Современная Россия - многонациональное государство, в котором проживают более 130 национальностей, поэтому национальный вопрос у нас всегда был острым. Проблема осложняется еще и массовым притоком мигрантов, ведущим к изменению этнического состава, обострению проблем национального характера.
По данным Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, ежегодно в Россию въезжают не менее 3 млн иммигрантов. Квота на привлечение рабочей силы в 2010 году составила 1,3 млн человек. Только 50% иммигрантов оказываются в состоянии заполнить официальные документы на русском языке при въезде в страну. 15-20% совсем не говорят по-русски.
Желающих найти в России новую родину менее 2%. Остальные едут на заработки. В отличие от других государств мигранты привносят в Россию свои традиции и культуру, не приспосабливаясь к обычаям и культуре народов России.


Педагоги страдают ксенофобией?
В ответ на вопрос «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?» в 83% случаев школьники сказали «да».
61,4% опрошенных школьников в перечне национальностей, к которым испытывают предубеждение, назвали национальности народов Кавказа.
Недоброжелательные высказывания о своем народе слышали или читали все 100% опрошенных школьников всех национальностей.
Большинство учащихся связывают свою будущую жизнь со своей национальностью и не хотели бы видеть в будущем супруге человека другой национальности.
Мнение современного подростка в значительной степени отражает состояние массового сознания взрослых.
Проблемы в межнациональных взаимоотношениях порождают проявления экстремизма и ксенофобии, терроризма и сопутствующих им явлений.
Серьезным препятствием на пути стабилизации межэтнических отношений в образовательной среде является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. При опросе около 45% основным признаком человека другой национальности назвали внешность - цвет кожи, глаз, волос, 14% - особенности устной речи, 10% - особенности характера и др.
В целом ответы свидетельствуют о том, что этнодифференцируемые признаки подросткам неизвестны. Свыше 60% опрошенных школьников не знают инонациональных обычаев, традиций, устного творчества соседствующих народов, не интересуются их историей и культурой.
Свою национальность почти половина детей осознают к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств это происходит обычно раньше, чем у русских. К сожалению, часто о своей национальности дети узнают не из уст родителей, а через так называемые межнациональные конфликты: почти 19% корейских, 16% еврейских, 12% армянских, 8% таджикских детей, проживающих в России, узнали о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались с ними из-за их национальности. При этом во всех опрашиваемых группах высок процент тех, кто испытывал стыд за людей своей национальности: школьники очень остро реагируют на неблаговидные поступки соплеменников и резко осуждают их.
Предотвращение проявлений межнациональной розни, казалось бы, возможно средствами образования.
Однако и педагогам также присущ высокий уровень ксенофобии (до 54,3%) и негативизма по отношению к ряду национальностей (до 65%).
Более того, проявили отрицательное отношение к введению в учебно-воспитательный процесс курса «Конструктивное взаимодействие» более 50% педагогов школ Рязанской области, более 45% - Московской и Тульской областей и более 38% педагогов многонационального Приволжского ФАО.


