Первые юные геологи появились в Прииртышье еще в конце двадцатых годов прошлого века. Со школьниками занимались профессор Петр Драверт, геолог и краевед Сергей Лаптев. За восемьдесят лет тысячи омских школьников получили опыт работы геолога, знания о Земле, ее строении и развитии. Более ста из них выбрали геологию делом своей жизни. И это немало. Движение-то и зародилось, потому что были необходимы кадры, для того чтобы изучать и осваивать огромную территорию СССР. Геология - дело особенное, тут надо и интеллектом обладать, и физической выносливостью, и просто привычкой к неудобствам походной жизни. Можно назубок знать названия минералов, но если не ориентируешься в лесу и не любишь ходить пешком - какой из тебя геолог? Поэтому детей к профессии надо готовить - отбирать желающих, тренировать, водить в походы. «Пружина Российской империи» - так называл геологию организовавший ее Петр I - объединяет и гуманитарное, и естественное, и техническое образование.

Воспрянь, Сибирь!
Не так давно, как рассказывает Игорь Вяткин, возникла необходимость провести геологическую съемку. Выяснилось, что это могут сделать человек тридцать в стране, причем им всем уже около 60 и каждый из них - директор института. Молодые люди не умеют работать руками. А геологическая съемка требует еще и работы ногами. Обеспечивать съемку должно государство, частные компании финансируют, как правило, процесс разработки месторождения. Но в том-то и дело, что для того, чтобы что-то найти, надо пройти пешком сотни, тысячи километров, записывая в свой полевой дневник все наблюдения вплоть до мелочей. Новые месторождения не открываются только потому, что их некому открывать!
- Дети не знают элементарных вещей, - сокрушается Игорь Алексеевич. - Например, как отличить глину от суглинка. Да просто попробовать скатать колбаску. Но это же надо выйти к оврагу, потрогать землю руками. А их сажают за компьютер, считая, что это панацея! Хотя даже в программе по географии предусмотрены походы, только проводить их некому и не на что. Хорошие учителя географии тоже редки, как и геологи.
После постперестроечного «провала» в начале XXI века Федор Иванович Новиков теперь уже при помощи своих именитых выпускников - Игоря Вяткина, его коллег Алексея Гнеушева и Валентина Туманцева - открыл новый геологический кружок на базе Омского территориального фонда геологической информации. Сейчас их уже пять - в детско-юношеских геологических объединениях области обучаются около 130 школьников. В каждом есть коллекция минералов и пород, библиотечка, оборудование и снаряжение. Юные геологи занимаются изучением природы Прииртышья, успешно выступая на конференциях НОУ «Поиск», на олимпиадах и конкурсах разного уровня - региональных, сибирских, всероссийских. В области проводятся ежегодные летние полевые сборы, после которых школьники выезжают на всероссийские геологические слеты и открытые полевые олимпиады, завоевывая на них призовые места. Исследовательские работы юных омских геологов удостоены премий Президента РФ и губернатора области. Ими сделаны детальные описания геологического обнажения «Берег Драверта» в Горьковском районе, «Берега Черского» в Омске, геологического и геоморфологического строения долин рек Оми и Иртыша. Дети изучают экологическое состояние рек, родников, ключей, колодцев, собирают и обрабатывают палеонтологический материал мамонтовой и гиппарионовой фауны Прииртышья.
Самый успешный клуб юных геологов действует в средней школе №2 городка Калачинска. Ребята и их руководитель, обладатель гранта Президента России, отличник народного просвещения и заслуженный учитель России Любовь Михайловна Плащенко, работают под девизом, который придумали сами: «Воспрянь, Сибирь, геологи идут: что ты в себе хранишь - они всегда найдут».
- Клуб создан для вовлечения ребят в активную общественно полезную работу на основе развития их чувств к Родине, инициативы, самостоятельности и творчества, - рассказывает Любовь Плащенко. - Воспитание патриотизма неотделимо от интереса к природным богатствам. Самое интересное, конечно, летом - экспедиции. А в течение учебного года школьники изучают основы геологической науки, коллекции минералов и горных пород, участвуют в олимпиадах. Например, в интернет-олимпиаде ежегодно принимают участие 15-20 человек. Не было года, чтобы юные геологи не стали лауреатами областной конференции НОУ, а самые фундаментальные работы оценены на всероссийском уровне. Показатель серьезной подготовки ребят - высокие результаты на Всероссийской геологической олимпиаде в Москве и Санкт-Петербурге. Успешно выступаем на Сибирской геологической олимпиаде в Новосибирске.

