Ведь если быть логичным до конца, то нужно признать, что применение на учебных занятиях философии, содержания и методов «Живого права» неизбежно означает применение их к себе, к своей жизни и, следовательно, в большей или меньшей степени ставит вопрос об изменении себя, изменении своего отношения к окружающим нас людям и миру и в конечном счете через это - изменение самого окружения (будь то школа, семья или местное сообщество). А это уже нечто большее, чем просто преподавание права.

Итак, приступая к участию в проекте «Живое право», нужно иметь в виду следующие моменты.

Вам потребуются дополнительное время и силы. Особенно на первых порах вы должны планировать, что знакомство с проектом потребует дополнительного времени и сил, иногда значительных. Предварительное и подробное ознакомление со всеми материалами по «Живому праву» - с книгами для ученика, с книгами для учителя (что нужно сделать обязательно); более трудоемкая подготовка к занятиям; участие в семинарах; работа с общественностью - все это нужно заранее рассчитать и спланировать, высвободив часть своего времени.

Вы должны решить, в какой форме желаете участвовать в проекте «Живое право» и использовать его материалы.

Спланируйте ваши первые шаги. Для этого вам необходимо определить, что вам нужно, чтобы начать использовать «Живое право». Ниже приводятся примерные планы действий. Безусловно, планирование вам потребуется и дальше.

Например, план учителя школы может выглядеть следующим образом:

1. Провести некоторые занятия из курса «Живое право» на уроках по обществознанию и на классных часах.

2. Поговорить с завучем и директором о внедрении нового курса «Живого права» и о приобретении учебных пособий; получить их согласие; при необходимости пригласить их на открытый урок.

3. Организовать приобретение необходимого количества материалов «Живое право».

4. Пройти обучение интерактивным методам преподавания.

5. Адаптировать к местным условиям примерную программу и тематический план курса «Живое право», предложенные в книгах для преподавателя к соответствующим томам «Живого права», согласовать их с администрацией школы и включить курс в учебный план школы.

6. Провести презентацию «Живого права» на педсовете, чтобы заручиться поддержкой коллег, составить план по использованию межпредметных и междисциплинарных связей; вместе с классными руководителями составить план внеклассной работы (включая общешкольные мероприятия) с использованием «Живого права», а также рекомендации по ведению социальных проектов и по использованию межпредметных и междисциплинарных связей в книгах для преподавателей к соответствующим томам «Живого права».

7. Провести презентацию «Живого права» на родительском собрании, чтобы заручиться поддержкой родителей и привлечь их к помощи в организации занятий и внеклассных мероприятий по «Живому праву», а также обеспечить помощь родителей своим детям при изучении «Живого права».

8. Начать преподавание по курсу «Живое право».

Для директора школы этот же план может быть взят за основу и преобразован с точки зрения администрации школы.

Для сотрудника системы повышения квалификации работников образования или работника органов управления образованием (а возможно, и для активного учителя, директора или активиста общественной организации) в плане действий могут быть следующие пункты:

1. Содействие в разработке (или разработка) необходимой организационно-методической и разрешительной документации, позволяющей использовать курс и материалы «Живое право» в регионе (рекомендация комитета по образованию или методического совета, включение курса в региональный компонент, включение учебных пособий в региональный комплект учебников, разработка методических рекомендаций по внедрению курса в учебные планы школ и т.д.).

2. Организация мероприятий по информированию учителей о курсе «Живое право» (презентационные или ознакомительные семинары).

3. Организация закупки материалов «Живое право».

4. Организация системы обучающих семинаров и мероприятий по обмену опытом по курсу «Живое право» (курсы повышения квалификации, открытые уроки, мастер-классы, клубы «Живое право» и т.д.).

5. Организация межшкольных мероприятий по проекту «Живое право» (социальные проекты, конкурсы учебных судов, олимпиады, деловые игры и т.д., см. соответствующие материалы в книгах для преподавателей).

6. Создание регионального проекта «Живое право» и подача заявки на грант.

