В нашей стране День космонавтики широко отмечается уже 50 лет, однако в последнее время все меньше внимания уделяется космической тематике, у молодежи пропадает интерес к истории освоения космоса. В 1960-1970-е годы каждый мальчишка в нашей стране мечтал стать космонавтом, а сегодня многие школьники не знают, кто такой Юрий Гагарин, для чего необходимо освоение космического пространства, какие научные и практические задачи решает космонавтика. В связи с этим крайне актуальны различные мероприятия со школьниками и студентами, повышающие их интерес к изучению истории нашей Родины, ее достижений, развивающие в молодом поколении патриотические чувства и законную гордость за нашу страну, первопроходца космических путей.
Институт естественных наук Московского городского педагогического университета не остался в стороне от великого для России праздника и взял на себя миссию по организации и проведению I Международного конкурса творческих проектов школьников, посвященного 50-летию первого полета человека в космос. Организаторами конкурса выступили Московский городской педагогический университет, Институт истории естествознания и техники РАН, Московский физико-технический институт, Университет Никосии (Кипр), Средиземноморский институт прикладных наук (Кипр), Международная Балтийская академия (Латвия). Спонсором конкурса стал Университет Никосии.
Жюри конкурса возглавил Герой Советского Союза летчик-космонавт Александр Серебров, который совершил 4 полета на космических кораблях «Союз Т-7», «Союз Т-8», «Союз ТМ-8» и «Союз ТМ-17», стал мировым рекордсменом по пребыванию в открытом космосе, первым испытателем космического мотоцикла. Во время полетов Александр Александрович вел уроки из космоса для школьников, которые способствовали привлечению подрастающего поколения к космической тематике. Нынче Серебров принимает участие в многочисленных международных научных конференциях, ведет огромную работу по пропаганде знаний о космосе среди молодежи и школьников.
В I Международном конкурсе «Будущее космоса - за молодежью» приняли участие более 70 команд из России (в основном из Москвы), Казахстана, Латвии, Украины. В финале участвовали 25 команд из Москвы и одна команда из Латвии.
По условиям конкурса школьникам были предложены несколько тем на выбор:
- «Всемирно-историческое значение первого полета человека в космос».
- «Автоматические и пилотируемые космические аппараты в изучении планет. Почему необходим полет человека к планетам и с решением каких проблем это связано».
- «Экономические, технические и научные факторы, определяющие необходимость сотрудничества разных государств и народов в дальнейшем освоении космического пространства».
Команды школьников в составе 3-5 человек и руководителя (как правило, школьного учителя) представили работы в виде презентаций и видеоролика о команде. Многие команды представили работы на русском и английском языках. Тематика работ в ходе конкурса была значительно расширена, появились новые интересные темы. Например, команда школы №1213 (руководитель - А.Крыловская) подготовила проект на тему «Космическая одиссея по Москве». Ребята обобщили данные по архитектурным, культурным памятникам столицы, связанным с космической тематикой, улицам и площадям, названным в честь покорителей космоса, сфотографировали их и создали основу для путеводителя по космическим местам города Москвы. Работа полностью самостоятельна, очень хорошо оформлена и получила высокую оценку членов жюри.
Школьники из команды школы №551 (руководитель - Е.Князькина) подготовили проект на тему «Байконур - космическая база мира», в котором хорошо представлена история Байконура, ребята нашли много редких фотографий, проработали большое количество источников и сделали собственные выводы о том, что Байконур должен использоваться в международной космической практике как космическая база мира, тем более что уже сейчас любая космическая держава хоть один раз, но запускала свои космические аппараты с этого космодрома.
Ребята из команды Центра образования №1481 под руководством учителя французского языка В.Суховеевой подготовили проект «Через тернии - к звездам», в котором представили историю создания космодромов Байконур и Куру, ключевые даты их развития, взаимодействие космических организаций России и Европы.
Некоторые школы Москвы выдвигали по несколько команд. От школы №886 в конкурсе приняли участие 2 команды (директор - Н.Красавина), от школы №1373 - 4 команды (директор - Н.Углава), школа №1481 представила 2 команды (директор - Н.Перфилова), школа №551 - 3 команды (директор - О.Рожкина).
Все школьники и руководители команд получили сертификат участника международного конкурса и медаль, которые им лично вручил Александр Серебров. Директора школ получили памятные подарки. Специальный приз от генерального спонсора - Университета Никосии - мультимедийный проектор получила школа №2026 (директор - Е.Матвеева), которая представила 8 команд под руководством учителя географии, магистра естественно-научного образования, выпускницы МГПУ Олеси Мухортовой. Руководитель команд подошла к конкурсу творчески, каждая команда имела свое название, представленные работы хорошо оформлены, с авторскими рисунками, фотографиями, с элементами исследовательской работы школьников.
Призерами конкурса стали три команды из московских и рижских школ.
Третье место присуждено команде московской школы №551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в составе: Стеван Деспот, Елена Есина, Ангелина Костина (руководитель - Н.Пронина, директор - О.Рожкина). Все участники команды получили призы от спонсора (цифровые фотокамеры). Ребята представили проект на тему «Автоматические и пилотируемые космические аппараты в изучении планет. Почему необходим полет человека к планетам и с решением каких проблем это связано» на русском и английском языках, продемонстрировали высокий уровень владения компьютерными технологиями, умение грамотно излагать свои мысли, делать собственные выводы по теме.
Второе место заняла команда школы «Анниньмуйжа» (Рига, Латвия) в составе: Артур Бабюк, Надежда Иванова, Мария Недялкова, Ольга Ковалева, Грета Сабурова, (руководитель - И.Байкова). Стоит отметить, что команда порадовала всех не только результатами исследования, но и тем, что приехала на финал конкурса, не зная о своей победе. Рижане приехали с великолепным настроением, заражали своей радостью, оптимизмом весь зал. Каждый участник получил персональный ноутбук от спонсора. Кроме проекта команда представила великолепный видеоролик о себе, снятый в игровой форме, пронизанный одной идеей: человечество не справится ни с одной проблемой без дружбы и сотрудничества всех народов.
Эта же идея стала основным выводом в проекте победителей конкурса - команды московского лицея №1523 в составе: Дмитрий Ковальчук, Василий Тарасов, Николай Рослов, Леонид Естифеев, Анастасия Круковец (руководитель - А.Федянин, директор школы - А.Пастухов). Школьники представили проект на тему «Экономические, технические и научные факторы, определяющие необходимость сотрудничества разных государств и народов в дальнейшем освоении космического пространства». Награда за занятое первое место - поездка на Кипр. Команда в полном составе вместе с руководителем приняла участие в Международной конференции MEDIAS-2011, которая проходила с 9 по 14 мая в Лимасоле (Кипр). Ребята выступили с докладом на пленарном заседании конференции 9 мая 2011 года перед серьезными учеными, дипломы победителей они получили из рук космонавта Сереброва, их приветствовал мэр Лимасола. Генеральный спонсор конкурса обеспечил школьникам великолепную культурную программу во время их пребывания на острове.
Опыт проведения конкурса международного масштаба в Институте естественных наук МГПУ был первым, организаторы конкурса планируют продолжить эту работу и в последующие годы. Тематика конкурсов может меняться, но название будет общим - «Будущее - за молодежью». У Института естественных наук МГПУ есть все возможности для проведения подобных конкурсов, наши выпускники работают учителями географии, биологии, химии, безопасности жизнедеятельности в школах Москвы, в этом году несколько наших выпускников подготовили проекты на заданную тему. В дальнейшем организаторы конкурса планируют привлечь к участию выпускников и студентов всех факультетов и институтов Московского городского педагогического университета, имеющего высочайший научно-педагогический потенциал и имя в образовательном пространстве России.
Победители конкурса «Будущее космоса - за молодежью» пришли к выводу, что освоение космического пространства, развитие космических технологий, космической науки - насущная необходимость сегодняшнего дня, в настоящее время оно возможно только в тесном сотрудничестве всех космических держав. Россия - первая космическая держава - должна оставаться во главе этого процесса.