Диалог культур
Один из таких путей нам видится в реализации идеи поликультурного образования (Р.С.Бзаров, Т.Т.Камболов, А.А.Левитская).
В этом процессе важным самостоятельным направлением выступает поликультурное воспитание - психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Оно предусматривает:
    адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
    взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур;
    отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.
Основная идея поликультурного воспитания также исходит из поликультурного образования (Р.С.Бзаров, Т.Т.Камболов, А.А.Левитская): вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.
Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Одним из основных направлений поликультурного воспитания является формирование социального стандарта - модели ожидаемого социальной общностью поведения со стороны ее членов.
Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Русская культура является центральным компонентом и играет главную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.
Поликультурное воспитание предполагает учет возрастных особенностей и ориентировано:
- в дошкольном и младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание;
- в подростковом возрасте это технологии формирования нравственных основ и выбор жизненных ориентиров, воспитания социальной зрелости, гражданской идентификации, включения подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, определения нравственно-мотивированного отношения к ним, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечения в культурное творчество;
- в старшем школьном возрасте - воспитательные технологии, имеющие ценностно-ориентационный и рефлексивно-творческий характер.
Реализация поликультурного компонента осуществляется через:
    обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой путем включения в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности);
    введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Введение в этнологию»; «Культура и искусство народов мира»;
    организацию воспитательной работы в образовательном учреждении;
    обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении.
«Любитель отечества»
Часто задают вопрос о соотношении поликультурного воспитания и воспитания патриота.
С одной стороны, любовь к своей исторической родине, с другой - отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Как это правильно сочетать? Разберемся в каждом явлении.
Немного истории. Явление патриотизма произошло из необходимости развивать и защищать обособленные государства, формировавшие привязанность людей к родной земле, языку, традициям. Николай Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Владимир Даль: патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Однако Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным».
В наше время понимание сути патриотизма и необходимости его развития в обществе также неоднозначно: 22,6% опрошенных нами россиян против патриотического воспитания своих детей.
Молодые люди сегодня так понимают патриотизм. Озвучу 5 наиболее популярных мнений.
1. 42% опрошенных, и это самый популярный ответ, считают, что патриотизм предполагает учебу и труд с максимальными усилиями, чтобы в будущем принести пользу Родине, потрудиться на ее возрождение и расцвет.
Однако другие наши исследования показывают, что Россия сегодня не представляется молодым людям удобным для проживания местом. Около 45% хотели бы покинуть Россию после окончания вуза: 33% - в поисках лучшей жизни, 31% - из-за значительных возможностей в самореализации, представляемых за границей специалистам, и только 18% не смогли четко сформулировать почему. Почти все желающие выехать учатся на «4» и «5», три четверти из них - юноши. Из тех, кто сомневается в том, надо ли уезжать из России, 5% «не уверены в своих знаниях», 26% «патриотичны» и около 30% «привязаны к своим близким, друзьям». Только 24% хотели бы на чужбине «накопить денег и вернуться». Замечу, опрошены студенты не самых отсталых регионов страны.
2. Второе место по популярности заняло такое определение патриотизма - «необходимость проявлять активную жизненную позицию, принести пользу Родине, чтоб было чем гордиться». Так ответил 21% опрошенных.
Замечу, в последние годы наметилась явная тенденция к увеличению числа молодых людей, озабоченных собственными перспективами личностного и профессионального роста, настроенных на позитивную стратегию собственной жизни.
Конкретных же достижений, которыми можно гордиться в России, молодые люди назвать не смогли: 25% опрошенных считают, что России гордиться нечем, 18% гордятся президентом, только 4% опрошенных гордятся национальной культурой.
3. 12% опрошенных считают, что патриот - это тот, кто имеет четкую гражданственную и политическую позицию.
При этом 14% молодых людей, принявших участие в опросе, не доверяют российским законам, никому не верят - ни государству, ни родителям, ни друзьям, ни даже себе.
4. А 8% приписывают патриоту долг защищать рубежи России.
Опять же, в целом отношение опрошенных к армии и всеобщей воинской обязанности позитивно: только 16,5% выступают против службы в армии. 56% считают службу в армии делом чести любого уважающего себя мужчины. Однако юноши, которым через год предстоит служба в армии, более категоричны: более 34% выступают против всеобщей воинской обязанности.
5. И еще один интересный факт. 7% опрошенных отнесли к патриотизму стремление равняться на героев и пополнить их ряды.
Большинство опрошенных считают, что в современном обществе много патриотов, и называют их:
    политики, в том числе Владимир Путин и Дмитрий Медведев (28%);
    музыканты (27%), как отечественные, так и зарубежные. В основном предпочтение отдается поп-музыке;
    киноактеры (23%), причем герои боевиков и фэнтези (44% юношей), и успешные предприниматели (38% девушек);
    спортсмены (15%), среди которых, как правило, фамилии, знакомые по СМИ;
    близкие люди (7%) - родители, родные, коллеги.
Вот и ответ Александру Грибоедову на его крылатую фразу: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»
Сегодня патриотизм рассматривается и понимается значительно шире, это связано еще и с тем, что необходимость иметь патриотически настроенных граждан в силу все такой же обособленности государств сохранилась.
В завершение приведу слова Бернарда Шоу: «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - позвоночника. Но если вы подорвете ее национальное достоинство, нация не будет думать ни о чем другом, кроме того, чтобы восстановить его. Она не станет слушать никаких реформаторов, никаких философов, никаких проповедников, пока не будут удовлетворены требования националистов. Она не будет заниматься никакими делами, сколь неотложными они ни были бы, кроме дела воссоединения и освобождения».
Это еще раз показывает, что все беды человеческих сообществ, включая экономические, от того, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс, они также не воспитывают своих детей в духе миролюбия и терпимости.

​Наталия СИНЯГИНА, доктор психологических наук, профессор, директор Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи