помощью телевидения, радио и иных СМИ;
создание банка данных о «лучших практиках» введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта во всех регионах Российской Федерации;
обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях;
проведение мероприятий по подготовке переводчиков жестового языка для обслуживания инвалидов по слуху; содействие освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения.
Основная цель заключается не в организации инклюзивного образования как нового сегмента системы образования, а в системном эволюционном изменении всех ступеней образования на основе принципов инклюзии. Инклюзивное образование не может быть построено в одночасье. Это процесс, требующий времени. Главное в этом процессе не останавливаться на достигнутом, быть требовательным и критичным к собственным достижениям, не считать промежуточные вынужденные решения законченными и принятыми раз и навсегда. Каждый регион, отдельный город, городской район, отдельная школа могут сами выбрать, с чего начинать построение инклюзивного образования. Создание инклюзивного образования - это путь постоянных изменений и поисков.
Несомненно, процесс развития инклюзивного образования нуждается в нормативном, методическом и кадровом обеспечении, остро стоит вопрос технологизации и стандартизации всех процессов в обучении включенных детей и сопровождении всех участников. Мы находимся на этапе переходного периода, осмысления задачи, поэтому эволюционность и постепенность процесса будет зависеть от согласованности всех позиций и верящих в этот подход людей.
Я думаю, что профессиональное, научное и практическое сообщество должно выразить свою профессиональную позицию и готовность решать все сложные вопросы построения инклюзивной практики в российском образовании. А главное - ценить и понимать то, что мы делаем и для чего!