Проект Программы направлен на решение важных и актуальных проблем столичного образования, определяет широкий круг направлений деятельности. Вместе с тем по результатам экспертизы установлено, что проект Программы содержит некоторые нарушения и недостатки.
1. Не все существенные составляющие проблемной ситуации в сфере образования в Москве и их факторы рассмотрены системно.
1.1. Анализ состояния сети городских учреждений образования содержит только фрагментарные сведения, например, по численности очередников в детские дошкольные учреждения, численности обучающихся в коррекционных учреждениях, наполнению классов в учреждениях общего образования. Отсутствует анализ обеспеченности территорий города на уровне районов, микрорайонов объектами образования. Нет конкретных данных по количеству учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции; не отражена потребность в конкретных видах и объемах оборудования, в том числе для создания условий по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты.
1.2. В отношении негосударственных образовательных учреждений не представлен анализ состояния и динамики рынка услуг, в том числе состояния сети указанных организаций, их ресурсного обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического и так далее), численности обучающихся, воспитанников, а также обуславливающих их факторов, в том числе существующей системы льгот для таких организаций.
1.3. Отсутствуют анализ и конкретные оценки потребностей экономики города в кадрах и соответствия существующей в городе совокупности образовательных учреждений этим потребностям, в том числе востребованности (конкурсности поступления и наполнения групп) учреждений среднего профессионального образования по разным специальностям, учреждений дополнительного образования разного профиля, а также трудоустройства выпускников образовательных учреждений.
1.4. Не приведены данные о численности вовлеченных в образовательный процесс детей-инвалидов, в том числе в рамках дистанционного и инклюзивного образования, а также данные о приспособленных для инвалидов и других маломобильных граждан зданиях учреждений образования и зданиях, нуждающихся в таком приспособлении; нет информации об изменении ситуации по результатам реализации Программы. Помимо этого, отсутствует анализ потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях, санаторных школах-интернатах, санаторно-лесных школах и иных учреждениях; нет данных по укомплектованности учреждений образования необходимыми кадрами, в том числе педагогами, обладающими необходимой квалификацией для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. Не затронуты проблемы детской, подростковой и молодежной наркомании и токсикомании, употребления алкоголя, табакокурения (и резервов использования спортивных залов и площадок, актовых залов и иных помещений образовательных учреждений в свободное от учебы время); случаев насилия в школах, учреждениях среднего профессионального образования; заболеваемости детей в детских садах; распространенности педикулеза в учреждениях начального и среднего образования; качества питания школьников; коррупции в образовательных учреждениях города. Не рассмотрены вопросы формирования навыков межличностного общения, готовности и способности к трудовой деятельности выпускников школ и учреждений среднего и профессионального образования.
Соответственно меры по данным направлениям отсутствуют.
Проект Программы не в полной мере соответствует положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а также отдельным нормативным правовым актам (приложение 1).

Приложение 1

Примеры несоответствия проекта Программы основополагающим программно-плановым документам и нормативным правовым актам в сфере образования

