I. Состояние проблемы и необходимость ее решения программно-целевыми методами

В конце 90-х годов наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития воспитания как приоритетной сферы социальной жизни страны. Обозначился реалистичный подход к осмыслению объективного состояния и сущности воспитательной ситуации в стране. Разрабатывается законодательная база, направленная на создание воспитательного пространства современного детства. Реализуется комплекс федеральных программ, ориентированных на воспитание подрастающего поколения. Формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии, средства. Развивается инфраструктура детского отдыха. Ведется работа по повышению социального статуса педагогических работников. Блокируется рост детской преступности и других негативных явлений среди несовершеннолетних.

Улучшается оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами и оборудованием. Создаются реальные условия для проявления творческих способностей молодых людей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив. Современные дети больше информированы о процессах, происходящих в различных областях науки, техники и социальной жизни, динамично овладевают современными коммуникационными продуктами и технологиями, более конструктивно воспринимают воспитательные воздействия. В детском общественном движении особое место занимают проблемы толерантности, противодействия терроризму, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, досуга, защиты своих прав. В образовательных учреждениях развиваются ученические и студенческие органы самоуправления. Наметились позитивные сдвиги в ресурсном обеспечении развития системы воспитания.

Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом. Не преодолены последствия кризисных явлений постсоветского российского общества, выразившихся в резком снижении воспитательного потенциала таких ведущих институтов воспитания как семья, учреждения образования, культуры, спорта, социальной защиты населения.

Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума.

В России состояние институтов воспитания и детской среды продолжает оставаться проблемным по всем показателям.

Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает пространство детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром. Глобальные экологические проблемы, межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, волна терроризма, захлестнувшая современный мир, - все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, создает множество прецедентов для деформаций ее духовной сферы, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений.

Российская семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на ребенка другим факторам социализации. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за десятилетие 1990-х годов существенно сократила время их общения с детьми. В эти же годы резко возросло количество детей, испытывающих страх физического насилия, в том числе домашнего (до 70% детей). В российской семье укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в т.ч. безнравственными средствами. В семейном быту россиян остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.

Ежегодно около 200 тысяч дел на родителей, не исполняющих свои обязанности, рассматривается комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, около 250 тысяч родителей попадают в сферу внимания органов внутренних дел. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования. По данным Госкомстата России, в 2003 г. выявлено 16 229 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, не обучающихся в нарушение закона. Практически не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. По-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2002 году состояло 363,2 тыс. детей и подростков (в том числе 54 тыс. девочек), из них более половины - обучающиеся общеобразовательных учреждений, 80 тыс. - дети младше 14 лет. Ежегодно в последние пять лет в органы внутренних дел доставляется свыше 1 миллиона несовершеннолетних, около 150 тыс. из них - женского пола. В 2003 году 145,6 тыс. подростков задержаны за участие в совершении преступлений.

Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий. По данным исследования в 2002 году потребляли наркотические средства 13,1% детей, подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет. Это примерно 4 миллиона человек. Среди подростков и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех или иных дозах потребляют 80,8% подростков и молодежи. Основная часть (две трети) потребляют пиво. Массовое потребление пива подростками и молодежью начинается в среднем в 12 лет, вина - в 15 лет, водки - в 16 лет.

В 1990-е годы был существенно ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения (до 70% детей сельской местности не имеют средств для покупки книг, 28% из них указали на библиотеку как на единственную возможность чтения книг). В сложном положении находятся школьные библиотеки: в 34,6 % регионах физически изношенный библиотечный фонд составляет от 30 до 40 %. В связи с отсутствием необходимого финансирования в региональных и муниципальных бюджетах на закупку учебной литературы, к началу 2003/2004 учебного года родительские средства на эти цели превысили выделенные бюджетные в три раза. Слабое финансирование комплектования книжного фонда библиотек общеобразовательных учреждений является общей для всей страны проблемой. За последние 10 лет произошло значительное снижение количества читающих детей, вдвое сократилось число подростков, посещающих учреждения культуры, в частности театры.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует воспитанию подрастающего поколения в силу объективных причин. Сегодня нет драматургии, отвечающей запросам современного подростка. Театр из сферы идеологии и воспитания уходит в сферу досуга, главным образом старается удовлетворить потребности нарождающегося буржуазного класса. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше влияет на духовное и социальное становление человека, становясь в большей мере средством релаксации и снятия напряжения. Дети все более раннего возраста увлекаются так называемой «попсовой» музыкой. 95% отечественной музыки пишется в примитивном миноре, что оказывает влияние на распространение среди подростков социальной апатии, нигилизма. В текстах популярных рок-групп практически отсутствуют нравственные общечеловеческие ценности, которые в той или иной степени высмеиваются и девальвируются.

Главное место в структуре досуга у четверти подростков занимает компьютер. Ежедневное общение с компьютером у школьников составляет 1,2 часа. Прогнозируется выравнивание возможностей регулярного пользования компьютером у детей из разных социальных групп к моменту окончания школы. Образовательные учреждения интенсивно оснащаются компьютерной техникой. Приоритетное внимание государства позволило оборудовать компьютерами свыше 30 тыс. сельских школ России. В целом отмечается позитивное влияние регулярного пользования компьютером на академическую успеваемость школьников. Однако несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней и истории своего народа.

На сегодняшний день доля детского телевещания не превышает 4% в общем объеме вещания в среднем по всем центральным и региональным телеканалам за год (по обязательствам, предусмотренным лицензией, должно быть 7%, 10% и 15% у разных каналов). На российском телевидении доминирует американский кинематограф (около 40% транслируемых фильмов). Любимый фильм у 70% подростков - американского производства. В среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики. Ежедневно российский подросток видит не менее 9 сцен насилия, агрессии или эротики, что провоцирует его на принятие конфронтационной модели поведения. Разрушены система кинопроката, сеть специализированных детских кинотеатров. Практически отсутствуют кинофильмы для детей.

Усиливается общественный запрос на установление фильтров для оценки коммуникационного и печатного продукта, предназначенного для детей и молодежи. 58% населения России выступает за возврат цензуры, 67% - за введение цензурных ограничений в телепередачах.

Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодежи, участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной гражданской позиции остаются явно недостаточными. В деятельности молодежных и детских общественных объединений участвуют 4% молодых россиян. Ученические и студенческие органы самоуправления в образовательных учреждениях развиваются медленно, их деятельность остается низкоэффективной. Образовательные учреждения после свертывания деятельности пионерской и комсомольской организаций в 1990 году все еще в незначительных объемах используют новые формы реализации воспитательного потенциала детского и молодежного движения.

Эти и другие проблемы потребовали более активных действий со стороны федеральных министерств и ведомств по воспитанию подрастающих поколений. Так, в последние годы Министерством образования Российской Федерации уделялось значительное внимание проблеме усиления воспитательной функции образовательных учреждений. Реализация отраслевой Программы развития воспитания в системе образования России с 1999 года сыграла важную роль в совершенствовании и обновлении воспитательной деятельности педагогических коллективов. Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования способствует гуманизации образовательного процесса, усилению его воспитательного потенциала. Повысилось внимание к проблемам развития воспитания в образовательных учреждениях Минкультуры России. Совместно с Минобразованием России подготовлена концепция художественного образования, создан и функционирует научно-методический совет по вопросам художественного образования и воспитания детей и молодежи, увеличилось количество и качество совместно проводимых мероприятий по развитию различных жанров художественного творчества. Усилилось внимание к воспитанию средствами музеев, театральной педагогики. Минпечати России провело I Всероссийский конкурс на лучшее произведение литературы для детей и юношества «Алые паруса». В целях усиления межведомственного взаимодействия Минобразование России, Минкультуры России и Минпечати России рассмотрели на совместной коллегии проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения. Госкомспорт России совместно с Минобразованием России уделяет большое внимание развитию массового детского и юношеского спорта, подготовке спортивного резерва, формированию здорового образа жизни. Возобновилось проведение летних и зимних спартакиад России, президентские состязания. Выделяются финансовые средства из резервного фонда Президента для приобретения в образовательные учреждения спортивного инвентаря и оборудования. Действенную помощь в организации и проведении всероссийских мероприятий военно-прикладной направленности, военно-профессиональной ориентации обучающихся оказывает Минобороны России. Минобразование России совместно с МЧС России проводят работу по формированию культуры безопасности жизнедеятельности, проведению региональных и всероссийских мероприятий по выживанию в природной среде и предупреждению техногенных катастроф. МВД России, Минтранс России сотрудничают с органами образования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, реализации программ по воспитанию культуры правопослушных участников дорожного движения.

Вместе с тем, остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность воспитательного процесса. Введение в штатные расписания образовательных учреждений новых должностей: психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, дефектологов, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, классных воспитателей происходит медленно и в недостаточном количестве. Не решена в массовой практике задача создания в каждом образовательном учреждении социально-психолого-педагогических служб. Требуют совершенствования нормативная база развития воспитания в системе образования, материальная база его реализации, система взаимодействия учреждений образования с другими социальными институтами в целях воспитания. Деятельность существующих служб опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, медико-психолого-педагогических комиссий носит преимущественно репрессивный, а не воспитывающий характер. Кардинальное изменение ситуации в пользу развития воспитания в системе образования сегодня возможно при условии формирования четкого социального заказа на развитие воспитания, действенной поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны социальных институтов современного российского общества.

Таким образом, в современном российском обществе назрела необходимость решения стратегических задач, направленных на:

- повышение социального статуса воспитания;

- усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов;

- координацию действий различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления подростков, подготовки их к жизненному самоопределению в пользу гуманистических ценностей.

Приоритетность обеспечения условий для воспитания детей, а значит, и всего общества, очевидна. Она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области воспитания и должна подкрепляться не только законодательной, организационной, научно-методической, кадровой, но и серьезной финансовой и материально-технической базой.

II. Цели и задачи Программы

Развитие воспитания в условиях системного реформирования российского общества и государства должно осуществляться на основе современных идей, подходов и принципов, адекватных новым условиям, российской ментальности, семейным, национальным, региональным и общероссийским культурным традициям. Особенность педагогической стратегии по развитию воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социальной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи, и педагогической ситуации, заключающей в себе прогностический элемент подготовки поколения к новому историческому этапу жизни общества.

Данная Программа является составной частью социальной политики страны, ориентирована на всестороннюю заботу о воспитании подрастающих поколениях и направлена на реализацию государственной стратегии стабилизации социокультурного развития общества, его интеграции в мировое сообщество, прогрессивного социально-экономического, политического и культурного развития.

Ее стратегический смысл заключается в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Программа направлена на создание благоприятных условий для развития воспитательного потенциала российского общества, формирование единого воспитательного пространства России на основе усиления гражданской ответственности россиян за воспитание подрастающих поколений, консолидации усилий различных социальных институтов в целях формирования у подрастающего поколения гуманистических идеалов.

Целью Программы является обеспечение условий для воспитания детей как одной из главных стратегических задач развития современного российского общества путем повышения ответственности всех социальных институтов, определения приоритетных направлений воспитания, обеспечения комплекса неотложных практических мер в целях кардинального поворота государства и общества к решению проблем воспитания детей, формированию полноценного, развитого гражданского общества в стране.

В рамках Программы должны быть решены следующие задачи:

- формирование единого воспитательного пространства в Российской Федерации;

- достижение высокого уровня межведомственного взаимодействия в воспитании и социализации детей; содействие воспитательной деятельности семьи, учреждений образования, культуры, социальной защиты населения, общественных организаций, повышение их ответственности за качество создаваемых условий для воспитания детей;

- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений, создание в них эффективных гуманистических воспитательных систем;

- содействие семейному воспитанию, улучшению условий жизнедеятельности семей с детьми, расширению просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;

- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.; разработка и научно-методическое обеспечение эффективных механизмов профилактики девиантного поведения и позитивного влияния на детей групп риска;

- реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

- формирование позитивного информационного пространства детей, усиление экспертных, координационных функций государственных и общественных организаций в этой области; повышение их ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде, информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс;

- повышение роли и ответственности средств массовой информации в воспитании детей; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

- формирование научной базы развития воспитания, содействие подготовке научных кадров в области воспитания; обеспечение условий для стимулирования инновационной и инициативной деятельности в области воспитания;

- реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности, укрепление ее кадрового потенциала, социального статуса; расширение спектра специальностей, обеспечивающих решение воспитательных задач в учреждениях образования, культуры, спорта, социальной защиты населения, общественных организациях; обеспечение непрерывности эффективной подготовки кадров в области воспитания на всех уровнях профессионального образования.

III. Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана до 2010 года.

Первый этап работы по развитию системы воспитания детей (среднесрочная перспектива: 2004-2007 гг.) нацелен на стабилизацию воспитательной ситуации в России и создание условий для перехода в режим ее поступательного позитивного изменения.

Второй этап работы по развитию системы воспитания детей (долгосрочная перспектива: 2008-2010 гг.) нацелен на обеспечение перехода в режим стабильного эффективного функционирования институтов воспитания за счет обеспечения позитивного социального фона развития воспитания в российском обществе.

IV. Структура Программы

Программа включает в себя два основных блока:

Первый блок - основные приоритетные направления развития воспитания детей в Российской Федерации.

Второй блок - система программных мероприятий, на основании которой федеральные министерства и ведомства ежегодно разрабатывают и утверждают конкретный план мероприятий по реализации Программы.

