Единое информационное пространство
Понятие «единое информационное пространство» относится и применимо как к конкретному образовательному учреждению, так и к району, городу, региону и стране в целом.
Единое информационное пространство - это совокупность таких компонентов, как: информационные ресурсы, зафиксированные на соответствующих носителях информации; сбор, обработка, хранение, распространение, поиск и передача информации; доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий. Единое информационное пространство образовательного учреждения призвано работать на учебный процесс, на ученика и студента, ради которых оно и создается.
В образовательном учреждении единое информационное пространство создается для того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать передовые знания, навыки их активного применения, научился диалектически мыслить, адаптироваться к быстро меняющемуся миру. В профессиональном учебном заведении студент продолжает расширять свои знания, получает профессиональную направленность для работы по избранной специальности, навыки участия в научно-технической деятельности.
Необходимо выделить следующие составляющие единого информационного пространства:
физическая составляющая («неэлектронная») - создание кабинетов информатики (информационных технологий), предметных и специальных кабинетов, лабораторий, библиотеки (медиатеки), информационного центра (медиацентра), телестудии и радиоузла, издательского комплекса и др.;
информационная, или «электронная» составляющая - обеспечение информационной и коммуникационной аппаратурой, программное обеспечение, методическая поддержка, Интернет, являющийся связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри образовательного учреждения и внешними физическими и юридическими лицами;
психологическая составляющая учитывает тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями, школьниками и студентами, а также обучающихся между собой; желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий; психологическую готовность к изменению методических подходов и учиться «добывать знания»;
интеллектуальная составляющая учитывает выдвигаемые цели и приоритеты образовательного процесса; общий профессиональный уровень педагогического коллектива; желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии единого информационного пространства учебного заведения, обучении в аспирантуре и докторантуре, получении ученых степеней и званий.

Законодательные возможности
На заседании Российского союза ректоров в июне 2010 года прозвучало, что ежегодно российские вузы выпускают около пяти тысяч специалистов по информационным и коммуникационным технологиям. Но это не покрывает потребности предприятий. По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий в период с 2010 по 2015 год российской экономике потребуется значительное количество таких специалистов.
Предложения Российского союза ректоров заключаются в следующем. Начинать надо с самых маленьких. А именно, ввести в систему дошкольного образования вводные образовательные программы с игровыми моделями для подготовки к школе. Обновить программы школьных курсов информатики с оглядкой на такие же программы в вузах. Вузам рекомендовано расширить информационные и коммуникационные программы по всем специальностям, включая гуманитарные.
Высшей точкой совершенствования системы подготовки таких специалистов могло бы стать создание корпоративных информационных и коммуникационных университетов (вузы плюс профильные компании). На базе МГУ им. М.В.Ломоносова уже действует пять похожих вузов.
Ключевой нормативный правовой акт в этом вопросе - Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Для удобства пользования в статье 2 приведены основные понятия, используемые в этом законе. Например, такие понятия, как информация, информационные технологии, информационная система, информационно-телекоммуникационная сесть, распространение информации, электронное сообщение, документированная информация, оператор информационной системы.
В статье 3 подробно изложены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. В числе принципов следует упомянуть: свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (включая систему образования); достоверность информации и своевременность ее предоставления; обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.
В статье 14 установлено, что: не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности; технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В статье 18 определено, что: регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области; порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных данным законом.
Особенностью данного федерального закона является его определенная краткость, что влечет за собой необходимость дополнительного принятия большого числа нормативных правовых актов правительством РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерством образования и науки РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 №478 были утверждены Правила размещения в федеральных государственных информационных системах «Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях). Тем же постановлением правительства РФ одобрена Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия, с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В статье 17 Федерального закона от 27.07.2006 «№149-ФЗ указано, что нарушение требований данного закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками, о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации», которой предусмотрены штрафы за нарушения правил защиты информации, за незаконную деятельность в области защиты информации, за разглашение информации с ограниченным доступом, за злоупотребление свободой массовой информации.
В Федеральном законе от 27.07.2006 «№149-ФЗ слишком мало уделено внимания финансовым вопросам. Лишь в статье 8 указано, что: не может быть ограничен доступ к информации об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); установление платы за предоставление государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Вместе с тем такие важные вопросы, как источники финансовых средств, порядок и размеры расчетов при получении и использовании и информации, например, являющейся интеллектуальной собственностью, даже не упомянуты в законе. А ведь затраты средств из многих источников на создание и обеспечение деятельности информационной системы, информационно-телекоммуникационной сети весьма значительные. К тому же финансовые источники могут быть не постоянными, а затраты на операции с информацией постоянно изменяются в размерах. Все эти вопросы актуальны для системы образования, насчитывающей десятки тысяч образовательных учреждений.
Нынешний уровень информатизации системы образования возрос настолько, что без продуманной стратегии ее развития проблематичным становится дальнейшее расходование средств. Требуются системные управленческие подходы, современные механизмы менеджмента и внедрения информационных технологий в образовании.