1. Отдельные приоритетные направления и мероприятия, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в проекте Программы не отражены или не конкретизированы, например:
перевод не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.
2. Не учтен ряд положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе:
о необходимости программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов; о возможности оплаты местными властями расходов выпускников детских домов за посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования;
не упоминается создание «проектов школы будущего», разработка механизма их реализации с привлечением средств частного бизнеса.
Такое направление, как «создание системы поиска и поддержки талантливых детей», обеспечение возможности «развивать свои способности уже с раннего возраста» в полном объеме не предусмотрено. Соответствующее мероприятие 2.9 «Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся» запланировано только в рамках реализации подпрограммы «Общее образование» при отсутствии в подпрограмме «Дошкольное образование».
3. Проект Программы охватывает не весь спектр образовательных учреждений, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании». Не учтены, например, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
4. Отсутствует согласованность с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы (ФЦП), так как не предусмотрено финансирование за счет федерального бюджета мероприятий по достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках ФЦП, которые включают в себя модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, а также распространению модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
5. Не учтены рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья» по включению в региональные программы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
5.1. Отдельных мероприятий, в том числе:
- создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования;
- организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.2. Показателей программ, например:
- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;
- увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;
- увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;
- увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;
- увеличение доли образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений общего типа в субъекте Российской Федерации;
- увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;
- сокращение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации.
6. Проект Программы не предусматривает ряда мер, определенных Генеральным планом города Москвы (Генплан):
6.1. Отсутствуют данные о достижении требований комфортности зданий учреждений образования для обеспечения учебного процесса на современном уровне (согласно Генплану «в дошкольных учреждениях - 12 кв. м общей площади на 1 место, в новых общеобразовательных школах - от 13,8 кв. м общей площади на 1 место, в средних специальных учреждениях - 8,2-13,7 кв. м»).
6.2. Не рассмотрен вопрос равномерного распределения образовательных учреждений, ликвидации сменности в общеобразовательных школах и очередности в дошкольные образовательные учреждения, достижения нормативных показателей наполняемости классов (до 25 человек) и групп (до 15-20 человек), устранения неравномерности сети объектов по районам города.
6.3. Нет данных по выполнению предусмотренных Генпланом требований нормативной доступности объектов образования: например, пешеходной «шаговой» доступности до 300 м дошкольных образовательных учреждений; пешеходной «шаговой» доступности до 500 м школ начального, основного и среднего образования; транспортно-пешеходной доступности до 30 минут общеобразовательных учреждений: старших профильных школ, гимназий, лицеев, образовательных учреждений основных видов среднего, дополнительного профессионального образования.
6.4. Отсутствуют мероприятия по расширению состава объектов социальной инфраструктуры с учетом формирования новых типов, в том числе «детских садов с этнокультурным (национальным) комплексом образования».
7. Показателем мероприятий 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.14, 1.15 подпрограммы 1 «Дошкольное образование» стал «удельный вес детей в возрасте от трех до семи лет, охваченных разными формами дошкольного образования, в общей численности детей дошкольного возраста, проживающих в Москве». При этом законом города Москвы от 10.03.2004 №14 «Об общем образовании в городе Москве» предусмотрено обеспечение воспитания, обучения, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Таким образом, проект Программы в этой части не охватывает детей в возрасте от двух месяцев до трех лет.
8. Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» предусматривает широкий спектр социальной поддержки, не представленной в проекте Программы, например:
в течение трех лет по окончании государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья получают помощь специалистов образовательного учреждения, которое они окончили, в социально-трудовой адаптации и трудоустройстве на современном рынке труда;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Показатели (индикаторы) не в полной мере отражают количественное и качественное изменение состояния сферы образования и не позволяют в должной степени оценить эффективность реализации Программы. Например, отсутствуют такие целевые показатели проекта Программы, как снижение дефицита мест (очередей) в дошкольные образовательные учреждения; численность учащихся в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, полностью соответствующих образовательным стандартам.
Большинство показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, относящихся к сфере образования, в проекте Программы отсутствует. Отмечены несоответствия показателей докладу мэра Москвы в Правительство Российской Федерации от 29.04.2011. Примеры других недостатков показателей (индикаторов) и ожидаемых результатов приведены в приложении 2.



Приложение 2

Примеры других недостатков целевых показателей (индикаторов) и ожидаемых результатов проекта Программы