Поддержка нецелесообразна
Самое удивительное заключается в том, что все это делается практически без участия Министерства образования Омской области. Снаряжение, литературу, билеты на олимпиады и сборы детям и их руководителям приходится покупать на свои деньги. Притом что будущие геологи, как правило, дети из сельских, весьма небогатых семей. Спонсоры случаются, но очень редко. Клуб Плащенко потому и успешен, что ему активно помогает администрация Калачинского района. А вот в Тарском районе кружок закрылся, остальные держатся на голом энтузиазме руководителей. Специалисты территориального геологического фонда работают с детьми бесплатно. Дети имеют возможность пользоваться библиотекой и фильмотекой фонда, получать консультации специалистов, работать в музее. А Министерство образования... Министерство образования, как водится, отчитывается о победах юных геологов.
Почти четыре года деньги на детское геологическое движение все же выделялись. Немного - в пределах 100 тысяч в год, что в два с половиной раза меньше месячной заработной платы министра омского образования. Правда, выделяло средства Министерство промышленной политики Омской области. Ради этого Вяткин с Новиковым пять лет стучались во все двери, и откликнулось отнюдь не областное образовательное ведомство, которое вроде бы имеет самое непосредственное отношение к обучению и воспитанию детей. А в 2011 году правительство области решило вовсе прекратить финансирование детских геологических объединений и не заложило в бюджете расходы ни на работу кружков, ни на поездки, ни даже на оплату труда педагогов. Педагоги - руководители кружков поставлены в тяжелое положение: с одной стороны, раз это никому не надо и денег не платят, можно бы и не работать. Но дети-то ждут! У педагогов больная совесть - они работают по-прежнему.
 Правда, после обращения регионального отделения Российского геологического общества Министерство образования области выделило аж 25 тысяч рублей, на которые предложило провести VI областную геологическую олимпиаду и оплатить поездку в Томск команды из восьми школьников и двоих руководителей на VIII Всероссийскую открытую полевую олимпиаду юных геологов, которая состоится в августе. Ехать придется, видимо, в общем вагоне... Министерство промышленной политики Омской области, нефтяные компании, работающие на территории Омской области и Западной Сибири, местные геологические и промышленные организации на просьбу вообще не откликнулись.
Но - вот удача! - Вяткину удалось найти серьезного спонсора. Договоренность устную нужно было подкрепить письменно - представитель компании-мецената сказал, что желательно письмо от министра. Разумеется, Вяткин обратился к Ирине Прозоровой, министру образования Омской области, считая, что ей небезразлично, чем дети занимаются на досуге. Точнее, написал просьбу, приложил к ней письмо, в котором нужно было только лишь расписаться. И спустя месяц получил по полной программе: «Направление письма-обращения в адрес О.Л. Чемезова, вице-президента ОЛО «ТIIК-ВР», об оказании финансовой поддержки детско-юношескому геологическому движению Омской области на 2011 год считаю нецелесообразным, так как Омское региональное отделение общественной организации «РосГео» вправе самостоятельно обращаться в любую организацию за оказанием спонсорской помощи для проведения мероприятий».
Министерство образования полностью открестилось от детско-юношеского геологического движения. Почему? Да нипочему. На всякий случай - как бы чего не вышло. Пришлось все начинать сначала - отправлять ту же просьбу министру промышленности. Тот расписался, но, пока письма ходили туда-сюда, спонсоры уже помогли кому-то другому. Вот такая экспедиция. Удивительное дело: не самые богатые люди - педагоги и геологи - бесплатно работают ради будущего страны. А чиновникам в высоких кабинетах наплевать и на то, чем занимаются на досуге дети, и на то, что лет через десять этим детям просто нечего будет есть. Им нет дела до поиска полезных ископаемых: у них своя «скважина» - министерские кресла.

Омская область , фото автора