Однако, рассматривая вопрос об информатизации учреждений системы образования, следует подчеркнуть необходимость использования эффективных мер по охране здоровья учащихся и преподавателей, разъяснению соблюдения правил строгого режима пользования компьютерами, обеспечению требований по эксплуатации компьютерного оборудования, блокировке доступа на сайты, содержание информации которых не имеет образовательного характера.

Что получается
В российских регионах накапливается опыт развития информационной инфраструктуры системы образования. Качественные изменения происходят, например, в образовании на территории Костромской области.
Внедрение инновационных образовательных стандартов и программ, компьютеризация и подключение всех школ к сети интернет, использование электронных образовательных ресурсов в практике обучения и управления образованием - далеко неполный перечень проводимых мероприятий.
Областные целевые программы «Развитие системы связи и информатизации Костромской области до 2010 года», «Информатизация образовательных учреждений Костромской области в 2006-2010 годах» были направлены на модернизацию инфраструктуры образования, на достижение качественных результатов, основанных на информатизационных и коммуникационных технологиях.
Администрация области полагает, что информатизация образовательного пространства позволяет повысить качество подготовки выпускников школ и учреждений профессионального образования, информационные технологии и ресурсы способствуют развитию информационной культуры населения и интеллектуального потенциала молодежи.
Все общеобразовательные учреждения области получили доступ к сети Интернет, в них оборудованы автоматизированные рабочие места. Проведена постановка во все школы стандартного (базового) пакета программного обеспечения.
Необходимо насыщать образовательную среду электронными ресурсами нового поколения - цифровыми лабораториями, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. На решение этой задачи направлен комплекс мероприятий целевой программы «Материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений в Костромской области на 2008-2012 годы».
Информатизация образования постепенно осуществляется в основном за счет средств бюджета региона. Так, решен вопрос о переводе финансирования оплаты за Интернет с федерального на региональный уровень. На реализацию мероприятий информатизации образовательных учреждений в 2010 году выделено: из средств федерального бюджета - 1,1 млн. рублей, из средств областного бюджета - 2,3 млн. рублей; внебюджетных средств - 1,1 млн. рублей. И это в небольшой по численности населения области.
За последние годы произошли очень серьезные изменения в информатизации образования, например, в Красноярском крае, Нижегородской области, Санкт-Петербурге и других регионах.
Специалисты отмечают, что раньше вся техника работала только на информатику, сейчас такой монополии нет. Прорывом стало участие Красноярского края в трехлетнем масштабном проекте информатизации системы образования. Регион освоил 13,5 млн. долларов на внедрение ИКТ, обучение прошли 18 тысяч учителей. Создано 56 школьных методических центров. Они укомплектованы современной техникой и квалифицированными кадрами. Практически все школы (97,%) имеют собственные сайты. В большинстве школ действует локальная сеть, в некоторых внедрены электронный документооборот и пропускная система, позволяющая контролировать посещаемость и принимать нужные управленческие решения.
В Нижегородской области активно внедряют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательный процесс. Школы региона осваивают современное информационное пространство. В 2010 году в Нижнем Новгороде прошел финал второго регионального конкурса на лучшее образовательное учреждение по реализации модели ИКТ - насыщенная среда, образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер». Заслуживает внимания опыт нижегородской гимназии №13 удачного использования виртуального пространства для совместной работы с вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. Во многом благодаря информационно-коммуникационным технологиям в гимназии работает 8 научно-методических кафедр.
В Санкт-Петербурге большинство учебных заведений приступили к так называемой второй волне информатизации. Осуществляется переход от изучения информатики как предмета, к использованию ИКТ в преподавании физики, химии, биологии, других предметов. Применяются специальные компьютерные программы, позволяющие моделировать те или иные процессы, и делать преподавание более зримым, образным и эффективным. Приобретаются и используются цифровые лаборатории по предметам. Развивается дистанционное обучение, в том числе для детей-инвалидов. Создан электронный робот-собеседник по имени Джордж для обучения английскому языку. Всем педагогам предоставляется возможность повышать квалификацию. Создаются технологии дистанционного обучения педагогов.
Руководство страны уделяет большое внимание подготовке в вузах специалистов для научно-технических отраслей экономики. Московский госуниверситет приборостроения и информатики (МГУПИ) сейчас в числе лидеров по выпуску специалистов для приборостроения, информационных технологий, робототехники, телекоммуникаций и защиты информации. За последние три года открыто семь новых специальностей, в том числе «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Информационные системы и технологии». Востребованы и экономические специальности, прежде всего «Информационные системы в экономике». В вузе создано Управление качества образования, внедрены автоматизированные системы контроля знаний, Развития и закрепления полученных навыков, учебно-методические комплексы.
Московский госуниверситет геодезии и картографии (МИИГАиК) - единственный специализированный вуз России по подготовке специалистов в области геодезии, фотограмметрии, картографии, аэрокосмической съемки, геоинформационных систем, оптической техники. Первостепенное значение в вузе уделяется внедрению новых форм, методов и технологий обучения, качеству подготовки специалистов. Вуз располагает собственными лабораториями геодезического приборостроения, обработки спутниковой информации, информационных технологий и дистанционного обучения, экологического картографирования.