1. Только один из целевых показателей (индикаторов) проекта Программы соответствует показателям в сфере образования, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 №322 «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики города». При этом в проекте Программы не уточняется, распространяется ли этот показатель только на государственные учреждения образования. Аналогичный показатель для государственных учреждений начального и среднего профессионального образования в проекте Программы и подпрограммах не учитывается.
Иные показатели, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 №825 и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 №322 для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, отсутствуют.
Показатель подпрограммы 5 «Изменение доли неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами в сфере образования по сравнению с базовым 2011 годом,%» не учитывает предусмотренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1313-р детализацию такого показателя в зависимости от категорий персонала - объем неэффективных расходов определяется в отношении педагогического персонала (учителя) и прочего персонала (административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, педагогические работники, не осуществляющие учебного процесса).
При этом показатель подпрограммы «Изменение доли неэффективных расходов в сфере образования по сравнению с базовым 2011 годом» сформулирован более широко (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1313-р рассчитывается «объем неэффективных расходов в сфере общего образования»).
Иные показатели в сфере образования, предусмотренные указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1313-р, в проекте Программы и подпрограммах отсутствуют.
2. В проект Программы не включен ряд целевых показателей (индикаторов) и соответствующих показателей результативности, предусмотренных Стратегией Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.»:
- рост числа дошкольных образовательных организаций всех форм (государственных, частных), развитие гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- рост доли учащихся, охваченных моделью сетевой школы;
- снижение доли учащихся, не успевающих по одному или нескольким предметам школьной программы, остающихся на второй год обучения;
- увеличение доли детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и занятости их социально значимой деятельностью;
- доля образовательных учреждений (по типам и видам), в которых реализована служба уполномоченного по правам детей.
3. Среди мероприятий и приоритетов направления развития дошкольного образования заявлена реализация механизмов обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, вместе с тем показатель «количество/удельный вес доступных дошкольных образовательных учреждений к общему числу дошкольных образовательных учреждений, в процентах» в целевых индикаторах подпрограммы отсутствует.
Также не включен в проект Программы такой показатель, как «число общеобразовательных учреждений, представивших в электронном (на сайте) или печатном виде публичный доклад о работе в текущем году», используемый в рамках ведения паспортов отраслей и территорий города Москвы.
4. Установлены случаи несоответствия целевых показателей данным доклада мэра Москвы в Правительство Российской Федерации от 29.04.2011 о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы за 2010 год и их планируемых значениях на трехлетний период.
Так, стартовое значение целевого показателя «отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики города», по данным приложения 1 к проекту Программы, на 2010 год составляет 86,0 процента, а по данным доклада - 97,5 процента. То есть проектом Программы в части номинальной заработной платы учителей в 2012 году планируется достичь фактического показателя 2010 года.
Напротив, удельный вес учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до пяти лет, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений (ожидаемый результат мероприятия 2.10) завышен: по данным проекта Программы, прогнозное значение на 2012 год - 22,0 процента; по данным доклада - 14,0 процента.
5. Отдельные показатели (индикаторы) Программы не соответствуют предусмотренным Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.
Например, ожидаемый результат мероприятия 3.2 «Доля взрослого населения, проходящего профессиональное обучение, от общей численности взрослого занятого населения» не вполне согласуется с целевым индикатором ФЦП. При этом термин «взрослое население» в официальных материалах Мосгорстата не используется и критерии отнесения населения к «взрослому» Программой не определены.
Кроме того, ожидаемый результат мероприятия 3.2 значительно расходится с оценкой существующей ситуации. Согласно приведенной в Программе информации «численность обучающихся по программам НПО, СПО, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должна ежегодно составлять не менее 0,9-1,2 млн человек». Исходя из существующей в настоящее время численности занятого в экономике экономически активного населения, ожидаемый результат мероприятия 3.2 на 2012 год - 25,0 процента от занятого взрослого населения - составит примерно 1509,3 тыс. человек. Необходимо также отметить, что этот показатель (расчетно, на основе данных проекта Программы) в 44,4 раза превышает фактическую численность взрослого населения, обучающегося в настоящее время по указанным программам.
6. Отсутствуют стартовые значения, недостаточно четко сформулированы показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты.
6.1. Не имеют стартовых значений два из восьми показателей (индикаторов) проекта Программы и все показатели подпрограммы «Начальное и среднее профессиональное образование».
Отдельные показатели требуют уточнения формулировок, например, «удельный вес числа районов, в которых детям с ОВЗ обеспечен доступ к базовым образовательным услугам общего образования и услугам психолого-педагогической помощи, в общем числе районов», для которого необходимо указать, при каких условиях район получает положительную оценку - при приспособлении всех, нескольких или одного из учреждений.
Отдельные целевые показатели (индикаторы) Программы отражают результаты выполнения мероприятий, а не конечный результат ее реализации.
6.2. Целевой показатель (индикатор) «Рост численности взрослых, участвующих в программах повышения квалификации в учреждениях среднего профессионального образования в текущем периоде по отношению к базовому» характеризует ситуацию в сфере повышения квалификации более узко - только в сфере среднего профессионального образования и несопоставим с мероприятием 3.2 Программы. Абсолютные значения показателя (стартовые и плановые) не приведены, что значительно затрудняет объективность оценки. Кроме того, по указанному показателю базовым периодом определен 2012 год, то есть невозможна оценка степени достижения результата по итогам 2012 года.
6.3. Ожидаемый результат мероприятия 1.15 «Число учреждений и организаций дошкольного образования, получающих бюджетные средства города Москвы, ед.» не согласуется с принципами бюджетной реформы, так как ориентирован на количество учреждений, получающих средства, а не на число обучающихся.
Значение ожидаемого результата по данному мероприятию - 7 единиц - также представляется недостаточно корректным, поскольку учреждений, не подведомственных Департаменту образования города Москвы, существенно больше.
3. Программа направлена на всю сеть учреждений образования на территории города Москвы вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности. При этом правовой аспект и организационные механизмы взаимодействия организаций различного уровня подчиненности не раскрыты, а конкретные данные об изменении ситуации в сфере образования в результате ее реализации (в том числе количественные и качественные показатели) не приведены.
Программой не учтено, что ряд государственных задач и функций, а также образовательных учреждений отнесен к ведению департаментов здравоохранения, культуры, труда и занятости населения, науки, промышленной политики и предпринимательства и иных органов исполнительной власти города Москвы. Вместе с тем эти ведомства не включены в состав исполнителей мероприятий.
4. Мероприятия проекта Программы не содержат указаний на конкретные виды и объемы запланированных работ, ряд мероприятий недостаточно взаимоувязан между собой по срокам реализации, содержанию и объемам финансирования, выявлены дублирующие друг друга мероприятия.
Так, мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов образования не имеют адресной детализации. Перечень объектов сферы образования, подлежащих строительству, проектированию и капитальному ремонту в рамках Программы, не представлен, вследствие чего невозможно оценить обоснованность заявленных расходов, а также обеспеченность объектов строительства и реконструкции проектно-сметной и разрешительной документацией.
Примеры других недостатков планируемых мероприятий приведены в приложении 3.



Приложение 3

Примеры других недостатков планируемых мероприятий проекта Программы

1. Из-за неконкретности отдельных мероприятий неясно, в каких учреждениях образования (только города Москвы или всех) они будут реализовываться и на какой круг лиц они распространяются, в связи с чем значения ожидаемых результатов и объемы финансирования по этим мероприятиям также представляются недостаточно обоснованными. Например, по мероприятию 5.3 показатель «Удельный вес числа специалистов системы управления, использующих возможности информационно-коммуникационной среды для реализации управленческих решений, в общем числе специалистов системы управления» в 2013 году будет достигнут на 100,0 процента. Учитывая, что в проекте Программы нет указаний, кто конкретно относится к специалистам управления, неизменности в 2014-2016 годах данного показателя (100 процентов), увеличение с 2013 года объема финансирования представляется нецелесообразным.
2. Предусмотрены мероприятия по стимулированию создания семейных и корпоративных детских садов (мероприятия 1.4, 1.9) для обеспечения доступности услуг дошкольного образования. Конкретные механизмы при этом не раскрыты, финансовые ресурсы для их решения в полном объеме не предусмотрены.
3. Предусмотрено развитие кадрового потенциала системы общего образования, обеспечивающего удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах; формирование кадрового резерва руководителей - лидеров развития образовательных учреждений (мероприятия 2.10, 2.12, планируемые расходы 36783,3 тыс. рублей и 113179,3 тыс. рублей соответственно), вместе с тем конкретные действия по реализации кадровой политики и обновления состава педагогов не представлены. Нет пояснений, как указанные затраты согласуются с финансированием государственного задания.
4. Мероприятием 2.15 «Внедрение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества образования и эффективности деятельности ООУ» не предусмотрено подведения итогов и оценки реализации в 125 государственных образовательных учреждениях с 01.04.2011 пилотного проекта по развитию общего образования.
5. Мероприятие 1.2 по реализации комплекса мер по созданию новых мест для детей дошкольного возраста не содержит данных об объемах приобретаемой площади и количестве создаваемых мест.
6. Мероприятие 1.1 предусматривает создание городской системы мониторинга доступности услуг в сфере дошкольного образования (расходы запланированы на пять лет в объеме 6790,8 тыс. рублей). В то же время в значениях ожидаемых результатов на 2012 год заявлена только разработка мониторинга, на 2013 год мероприятие числится как выполненное.
7. По мероприятию 2.7 динамика изменения показателей результативности выполнения не соответствует планируемым объемам финансирования. Предполагается достигнуть 100-процентного перехода общеобразовательных учреждений в основной школе на федеральный государственный образовательный стандарт в 2014 году, при этом объемы финансирования сохраняют динамику ежегодного прироста в 9000,0 - 10000,0 тыс. рублей на протяжении всего срока реализации Программы до 2016 года (с 140000,0 тыс. рублей в 2012 году до 177580,5 тыс. рублей в 2016 году).
8. Мероприятие 3.7 подпрограммы «Начальное и среднее профессиональное образование» дублирует мероприятие 4.4. подпрограммы «Высшее и непрерывное профессиональное образование»: имеют идентичное наименование «Создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда», описания мероприятий также несут одинаковую смысловую нагрузку. При этом финансирование предусмотрено по обоим мероприятиям: по мероприятию 3.7 предусмотрено финансирование на весь период реализации программы в объеме 134775,0 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных Департаменту информационных технологий города Москвы в рамках государственной программы города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)», по мероприятию 4.4 предусмотрено финансирование только на 2012 год в сумме 25000,0 тыс. рублей.

5. Проектом Программы государственные задания не определены, прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы отсутствует, в связи с этим заявленные в паспорте Программы объемы финансирования в сумме 1555071772,3 тыс. рублей не увязаны с объемами государственных образовательных услуг.
Ряд мероприятий не согласуется с переходом на размещение и финансирование государственных заданий.
Недостаточно представлены данные о предстоящей реорганизации государственных учреждений в рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ6 (по состоянию на 01.04.2011 не открыты лицевые счета в казначейских органах в 904 учреждениях образования из 4014 учреждений, или 25,5 процента).
6. Меры нормативно-правового регулирования, предусмотренные проектом Программы, недостаточно конкретны, основные положения предполагаемых к принятию нормативных правовых актов отсутствуют.
Кроме того, не предусмотрены разработка и утверждение ряда нормативных правовых актов, упоминаемых в тексте Программы и подпрограмм, в том числе Московского стандарта качества дошкольного образования. Последнее не позволяет оценить достоверность ряда показателей, обоснованность программных мероприятий. Отсутствуют объяснения установления в подпрограммах 1 и 2 показателя (индикатора) «удельный вес ДОУ, соответствующих не менее 80% требований «Московского стандарта качества образования», в общем числе ДОУ» и аналогичного показателя по общеобразовательным учреждениям. То есть проектом Программы предусмотрена разработка cтандарта, который за весь период реализации Программы не будет в полном объеме достигнут всеми учреждениями сферы образования.
Меры государственного регулирования Программой не предусмотрены, при этом в проекте Программы указано, что «...нормативная база не содержит стимулов для развития негосударственного сектора услуг дошкольного, общего и дополнительного образования».
7. Программа не содержит информации, подтверждающей необходимость и целесообразность сохранения всех существующих высших учебных заведений как учреждений города Москвы, преимущества затрат на их содержание в сравнении с размещением государственного заказа на подготовку специалистов соответствующих специальностей в федеральных или негосударственных вузах или льготного образовательного кредитования москвичей.
8. В части финансового обеспечения проект Программы проработан недостаточно.
8.1. Данные по финансовому обеспечению противоречивы. Например, объемы средств бюджета города Москвы в таблицах 6 и 7 к проекту Программы не соответствуют друг другу по значительной части мероприятий.
8.2. Отсутствует обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию мероприятий.
8.3. Проект Программы не предусматривает финансирования за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации определен порядок предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации с целью оснащения дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в учреждениях (за исключением расходов на капитальное строительство).
В составе источников финансирования не отражены средства федерального бюджета, предусматриваемые на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» и иных мероприятий.
8.4. Отсутствуют конкретные сведения об источниках внебюджетных средств, привлекаемых на принципах государственно-частного партнерства (36800000,0 тыс. рублей за весь период реализации Программы), и механизмах их привлечения.
9. Оценить соответствие объемов финансирования отдельных направлений проекта Программы и иных государственных программ города Москвы не представляется возможным. Так, реализация энергосберегающих мероприятий в проекте Программы финансированием не обеспечена, при этом проектом государственной программы города Москвы «Энергосбережение в городе Москве на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года» по Департаменту образования города Москвы финансирование предполагается осуществлять из средств других программ, а также внебюджетных источников. Кроме того, не представляется возможным сопоставить объемы финансирования работ по информатизации в сфере образования города Москвы, предусмотренные проектом Программы и проектом государственной программы города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)».
Проект Программы имеет иные, менее значимые, нарушения и недостатки, справка по которым направлена разработчику проекта Программы.