Межпредметные связи. Обеспечивающие: история России, ХХ век. Новейшая история зарубежных стран. Введение в обществознание. Право и политика. ОБЖ. 8-9 класс. Обеспечиваемые: Основы государства и права. Право и экономика. Основы общей экологии. История мировых цивилизаций. Литература. История России, ХХ век. Мир в ХХ веке. ОБЖ. 10-11 класс.

Обеспечение занятия

Наглядные пособия. Схемы - Стандарты прав человека; Ценностная основа прав человека; Права и обязанности. Репродукция фотографии столба с законами Хаммурапи.

Раздаточный материал. Тексты Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституция РФ. Права человека: изложение фактов, А. Бережнов «Политика и права человека» (извлечения и цитаты); вопросники для конкурса интервью, групповой работы по конституционным обязанностям и обсуждения Конвенции о правах ребенка; тестовые задания.

Технические средства обучения: магнитофон.

Содержание занятия

Вступительное слово учителя. Краткое повторение изученного материала - заслушиваются сообщения по темам: «Международный билль о правах - структура и значение», «Всеобщая декларация прав человека - история создания, содержание и значение».

Конкурс интервью, собранных у знакомых, друзей, родителей.

Объявление условий конкурса «Да-цзы-бао».

Организация работы с памятками-символами.

Характеристика статьи 29 ВДПЧ. Введение понятия «обязанности». Обзор и характеристика конституционных обязанностей. Выделение неразрывности взаимной связи прав и обязанностей. Организация групповой работы по вопросам к основным конституционным обязанностям. Какие права человека не могут быть гарантированы и реализованы в случае несоблюдения обязанностей:

по сохранению природы и окружающей среды, сбережению природных богатств. Ст. 58;

по сохранению исторического и культурного наследия, сбережению памятников истории и культуры. Ст. 44, п. 3;

не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Ст. 29, п. 2, 4;

по недопущению экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ст. 34, п. 2;

платить законно установленные налоги. Ст. 57;

по ненарушению прав и законных интересов иных лиц, ненанесению ущерба окружающей среде. Ст. 36, п. 2;

по заботе о детях и нетрудоспособных родителях. Ст. 38, п. 2;

по защите Отечества и несению военной или альтернативной гражданской службы. Ст. 59;

по соблюдению Конституции и законов РФ. Ст. 15, п. 2;

по ненарушению прав и свобод других лиц. Ст. 17, п. 3.

Представление и обсуждение результатов работы над вопросами.

Характеристика условий ограничений прав и свобод по ст. 29 п. 2, 3 ВДПЧ. Введение понятия «правосубъектность». Характеристика статьи 6 ВДПЧ. Театрализация темы правосубъектности. Характеристика норм российского законодательства, касающихся ограничений прав и свобод. Практикум. Обсуждение.

Организация работы малых групп со статьями Конвенции о правах ребенка. Группы должны привести обоснование как можно большего числа обязанностей, соответствующих правам, выраженных в статьях Конвенции. Примерные вопросы для итогового обсуждения.

Какие статьи Конвенции достаточно четко определяют права и соответствующие им обязанности?

Для каких прав было трудно сразу определить соответствующие обязанности? Почему?

При каких обстоятельствах (если это допустимо вообще) могут быть ограничены свободы, права отдельного человека (ребенка)?

Провокационный вопрос (ищи ошибку).

Тестирование. Подведение итогов конкурса «Да-цзы-бао».

Составление Декларации (обращения) к президенту, правительству, Федеральному Собранию, ко всем гражданам и живущим в Российской Федерации, что необходимо сделать для гарантирования и реализации положений статей 6 и 29 ВДПЧ и соответствующего им шлейфа в международных и национальных документах.

Представление и обсуждение работы с памятками-символами. Формулирование домашнего задания.

1. Название урока: «Финальные аккорды, родившие надежду».

Права и обязанности в международных документах и отечественном законодательстве по правам человека.

2. Ключевые темы (основные моменты, терминология).

Статья 29, п. 1 «обязанности»

В статье 29 ВДПЧ записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».

Обязанности - определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (С. Ожегов. Словарь русского языка. - М.: 1989 г.).

Обязанности - это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности.

К основным конституционным обязанностям относятся:

соблюдать Конституцию РФ и законы;

не нарушать права и свободы других лиц;

платить законно установленные налоги и сборы;

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

защищать Отечество (для граждан России);

не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

не заниматься запрещенной законом экономической деятельностью;

проявлять заботу о своих детях и нетрудоспособных родителях;

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (Конст. РФ: гл. ст. 1-15, 17, 29, 34, 36, 38, 44, 57, 58, 59).

Каждый (а в определенных случаях только гражданин Российской Федерации) должен исполнять или нести только те обязанности, которые установлены законом или иным нормативным актом.

Возложение или требование исполнять обязанности, не установленные законами и иными нормативными актами, является нарушением прав и свобод человека (ст. 28).

Права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции, законодательных и иных нормативных актах, определяют правовой статус личности (1-64).

Россия в своей Конституции признала, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (1-17).

Одним из основополагающих принципов является равенство всех в пользовании правами и свободами и несении обязанностей (1-19).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ни при каких условиях не могут быть ограничены права и свободы

на жизнь;

на достоинство личности;

на защиту от пыток и насилия;

на неприкосновенность частной жизни;

на личную и семейную тайны;

на защиту своей чести и доброго имени;

на свободу совести и вероисповедания;

на свободное использование имущества;

на жилище;

на соблюдение процессуальных прав в уголовном правосудии (1-55, 56).

Ни при каких условиях не может быть отменен запрет на распространение информации о частной жизни.

Статья 29, п. 2 (ограничения)

В ВДПЧ провозглашается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Осуществление этих прав не должно противоречить целям и принципам ООН или быть направлено на уничтожение какого-либо из прав, изложенных в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что права, изложенные в этом документе, могут быть ограничены в соответствии с законом, но только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

В отличие от ВДПЧ только некоторые статьи Пакта о гражданских и политических правах предусматривают, что права, о которых идет речь, не должны подвергаться никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и которые необходимы в интересах государственной безопасности. Поэтому осуществление некоторых прав ни в коем случае не может быть приостановлено или ограничено даже во время чрезвычайного положения. Такими правами являются право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства и подневольного состояния, право на защиту от лишения свободы за невыплату долга, свободы от обратной силы уголовного законодательства, права на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии.

Пакт позволяет государству ограничивать или приостанавливать осуществление некоторых прав во время официально объявленного чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой. Такое ограничение или приостановление осуществления прав допускается только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения», и ни в коем случае не влечет за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального положения. Пакт устанавливает право каждого человека, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности (ст. 16), что со всеми лицами, лишенными свободы, следует обращаться гуманно (ст. 10).

Конституция Российской Федерации в ст. 55, п. 3 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В статье 56 устанавливает отдельные ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим деятельности всех государственных органов, которое вводится в целях устранения угрозы безопасности людей, восстановления законности и правопорядка в стране. Чрезвычайное положение - всегда мера временная, оно вводится, если есть реальная угроза насильственного изменения конституционного строя, при стихийных бедствиях, эпидемиях, т.е. в ситуациях, устранение которых невозможно без введения чрезвычайных мер. Но и в экстремальных условиях Конституция запрещает приостанавливать действие прав и свобод, перечисленных в части 3 статьи 56:

никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению;

недопустимо ограничение свободы совести;

не должно ущемляться право на жилище и др.

Статья 29, п. 3 «цели и принципы ООН»

Вступивший в силу 24 октября 1945 года (эта дата отмечается как День ООН), Устав ООН определил такие цели деятельности организации, как: поддержание международного мира и безопасности, подавление актов агрессии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, языка и религии.

В его основание ООН были положены принципы равенства всех членов, мирного решения споров, воздержания от угроз применения силы.

Упражнения и задачи

А. Разработанные самостоятельно.

Какие права человека не могут быть гарантированы и реализованы в случае несоблюдения обязанностей:

по сохранению природы и окружающей среды, сбережению природных богатств. Ст. 58;

по сохранению исторического и культурного наследия, сбережению памятников истории и культуры. Ст. 44, п. 3;

не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Ст. 29, п. 2, 4;

по недопущению экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ст. 34, п. 2;

платить законно установленные налоги. Ст. 57;

по ненарушению прав и законных интересов иных лиц, ненанесению ущерба окружающей среде. Ст. 36, п. 2;

по заботе о детях и нетрудоспособных родителях. Ст. 38, п. 2;

по защите Отечества и несению военной или альтернативной гражданской службы. Ст. 59;

по соблюдению Конституции и законов РФ. Ст. 15, п. 2;

по ненарушению прав и свобод других лиц. Ст. 17, п. 3.

Дополнительный вопрос: чем обязанности каждого отличаются от обязанностей гражданина?

Провокационный вопрос (ищи ошибку).

Гражданин К. настаивал на руководстве со стороны религиозных организаций государственными органами, справедливо полагая, что оно является надежной гарантией права на свободу совести. После незаконного увольнения с работы он обратился в суд, ошибочно полагая, что этот государственный орган защитит его право на труд. В ответ на запрет родителей собирать на их даче кампании сын-подросток гражданина К. ушел из дома, справедливо полагая, что тем самым защитил свои права ребенка. Он же, достигнув совершеннолетия, отказался явиться на призывную комиссию, справедливо полагая, что наличие у него хронического заболевания освобождает его от обязанности нести военную службу. Устроившись работать в милицию, он использовал для своих нужд деньги, изъятые у задержанных, ошибочно полагая, что, помещенные в ИВС, реализовать свое право собственности все равно не смогут. Перейдя работать пожарным, он отказался выводить из горящей бухгалтерии людей, справедливо полагая, что невыплаченная вовремя заработная плата освобождает его от несения должностных обязанностей.

Репродуктивные вопросы:

Как в Конституции РФ отражены права и свободы человека и гражданина?

Какой международный документ в области прав человека считается основным (основополагающим)?

Перечислите известные вам международные документы, посвященные правам человека.

Какие гражданские права зафиксированы в Конституции РФ?

Каковы конституционные политические права граждан России?

Каковы конституционные экономические, социальные и культурные права граждан России?

В каких международных документах закреплены права ребенка?

Каково основное содержание Конвенции о правах ребенка?

Каковы конституционные обязанности гражданина России?

В каком случае в России могут устанавливаться ограничения конституционных прав и свобод?

Каково содержание избирательных прав граждан РФ?

Какие права и обязанности приобретают граждане при вступлении в брак?

Какой закон регулирует эти правоотношения?

Повторительные тесты

Что, по Конституции РФ, является высшей ценностью в России:

промышленный потенциал;

государство;

человек, его права и свободы?

Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:

10 декабря 1946 г.;

10 декабря 1948 г.;

10 декабря 1958 г.?

Как называются в совокупности основные международные договоры о правах человека (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему):

Меморандум о правах человека;

Международный билль о правах человека;

Кодекс прав человека?

С чем соглашаются государства, подписавшие Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах:

с главенством гражданских и политических прав над экономическими, социальными и политическими;

с необходимостью отразить гражданские и политические права во внутригосударственном законодательстве;

с правом своих граждан обращаться с жалобами на нарушение прав человека в Комитет по правам человека ООН?

Что, кроме прав человека и гражданина, закреплено во второй главе Конституции РФ:

санкции за нарушение прав;

обязанности граждан РФ;

меры поощрения?

В западных странах принято говорить о поколениях прав человека. Правами какого поколения в соответствии с этой классификацией считаются гражданские и политические права? Экономические, социальные и культурные права?

Варианты ответа:

правами первого поколения;

правами второго поколения;

правами третьего поколения.

К какому виду прав относится право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности:

к гражданским правам;

к экономическим правам;

к культурным правам?

К какому виду прав относятся права на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, на социальное обеспечение:

к гражданским правам;

к экономическим правам;

к культурным правам?

Уволенный без объяснения причин гражданин Б. обратился в суд и был восстановлен на работе. Обладание какими правами обеспечило восстановление гражданина Б. на работе:

правом на труд;

правом на восстановление в правах;

правом на защиту со стороны закона;

всеми перечисленными правами?

Право на участие в культурной жизни включает в себя:

право пользования учреждениями культуры;

возможность доступа к культурным ценностям;

свободу литературного, художественного и иного творчества;

охрану государством интеллектуальной собственности;

все перечисленное?

В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка:

в 1948 г.;

в 1959 г.;

в 1966 г.?

В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка:

в 1966 г.;

в 1982 г.;

в 1989 г.?

С какого года Конвенция о правах ребенка вступила в силу (в государствах, ее подписавших):

с 1989 г.;

с 1990 г.;

с 1991 г.?

Дети имеют право свободно выражать свое мнение:

только в семье;

только в среде своих друзей;

во всех сферах жизни и деятельности.

Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне:

ПЕН-клуб;

Организация Объединенных Наций (ООН);

ЮНЕСКО?

В каком году была создана Комиссия по правам человека ООН:

в 1946 г.;

в 1952 г.;

в 1976 г.?

В каком году в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был учрежден Комитет по правам человека:

в 1946 г.;

в 1952 г.;

в 1976 г.?

Какой международный орган, расположенный в Женеве, занимается исследованиями в области прав человека, сбором и распространением информации о положении в этой области:

Библиотека Дворца наций;

Центр по правам человека;

Женевский университет?

Какая известная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах - вне зависимости от политической и государственной системы:

Международная амнистия;

Общество за права человека;

Союз жертв тоталитаризма?

Как называется должностное лицо, избранное Государственной Думой для сбора информации о нарушении прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены:

магистр;

председатель Союза правозащитников;

уполномоченный по правам человека?

(История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №36-38, сентябрь 1997 г.).

Какой документ оказал основополагающее влияние на становление правовых государств во всем мире:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.);

Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.);

принятие международного Билля о правах человека?

Какое понятие соответствует понятию «прав человека»:

это законы, по которым живет человек;

это те нормы, которые человек придумал для себя сам;

это охраняемая, обеспеченная государством естественная возможность что-то делать, осуществлять?

Какая идеология соответствует следующему утверждению: права человека не относятся к числу основных жизненных ценностей. Основным регулятором поведения человека являются его совесть, мораль, а не право или закон:

западническая;

славянофильская;

православная;

мусульманская?

О каком этапе правления отозвался Герцен - «удивительное время внешнего рабства и внутреннего освобождения»:

эпоха Ивана Грозного;

эпоха Петра I;

эпоха Николая I?

В соответствии с каким документом наша страна признала приоритет международного права над внутренним законом:

Конституция РФ 1993 г.;

Итоговый документ Венской встречи (1989 г.);

Всеобщая декларация прав человека (1998 г.)?

Почему право частной собственности на землю вызывает столь бурные выражения многих специалистов, парламентариев и др.:

потому, что возражающие не избавились от элементов коммунистического мировоззрения;

потому, что земля составляет общенародное, национальное достояние;

потому, что есть опасения, что землю в России скупят за доллары толстосумы с Запада и Востока.

Что подразумевает свобода совести:

право распространять как религиозные, так и нерелигиозные взгляды;

право вести только религиозную пропаганду;

право преимущественно атеистической пропаганды?

Законы какого правителя являются древнейшими из дошедших до нас:

Соломона;

Хаммурапи;

Карла V?

(Районная олимпиада для школьников 10-х кл.).

Дефицит государственного бюджета существует, если:

увеличиваются государственные расходы на социальные нужды;

государственные расходы превышают доходы;

увеличивается государственный долг;

уменьшаются налоги.

Государственный бюджет - это:

общая сумма денежных доходов, которыми располагает государство;

отчет о финансово-экономической деятельности государства;

сумма всех расходов государства;

сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов.

Налог - это:

безвозмездная помощь государства гражданам и предприятиям с целью их социальной защиты и поддержки;

плата за пользование государственным имуществом;

установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж;

сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на условиях возврата.

Вставьте пропущенное слово:

Определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, получателю дохода, владельцу имущества необходимо уплатить государству, называется ___.

Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка:

право на заботу и воспитание;

право на выбор воспитателя;

право на свободное распоряжение собственностью родителей;

право выражать свое мнение по всем вопросам жизни семьи.

Ребенок имеет право:

защищать свои права и законные интересы;

распоряжаться собственностью своей семьи;

оказывать материальную помощь своим родителям;

получать при вступлении в брак содержание от своих родителей.

Какое положение не относится к правам ребенка:

жить и воспитываться в семье;

выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни;

общаться с обоими родителями и другими родственниками;

распоряжаться имуществом своих родственников.

Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

право на свободу мысли, слова, совести;

право собственности;

право на свободу убеждений;

право иметь друзей.

Из суждений А и Б верно:

А: Право на свободу совести предполагает отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.

Б: Право на свободу совести следует понимать как возможность человека поступать в соответствии с его собственными представлениями о добре и зле.

только А;

только Б;

и А, и Б;

ни А, ни Б.

Какое из нижеприведенных действий свидетельствует о нарушении прав человека:

Александр не пригласил друга на день рождения;

Анна заказала в ателье слишком дорогое платье на выпускной вечер;

Сергей купил продукты в магазине без очереди;

Раиса обсуждала с соседями подслушанные ею телефонные разговоры.

Свобода слова не означает:

права свободно выражать свое мнение;

права свободно распространять информацию;

отсутствие цензуры;

права на пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти.

Незаконным ограничением политических свобод может быть признано:

запрещение пропаганды войны;

запрещение создания организаций, добивающихся изменения конституционного строя;

запрещение создания организаций, имеющих целью нарушение целостности государства;

запрещение создания оппозиционных политических организаций.

Право на объединение не означает:

возможность создания политических партий, признающих Конституцию;

возможность создания организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя;

возможность создания объединений на основе общности национальных интересов;

возможность создания объединения лиц, имеющих общие профессиональные интересы.

Какие положения не характеризуют права человека:

право на свободу мысли, совести, религии;

право на труд;

право на жизнь;

право действовать, не считаясь с другими людьми.

Приморский край