Зачастую половые отношения притягивают подростков потому, что для них это означает вхождение в мир взрослых, самоутверждение и доказательство их значимости в среде сверстников. По мнению самих же подростков, допустимый возраст начала половых отношений - в пределах 16-17 лет, они и начинают вступать в половые отношения именно в этом возрасте. Те же подростки, которые отличаются более рискованным сексуальным поведением (большим количеством половых партнеров в течение периода взросления), начинают сексуальную жизнь раньше своих сверстников примерно на 1-2 года. При этом моногамность не становится определяющим фактором сексуальных отношений: примерно у 62% девушек и 80% юношей в период взросления бывает более одного полового партнера, свыше 80% молодых людей считают возможным вести активную половую жизнь до вступления в брак. Несомненно, подобное положение вещей в отсутствии необходимых знаний и самоконтроля существенно увеличивает и риски половой жизни.
К сожалению, в подростково-молодежной среде отношение к половой жизни как самоценности происходит в основном без оглядки на предстоящее материнство и отцовство, ибо их к этому никто не подготовил, не научил.
Окончательное же формирование репродуктивных установок у современного поколения женщин происходит примерно к 20 годам, то есть к тому возрасту, когда организм окончательно созрел и готов к воспроизводству себе подобных. Данные выборочных исследований свидетельствуют о том, что более 85% молодых людей планируют иметь детей спустя 5-8 лет после сексуального дебюта. Комплексная оценка репродуктивных установок современной молодежи показывает, что большинство девушек (90%) и юношей (72,5%) имеют сформированные репродуктивные установки, характерная особенность которых - ориентация на малодетность, то есть нынешнее поколение молодежи не способно обеспечить демографическую стабильность в стране. Именно этот факт требует особенного осознанного внимания и понимания проблем демографической безопасности нашего государства.
В большинстве своем юные женщины не готовы рожать (и основные мотивы в этом кроются не только в желании не прерывать свою учебу, но и в отсутствии социальной стабильности, достойной материальной поддержки государства, нежелании иметь ребенка в настоящий момент времени иногда из-за негативного отношения к своему партнеру - отцу ребенка), поэтому, считая возникшую беременность преждевременной, прерывают ее путем аборта. Лишь немногочисленная часть юных женщин становятся матерями в подростковом возрасте.
Искусственное прерывание беременности стало серьезной медико-социальной проблемой современного общества и наиболее значительным риском для здоровья, с которым женщины сталкиваются в репродуктивном возрасте. По оценкам экспертов, в мире ежегодно производится от 36 до 53 млн абортов, то есть каждый год не менее 4% женщин фертильного возраста подвергаются этой операции.
Ввиду усиления внимания к репродуктивному поведению и здоровью подрастающего поколения аборты в подростковом возрасте становятся предметом все большей озабоченности. До сих пор примерно каждый десятый аборт производится у девушек-подростков до достижения ими 19-летнего возраста, а половина всех учтенных абортов (52%) приходится на самый активный репродуктивный возраст - 20-30 лет. При проведенном опросе студенток выяснилось, что все они на момент прерывания беременности были социально незащищенными - не состояли в браке, не имели работы и законченного образования. Все искусственные прерывания беременности были сделаны в сравнительно молодом возрасте - от 16 до 20 лет, что позволяет оценивать беременность в возрасте до 20 лет как рискованную, подлежащую прерыванию, в противоположность беременности в более взрослом возрасте (старше 20 лет), когда она направлена преимущественно на осознанное деторождение. Те же юные женщины, которые отважились сохранить нежелаемую беременность с последующим деторождением, сталкиваются с другой социальной проблемой - отказные дети раннего возраста. Очень часто юные женщины отказываются от своих детей, основная часть таких матерей (около 70%) в довольно юном возрасте - от 16 до 25 лет. Причины отказа от ребенка в большинстве своем - эмоциональная незрелость матерей, усугубляющаяся полным отсутствием ответственности со стороны отцов детей, отсутствие психологической поддержки до и после родов, отсутствие средств к существованию, страх перед будущем, неразвитые материнские чувства.
Вот и встает остро перед обществом вопрос: «Рожать или не рожать в юном возрасте?» Несомненно, помочь решить существующую проблему можно, прививая подрастающему поколению навыки ответственного отношения к вопросам семьи и сексуальных отношений, к планированию беременностей, гарантирующих рождение здорового ожидаемого ребенка и сохранение здоровья женщины. Не менее важное условие решения этой проблемы - повышение образовательного уровня не только врачей, к которым обращаются подростки, но и педагогов и психологов, работающих в системе СПО и других образовательных учреждениях, способных к высокопрофессиональному консультированию в системе межведомственного взаимодействия «педагог - подросток - врач».
Казалось бы, реализацией государственной семейной политики в Москве должен заниматься профильный департамент - Департамент семейной и молодежной политики (ДСМП), реализуя программы по укреплению института семьи, формированию у молодежи навыков ответственного родительства, профилактике абортов среди подрастающего поколения и многие другие вопросы. Но что получается по факту? Нынешние чиновники стараются отстраниться от всех этих злободневных вопросов, ибо на нет и суда нет. Об этом говорит тот факт, что в структуре госучреждений, подведомственных ДСМП, нет профильного центра, способного на высоком профессиональном уровне заниматься подобными вещами и проводить такую многоаспектную работу с населением, отсутствуют городские научно-методические площадки, реализующие данные направления, как нет и практически подготовленных высококвалифицированных специалистов, способных проводить подобную работу, в том числе с молодежью. Попытки отдельных специалистов в реализации этой межведомственной и междисциплинарной проблемы на фоне отсутствия грамотной управленческой политики и четкого структурирования деятельности подведомственных госучреждений обречены на неизбежный провал. Очевидно, что при многомиллионном бюджетном финансировании на деятельность этой системы не находится резервов на повышение квалификации соответствующих специалистов, как и на проведение достойной многоаспектной и интересной работы в городе, и, очевидно, не будет.
В отличие от системы молодежной и семейной политики система образования, отличаясь своим консерватизмом, далеко не безуспешно предпринимает все попытки для сохранения здоровья подрастающего поколения и формирования навыков ответственного отношения к семье, к рождению желанного ребенка. Например, в системе высшего профессионального педагогического образования на базе кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ (МГПИ им. В.И.Ленина) под руководством заведующего кафедрой В.В. Маркова был успешно реализован проект по разработке и внедрению в учебный процесс программы дополнительного образования по охране репродуктивного здоровья и формированию у подростков навыков ответственного родительства не только для студенческой молодежи, но и для повышения профессиональной компетенции педагогов в этих вопросах. К величайшему сожалению, при отсутствии соответствующего финансирования в реалиях настоящего времени этот проект реализовывать перестали.
В системе среднего профессионального образования, где обучаются подростки с более рискованным поведением, проведение подобной работы по профилактике непланируемой беременности и формированию навыков ответственного, осознанного родительства становится приоритетным направлением в реализации государственных гарантий и репродуктивных прав подрастающего поколения. Предпосылками для начала данной работы послужили программы государственных гарантий и действующее законодательство, в том числе Закон города Москвы «О молодежи» №39 от 30 сентября 2009 года, в котором отражены права молодежи в сфере образования и охраны здоровья, профилактики негативных явлений в молодежной среде, а также анализ ФГОУ СПО третьего поколения, который выявил отсутствие направленности в преобладающем большинстве стандартов ориентира на формирование навыков ответственного и здоровьесберегающего репродуктивного поведения и ответственного родительства среди учащихся системы СПО. В этом плане НИИРПО берет на себя миссию по организации городской научно-методической площадки по вопросам формирования у студентов колледжей приверженности здоровому образу жизни, профилактике непланируемой беременности и ответственного отношения к предстоящему родительству.
Получаемая подростками информация из малонадежных случайных источников не всегда научно обоснованна, достоверна, она закладывает множество ложных стереотипов, давая негативный отпечаток как на здоровье, так и на поведение молодых людей. В реальности получается, что информация, которая могла бы помочь подрастающему поколению с наименьшими трудностями преодолеть нелегкий период взросления и более безопасно строить свои сексуальные и брачно-семейные отношения, остается практически недоступной и неизвестной. В то же время образовательные учреждения, в первую очередь среднего профессионального образования, могли бы принимать более активное участие в информировании подростков в профилактических целях. Тем более что большинство родителей, а также специалистов и педагогов (около 80%) отдают предпочтение систематическому и профессиональному просвещению своих детей, тем самым закладывая навыки по формированию ответственного родительства.
Проводимая работа поможет при европейском уровне сексуальной социализации молодежи в РФ сохранить репродуктивный потенциал нации для стабилизации демографической ситуации и рождения желанных и любимых детей в счастливой семье.