Как вы уже могли заметить, в материалах этого раздела вы найдете практические рекомендации по различным аспектам реализации проекта «Живое право» в вашей школе, вашем селе, городе, районе, регионе.

Желаем вам успеха в работе и ждем от вас писем и сообщений о развитии проекта в вашем регионе (см. формы для обратной связи на стр. 227-233).

Как поговорить с администрацией, с коллегами, с родителями

Когда вы начнете реализацию проекта «Живое право», вам наверняка нужно будет поговорить с администрацией вашей организации, со своими коллегами, а если вы собираетесь работать с детьми, то и с родителями детей. В каждом из этих разговоров у вас будет своя особая цель.

При разговоре с администрацией, например, - получить одобрение программы и разрешение на преподавание, содействие в проведении мероприятий, предоставлении помещения и оборудования (включая компьютеры и средства связи), содействие в приглашении представителей общественности и власти и т.д.

При разговоре с коллегами целями могут быть получение понимания (например, на уроках по «Живому праву» детям позволяется шуметь), получение поддержки и помощи при использовании межпредметных связей, при проведении внеаудиторных мероприятий и т.п.

При разговоре с родителями важно их заинтересовать и получить согласие на то, чтобы их дети занимались по этой программе, а также на то, чтобы сами родители оказывали посильную помощь при реализации проекта.

Иногда для встречи с руководством требуется хорошо подготовить документы: программу, тематический план; показать соответствие образовательному стандарту, рецензии и рекомендации на эту программу. Тщательная подготовка всегда производит хорошее впечатление. Может быть, стоит сначала поговорить с кем-то из заместителей и получить их согласие, а потом уже вместе идти к основному руководителю.

Конечно, специфика «Живого права» и подобных проектов заключается в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, может быть, стоит подготовить одно показательное занятие (открытый урок) и пригласить на него всех, от кого зависит продвижение этой программы. Может быть, стоит организовать презентационный семинар или провести небольшую презентацию на педсовете или родительском собрании. Со всеми побывавшими на подобных мероприятиях беседовать будет гораздо легче.

Как найти возможность участия в интерактивном семинаре или в ином обучающем мероприятии

Можно сказать, что всем преподавателям и организаторам любых мероприятий проекта «Живое право» почти необходимо или по крайней мере очень желательно принять участие в семинаре, тренинге или ином мероприятии, посвященном интерактивным методам преподавания или проводимом с использованием интерактивных методов. Под участием в различных интерактивных мероприятиях мы подразумеваем в частности:

участие в обучающих интерактивных семинарах и тренингах;

участие в рабочих семинарах, на которых создаются интерактивные занятия и мероприятия либо материалы к ним;

участие в интерактивных занятиях и других мероприятиях (в том числе в открытых уроках, мастер-классах, социальных проектах, летних школах и т.д.) или их проведение;

посещение организаций (в том числе стажировки в организациях), где проводятся интерактивные проекты и мероприятия.

В ходе подобных семинаров участники обязательно должны быть включены в выполнение того или иного интерактивного упражнения, сами выступить, по крайней мере в роли обучающегося (а еще лучше - попробовать себя и в роли преподавателя-тренера). Хороший интерактивный семинар также демонстрирует и предоставляет возможность опробовать различные интерактивные методики. Особенно хорошо, если удастся поучаствовать в интерактивном мероприятии, посвященном специально правовым или граждановедческим темам.

Один из важнейших результатов интерактивных мероприятий заключается в том, что участники начинают чувствовать особую атмосферу интерактивных методов, которую невозможно передать через текст. Но, конечно, для преподавателя всегда есть возможность тщательно следовать инструкциям текста, и эта атмосфера будет в конечном итоге создана на занятии. Тем не менее участие в интерактивном семинаре и мероприятии - весьма желательное условие. Более того, побывав один раз на подобном семинаре, участники обычно стремятся и дальше не упускать такую возможность. А регулярное участие в таких тренингах способствует росту профессионализма и мастерства, создает возможность самому стать тренером интерактивных методик.

Итак, что нужно для того, чтобы поучаствовать в интерактивном семинаре или ином мероприятии?

1. Во-первых, нужно получить информацию о том, где проводятся такие семинары и мероприятия. Ее можно найти в местном учреждении повышения квалификации работников образования (институте усовершенствования учителей или университете педагогического мастерства), публикуется в «Учительской газете» или в «Граждановедении», размещается на сайтах (страничках интернета) различных образовательных и благотворительных организаций. Кроме того, участникам информационной сети «Живое право» периодически рассылается информация о различных семинарах и мероприятиях, в том числе проводимых Санкт-Петербургским институтом права (часто специально для проекта «Живое право»).

2. Следующий шаг - послать заявку на участие. Как правило, для того чтобы попасть на интерактивный семинар, нужно выполнить некоторые условия.

Одно из условий - активное участие в каком-либо проекте, связанном с темой семинара или мероприятия. Участие в проекте «Живое право», проведение занятий по курсу «Живое право» может явиться достаточным для выполнения этого условия.

Еще одно возможное условие - оплата всех или части расходов. Некоторые семинары бывают бесплатными, если их финансируют благотворительные организации. Часто бывает необходимо оплатить только свой проезд, питание и проживание, а само участие может быть бесплатным. Иногда проводят и платные семинары, куда включается также оплата всех расходов, связанных с проведением семинара.

Если вам не удалось найти и посетить нужный семинар или мероприятие, то можно самому организовать обучение.

1. Первая возможность для этого - организовать посещение какого-либо интерактивного мероприятия и той организации, в которой ведется интерактивный проект. Например:

занятий по курсу «Живое право», проводимых преподавателем, бывавшим на семинарах (часто такой человек есть в вашем регионе);

занятий в клинике «Живое право» или интерактивных занятий в юридической клинике в вузах;

различных мероприятий в рамках социальных проектов «Гражданин», «Гражданский форум», «Школа - правовое пространство», «Дебаты», «Критическое мышление» и т.п.

Для реализации этих возможностей нужно будет договориться с принимающей стороной (удобно ли это будет им) и найти средства для оплаты своей поездки (если требуется поездка).

2. Вторая возможность - организация семинара и приглашение «интерактивного» тренера к себе. Если в вашем регионе имеется достаточное количество желающих заниматься интерактивными методиками и участвовать в проекте «Живое право», то, возможно, вы или кто-то другой (например, представители общественной организации или учреждения повышения квалификации работников образования, комитета по образованию) проявите инициативу и возьмете на себя роль организатора семинара. Предварительно нужно договориться с тренером, владеющим интерактивными методиками, из какой-либо организации и сделать ему «заказ». Как правило, нужно иметь средства для оплаты проезда и работы тренера (впрочем, иногда организации имеют для этого средства в своем бюджете).

3. Еще одна возможность - собрать группу людей (желательно не менее 10-15 человек), заинтересованных в проекте «Живое право», и попытаться просто провести ряд занятий из курса «Живое право». Распределите 2-3 занятия среди тех, кто хочет выступить в роли преподавателей, остальные же будут обучающимися. Проведите занятия, как в реальном классе (аудитории). После каждого занятия обсудите его, выйдя из роли «учителя» или «ученика», ответив на вопросы, например:

Какие сильные стороны этого занятия? Что получилось у преподавателя?

Что можно было бы изменить, улучшить? Как бы вы провели это занятие?

Что нужно заранее подготовить к этому занятию? Какие приемы можно было бы применить в таком-то и таком-то случае?

Достаточно ли преподаватель использовал материал книг для преподавателя «Живое право»?

Все ли советы из книг для преподавателя учтены? Почему не все?

Можно задать и другие подобные вопросы, позволяющие улучшить педагогические навыки. При этом не забывайте делать замечания коллегам корректно. В этом вам поможет метод «Дельта-плюс»: сначала выделите сильные стороны проведения занятия («плюс»), а потом скажите о том, что можно изменить и улучшить, ведь иногда можно изменить и хорошие элементы урока («дельта»). После того как один преподаватель провел занятие, можно это же самое занятие провести другому и снова обсудить, уже сравнивая два занятия.

