Алексей Пономарев, заместитель министра образования и науки, напомнил участникам совещания о важности стыковки направлений деятельности вузов с экономическим сектором. Говоря о взаимодействии вузов и научных организаций с промышленным производством, Алексей Константинович делал упор на слове «маневры». Сегодня инфраструктура вуза должна соответствовать тому, что называется «интеллектуальная корпорация». Речь идет о создании при вузах бизнес-инкубаторов, технопарков, технологических центров и других объектов инновационной инфраструктуры. Именно их развитие поможет ведущим российским вузам соответствовать запросам времени. Так, Московский институт стали и сплавов занимается усовершенствованием литейных технологий в партнерстве с Уфимским моторостроительным объединением. Разработки, исследования «интеллектуальной корпорации» МИСиСа востребованы и на машиностроительном заводе города Подольска, и в НИИ «Полис» имени Стельмаха.

На совещании говорили не только о достижениях, но и о проблемах. И одну из них поднял профессор из Калифорнии Павел Певзнер, директор программы по биоинформатике и системной биологии в Университете Сан-Диего. Двадцать лет назад он уехал из России. Сейчас вернулся, чтобы о персональной геномике и алгоритмической биологии узнали в России. Павел Аркадьевич убежден, что в недалеком будущем чтение геномов человека станет рутинным делом. (Пока эту процедуру, которая стоит пять тысяч долларов, может позволить себе не каждый.) Но именно благодаря ей удается не только успешно лечить, но и предотвращать болезни. Начиная с октября прошлого года профессор из Калифорнии работает в одном из Санкт-Петербургских академических вузов. И он признался, что при создании лаборатории столкнулся с проблемой кадров. Есть много талантливой молодежи на уровне школ, вузов, но в среде аспирантов и кандидатов наук этот слой истончается. Может, потому, предполагает Певзнер, что в США, к примеру, ученый преподает в свободное от исследовательской деятельности время, а в России, наоборот, занимается исследованиями в свободное от работы время.