Приоритетные направления развития воспитания детей в Российской Федерации

1. Воспитание в семье

Особая созидательная миссия в поиске образа человека будущего, основ его индивидуального творчества, идейного и нравственного содержания, исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. Семья имеет значительные воспитательные возможности, обладает рядом специфических особенностей как коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровно-родственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка. Программа предполагает консолидацию усилий государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи в российском обществе, повышение его ценности в общественном сознании.

2. Развитие воспитания в системе образования

Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Программа развития воспитания в системе образования России, реализуемая с 1999 года, способствовала созданию в субъектах Российской Федерации собственных программ развития воспитания с учетом социокультурных особенностей, экономических возможностей региона, традиционного и инновационного опыта воспитания подрастающих поколений. Воспитание в системе образования сегодня направлено на формирование ответственности ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой.

3. Формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотического воспитания детей

Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.

4. Формирование здорового образа жизни.

Среди первоочередных задач современного воспитания - содействие здоровому образу жизни подростков; создание условий для активизации субъектной позиции ребенка, формирование культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья.

Эти задачи тесно взаимосвязаны с задачами экологического воспитания, решение которых обусловливает позитивную динамику здоровья нации, определяет уровень экологической культуры общества, здоровья новых поколений россиян. Экологическое воспитание в современных условиях предполагает формирование экологической культуры детей, комплекса экологических знаний, бережного отношения к природе, практических навыков экологической деятельности.

Программа призвана консолидировать усилия социальных институтов страны по формированию у детей оптимистического взгляда на окружающий мир и себя в нем, стремлению к внутренней гармонии с окружающим миром.

5. Трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях.

Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацелены на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь, в современную систему социально-экономических отношений; на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем; формирование адекватных представлений об экономической ситуации в стране; развитие творческого практического мышления, трудовых умений и навыков, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности. От успешного решения этого комплекса проблем в постоянно меняющихся социально-экономических условиях во многом зависит как успешность выпускников общеобразовательных учреждений, так и жизнеспособность всего общества, перспективы его дальнейшего поступательного развития.

6. Профилактика асоциального поведения.

Состояние современного российского общества характеризуется масштабностью негативных явлений, устойчивостью асоциальных тенденций, в том числе в детской и подростковой среде, высокой степенью социальной дезадаптации подрастающего поколения, обострением социальных проблем.

Профилактика асоциального поведения, преодоление детской безнадзорности и ликвидация ее последствий в последние годы стали важнейшим направлением социальной политики государства. В стране созданы новые виды профилактических служб и учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и различных видах социальной помощи, ведется дальнейший поиск новых форм и методов решения этой острой проблемы.

7. Научно-методическое обеспечение развития воспитания.

Создание системы научно-методического, программного и информационного обеспечения развития воспитания детей в Российской Федерации должно быть направлено на объединение усилий всех социальных институтов российского общества, государственных и общественных организаций по формированию разноуровневых воспитательных пространств от федерального масштаба до формата микросоциума.

Необходимо расширение спектра федеральных и региональных программ, направленных на реализацию воспитательного потенциала семьи, учреждений образования, культуры и спорта, социальной защиты населения; долгосрочных и краткосрочных программ различной содержательной направленности, обеспечивающих глубокое и последовательное освоение детьми общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, непрерывность воспитательного воздействия; специализированных программ, ориентированных на воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеющих ограниченные возможности здоровья, пострадавших в результате межнациональных и вооруженных конфликтов, экологических катастроф и иных обстоятельств.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Программа развития воспитания детей в Российской Федерации является инвестиционной с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней.

Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации Программы, а также за счет привлечения средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

VI. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется ее государственным статусом с учетом общественно-государственного характера управления, распределения ответственности за состояние воспитания подрастающих поколений на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, общественных формирований.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (далее - Комиссия).

Функции рабочего органа Комиссии по указанным вопросам возлагаются на Минобразование России.

Основными исполнителями Плана действий по реализации Программы развития воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года являются Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Российская академия образования.

Основные исполнители:

ежегодно разрабатывают и утверждают на основе Системы программных мероприятий конкретный план мероприятий по реализации Программы развития воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года;

определяют источники финансирования мероприятий, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечивают реализацию ведомственного плана мероприятий по реализации Программы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные подпрограммы (перечни, планы) развития воспитания детей с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию;

обеспечивают финансирование мероприятий региональных подпрограмм (перечней, планов) за счет собственных средств.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация намеченных мероприятий по Программе существенно повысит уровень развития воспитания детей в Российской Федерации, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно-нравственному оздоровлению социума, решению вопросов межнационального общения. В результате выполнения Программы будут заложены основы комплексной системы обеспечения развития воспитания в российском обществе.