Создание ассоциации правового образования (или ассоциации «Живое право») либо организация регионального отделения Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» может облегчить вам общение с органами власти и управления.

Ниже приводится перечень мероприятий, которые ежегодно курирует, организует (или в организации которых принимает участие) Санкт-Петербургский институт права. Этот перечень может подсказать вам некоторые идеи по участию в интерактивных мероприятиях.

1. Семинары по «Живому праву», интерактивным методам, правовому и гражданскому образованию в Санкт-Петербурге для российских и зарубежных участников, в том числе в сотрудничестве с различными образовательными организациями, включая ассоциацию «За гражданское образование».

2. Семинары по «Живому праву» в регионах по приглашению регионов.

3. Курс «Живое право» в нескольких школах Санкт-Петербурга и других регионов России (сентябрь - май).

4. Курс «Введение в специальность» на базе курса «Живое право» для студентов первого курса Санкт-Петербургского института права (сентябрь - декабрь, возможно, и по май).

5. Работа клиники «Живое право» в Санкт-Петербургском институте права (сентябрь - май).

6. Различные внеклассные мероприятия для школьников города, проводимые с использованием материалов «Живого права» и на базе интерактивных методов (включая ежегодную Юридическую олимпиаду имени Принца П.Г.Ольденбургского, некоторые занятия на подготовительном отделении института).

7. Занятия юридической клиники Санкт-Петербургского института права (сентябрь - июнь).

8. Интерактивные курсы в программе высшего юридического образования Санкт-Петербургского института права (например, «Коммуникативные навыки», «Переговоры», «Медиация», «Интервьюирование и консультирование», «Практикумы» - учебные суды по гражданским и уголовным делам).

9. Семинары и летние школы по клиническому образованию и интерактивным методикам преподавания для преподавателей и студентов юридических вузов в Санкт-Петербурге и в регионах, а также рабочие семинары по созданию интерактивных модулей с участием преподавателей юридических вузов и практикующих юристов.

Презентационный семинар по «Живому праву»

Для того чтобы начать программу «Живое право» в своей школе, вузе, районе, городе, области, вам нужно будет рассказать о том, что такое «Живое право», своим коллегам, родителям, администрации, спонсорам, общественности. Самый лучший способ это сделать - провести презентацию проекта «Живое право», под этим мы подразумеваем, что сам рассказ о «Живом праве» можно превратить в одно из мероприятий «Живого права», основанного на философии (духе), содержании и методике преподавания «Живого права».

Цели презентации

Как правило, после презентации вы желали бы, чтобы участники смогли:

заинтересоваться «Живым правом»;

объяснить, что такое «Живое право» и почему в нем стоит участвовать;

найти в дальнейшем необходимые контакты и дополнительную информацию по участию в проекте «Живое право».

Стратегия презентации

Исходя из целей, самая простая стратегия презентации может состоять из трех шагов:

1. Показать интерактивный урок и обсудить его (провести открытый урок или провести урок с самими участниками презентации - коллегами, родителями и т.п.). Это ключевая часть презентации.

2. Объяснить и обсудить, что такое «Живое право» и почему оно важно, а если позволяет время - обсудить, как можно применить «Живое право» в ваших местных условиях.

3. Дать координаты контактных лиц и объяснить, как найти дополнительную информацию о «Живом праве» и (или) как приобрести книги.

Некоторые советы

Если на прием у начальника вам отводится только 15 минут, то, вероятно, вам стоит объяснить, что такое «Живое право» и почему оно важно, продемонстрировать книги «Живое право», рассказать о поддержке «Живого права» в образовательных кругах, а также использовать все свои актерские способности, чтобы показать, как проходят уроки (рассказать об учебном суде, переговорах, «мысленной прогулке» и т.д.). В заключение нужно оставить свои координаты и задать вопросы о дальнейших действиях. После визита хорошо бы написать благодарственное письмо о встрече и, может быть, пригласить на открытый урок или семинар (если до встречи не удалось это сделать).

В то же время, имея 15 минут на каком-то семинаре или мероприятии, можно провести вначале «мысленную прогулку» или армрестлинг, а потом дать краткую информацию с демонстрацией книг «Живое право». Таким образом, при малейшей возможности попытайтесь провести интерактивное упражнение, которое погрузит участников в атмосферу «Живого права».

На педсоветах, заседаниях кафедр, родительских собраниях, на курсах педагогов, на семинарах, на встрече учителей по обмену опытом вы можете попросить больше времени, чтобы в полной мере показать интерактивное занятие.

Наконец, вы сами можете организовать интерактивный презентационный семинар.

Обучающие семинары

по «Живому праву»

Обучающие семинары необходимы преподавателям, которые после участия в презентационном семинаре решили вести занятия по «Живому праву». Такие семинары можно организовать в институтах повышения квалификации, на базе методических объединений, в общественных организациях, а также и в самом учебном заведении, используя приглашенного тренера (преподавателя) или своего преподавателя, который знаком с учебно-методическим комплексом «Живое право». Самый простой способ проведения таких семинаров - подготовка несколькими учителями уроков по курсу «Живое право», их проведение, а затем - обсуждение.

Можно продумать целую серию таких семинаров (1 раз в месяц или 1 раз в четверть), чтобы с опережением «пройти» все уроки «Живого права», которые учителя будут вести у себя в школах. Так преподаватели смогут увидеть целостный курс, сочетающий в себе содержание и методы преподавания. Кроме того, посредством такой программы семинаров преподаватели сами смогут глубже познакомиться с основами права. Для акцента на вопросах права возможно более подробное освоение отдельных правовых тем (проработка дополнительных упражнений), используя приглашенных юристов-практиков и преподавателей права из юридических вузов и колледжей. Это позволит соединить интерактивные методы и более глубокое изучение вопросов права.

Для проведения занятий с более опытными преподавателями, которые уже один раз прошли полностью курс «Живое право», можно использовать как основу программу клиники «Живое право», где сделан акцент на методах преподавания.

Вопросы для планирования семинара

1. Кто участники? Сколько их? Откуда они? Какие у них потребности?

2. Какая информация о семинаре им необходима заранее?

3. Каковы цели занятия, и как я смогу оценить, были ли они достигнуты?

4. Соответствует ли деятельность на семинаре ожидаемым от него результатам?

5. Какие материалы мне необходимы?

6. Какое оборудование мне необходимо?

7. Что я могу сделать, чтобы участники чувствовали себя комфортно?

8. Что я включу в выставку материалов?

9. Какие материалы, проспекты, брошюры я буду раздавать?

10. Как я расставлю мебель?

11. Как я оценю успех семинара?

12. Есть ли какие-нибудь последующие материалы или объявления, которые я должен разослать участникам после семинара?

Памятка по планированию семинара

Планирование семинара

Дать информацию о семинаре администраторам и руководству; планировать семинар вместе с ними.

Определить задачи семинара.

Определить стимулы для участников и требования к ним.

Подготовить и распространить информацию о проведении семинара.

Определить выступающих (тренеров).

Пригласить специалистов.

Выбрать время семинара, удобное для участников.

Обеспечить место проведения семинара.

Подготовить оценочные анкеты.

Разослать приглашения.

Подготовка к семинару

Изготовить таблички (бейджи) с именами для каждого участника.

Разослать информацию выступающим (тренерам) и приглашенным специалистам.

Определить, что требуется для подготовки аудитории (зала).

Определить ожидаемые результаты семинара.

Подготовить программу семинара и планы отдельных занятий, упражнений.

Найти и подготовить ресурсы (экран, проектор, лекционные плакаты и т.д.).

Раздаточные материалы/рабочие тетради должны включать:

программу семинара;

планы уроков, которые участники смогут использовать в дальнейшем;

список использованной литературы;

оценочные анкеты (можно включить в рабочую тетрадь);

список участников, включая имена и адреса.

Раздаточные материалы должны соответствовать программе и ожидаемым результатам.

Следует подготовить достаточно экземпляров в расчете на всех участников.

Разослать участникам информацию:

о дате и времени проведения семинара;

о том, как добраться из аэропорта, от железнодорожного и автовокзала;

о том, как найти место проведения семинара;

о проживании в гостинице.

Организационные вопросы

Убедитесь, что размер помещения достаточен для проведения семинара.

Проверьте, нет ли в помещении чего-либо, что может мешать участникам все хорошо видеть.

Спланируйте размещение участников в комнате так, чтобы они могли взаимодействовать.

Проверьте уровень шума внутри и вне помещения.

Проверьте, работает ли оборудование (звуковая система, аудио-визуальная система).

Выясните расположение туалетов.

При возможности обеспечьте питание и легкие закуски (или проверьте работу близлежащих буфетов и столовых).

Ресурсы (материалы/оборудование)

Ватман и экран (доска).

Маркеры или мел.

Тетради и папки.

Ручки и карандаши.

Клейкая лента.

Ножницы.

Степлер.

Бумага.

Регистрационные формы для участников (ФИО, место работы и должность, контактный адрес и телефон, электронная почта).

Скрепки.

Стойки для демонстрации книг.

Раздаточные материалы.

Аспирин, валидол.

План семинара (выделите в плане время для следующих действий):

Регистрация.

Введение, знакомство (представление участников).

Достаточное время на перерывы.

Достаточное время на обед.

Ознакомление с расположением всех помещений.

Время для составления планов участниками.

Время на оценку.

За день до семинара

Еще раз согласовать с выступающими (тренерами) и приглашенными специалистами время и место проведения семинара.

Подготовиться к регистрации участников.

Подготовить таблички с именами (бейджи).

Размножить регистрационные формы.

Подготовить тетради, ручки, бумагу.

Ручки и карандаши для регистрации.

Скомплектовать раздаточные и другие материалы.

Проверить готовность помещений и обеспечение питания.

В день семинара

Встретить и рассадить почетных гостей и выступающих.

Если нужно, проветрить помещение.

Организовать выставку материалов.

Проверить работу звуковой системы.

Поставить на столы кофе, чай или соки.

Подготовить таблички - указатели помещений.

После семинара

Раздать сертификаты и другие документы, подтверждающие участие в семинаре, для его участников.

Вручить письма с благодарностью всем выступающим и членам организационного комитета.

Разослать письма с благодарностью руководству или участникам.

Составить план дальнейшей деятельности по предоставлению участникам обновленных материалов и обеспечению их контактов со своими коллегами.

Сообщить имена участников в соответствующие информационные издания.

Осветить мероприятия семинара в СМИ.

Элементы семинара

1. Начните с мотивации, вызовите интерес (этот элемент семинара или занятия иногда называют еще фокусом или увертюрой).

2. Познакомьте участников друг с другом (может также быть частью мотивации).

3. Обсудите ожидаемые результаты семинара.

4. Выберите соответствующие темы уроков.

5. Продемонстрируйте разнообразные методики обучения (если есть время).

6. Привлеките приглашенных специалистов.

7. Покажите уроки, соответствующие потребностям аудитории.

8. Подведите итоги по каждому уроку, как с учениками: «Чему вы научились?»

9. Подведите итоги по каждому уроку, как с учителями, - двойное подведение итогов: «В чем ценность этого урока? Какие знания, умения и отношения он формирует? Как вы можете использовать этот опыт на своих уроках?»

10. Обсудите, насколько соответствуют уроки «Живого права» школьному учебному плану, а также стандартам Министерства образования или региональным стандартам.

11. Объясните, как получить полезные ресурсы, материалы, поддержку или контактную информацию для участников.

12. Поддерживайте связь с участниками после семинара.

Аркадий ГУТНИКОВ, проректор;

Виктор ПРОНЬКИН, ректор Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского