От конкурсных работ ждут, чтобы они были связаны прежде всего с внедрением новых технологий, экономичных способов производства, совершенствованием социальной сферы. Самую высокую оценку эксперты ставят конкурсантам за проекты, из которых можно почерпнуть качественно новые знания о какой-либо проблеме. Оригинальность решения задачи приветствуется. Во время защиты своего эссе не возбраняется и дискуссия, а если пламенный оратор решится опровергнуть утверждения корифеев, то и это, конечно, добавит в решение жюри плюс за смелость, правда, если юному революционеру удастся научно обосновать свою позицию.
В этом году в конкурсе участвовали 15 регионов России и 7 команд из Белоруссии, представляющие семь административных образований республики. На берегу живописного озера лагеря Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных «Зеркальный» на сей раз не отдыхали - боролись. За то, чтобы доказать: их мечта достойна осуществления. Она способна изменить мир. Ведь будущее не случается просто так, оно создается теми, кто мыслит. Творит. Действует.
Уникальные конструкции, смелые решения, рациональный подход - на каждой из семи секций было чему удивиться и порадоваться. В каждой выбрали своих фаворитов, тех, кто смог не только разработать интересную конструкцию, но и поразить, ярко изложив суть исследования. На техническом моделировании радиоуправляемую модель F2-Ю Михаила Копаева, воспитанника Ростовского областного центра технического творчества учащихся, оценили высоко. С помощью его маневренной спортивной модели, практически не поддающейся коррозии при соприкосновении с водой, можно производить тренировки и официальные старты как в закрытом бассейне, так и на открытой акватории, а также надолго сохранять работоспособность радиоаппаратуры и электродвигателей. Лайнер восьмиклассника Копаева не колеблется, куда ему устремляться по волнам, он управляется твердой рукой своего автора с берега, уверенного, что нет ничего прекраснее этого корабля. Потому что он реальный плод его замысла.
В команде Михаила оказался и президентский призер, победитель конкурса «Созвездие» Валерий Ильин из Волгодонской станции юных техников. Его «Путешествие мальчика Любознайчика в Ядерной стране» стало серьезным исследованием воздействия атомной станции на окружающую среду. Продемонстрировав свою работу в информационном центре Ростовской атомной станции, восьмиклассник добился того, что на нее взрослые аналитики написали рецензию, и Ильину предложили проводить  экскурсии с маленькими детьми. Он уже сумел создать собственную виртуальную экскурсию в мир ядерной физики и объяснить, как атомные станции создаются вообще. Он способен показать наглядно, как в окнах загораются яркие огоньки электричества и начинают работать компьютеры. Да, это так - он специалист, которому по силам сравнить энергетические ресурсы и экологические характеристики различных способов производства электроэнергии.
Мария Румянцева захотела на этом конкурсе привлечь внимание его участников к личности и открытиям Ломоносова. Сделала она это не вполне обычно. На секции «Информатика, вычислительная техника и мультимедийные технологии» Румянцева представила работу «Письмо о пользе стекла», созданную ею как сценаристом проекта и учениками объединения «Компьютерная графика» Санкт-Петербургского центра детского технического творчества. Это письмо Ломоносов написал Шувалову: «Пою перед тобой в восторге похвалу, не камням дорогим, не злату, но стеклу». В этом произведении ученого-естествоиспытателя говорится о многих его достижениях: открытии оптических приборов, создании первого громоотвода,  рассказывается об искусстве мозаики и финифти. Power Point, Adobe Photoshop, Movie Maker, Sound Forge позволили создать единую интерактивную композицию, которая перенесла зрителя в эпоху Михаила Васильевича воочию. Румянцева счастлива, что эта идея уже помогает в работе учителям информатики, литературы, химии, физики, мировой художественной культуры.
Ее соратник по команде, выступающей за Санкт-Петербургский центр детского технического творчества, Владимир Кириллов не против истории. Но нацелен он на будущее. Вместе с Даниилом Осовским они разработали промышленный гидравлический робот-манипулятор на компонентах Festo. На секции «Автоматика, телемеханика, робототехника и интеллектуальные системы» Кириллов обосновывал свое видение, как может использоваться робот в машиностроении, транспортных системах, подводных исследованиях, нефтяной промышленности, складских системах. Такой агрегат необходим предприятиям, убежден разработчик, так как способен переносить объекты различной формы и размеров и достаточно большой массы (гидравлика обеспечивает достаточное усилие). Манипулятор ребят, по их словам, надежен, безопасен, так как в нем есть предохранительные клапаны, и современен.
Пятиклассник Никита Медведев на секции «Радиотехника и радиоэлектроника» подтвердил, что авторитет среди технарей Омская областная станция юных техников приобрела не зря. Его экспериментальное устройство дальнего обнаружения активного объекта понравилось и жюри, и соперникам. Никита занимается в лаборатории радиоконструирования станции только год, а на замысел его натолкнули книги, в которых он искал ответы на свои многочисленные вопросы. Хорошо, что идею удалось воплотить.  Как же своевременно его понял и поддержал руководитель лаборатории Герман Павин!
 Член оргкомитета конкурса, заместитель директора Федерального центра технического творчества учащихся Анатолий Кучерявых заметил, что Марк Твен говаривал не раз: «Через 20 лет вы будете больше разочарованы теми вещами, которые вы не делали, чем теми, которые сделали. Отчальте от тихой пристани, почувствуйте попутный ветер в вашем парусе. Двигайтесь вперед! Мечтайте! Открывайте!»
Собравшиеся в Зеркальном действительно мечтают, открывают, мастерят. И шалят, резвятся, все время куда-то бегут. Они изобретатели. И они дети, способные опередить время.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), пос. Зеркальный, Выборгский район, Ленинградская область