Поэтому, когда в сентябре 2007 года наш лицей начал работать над реализацией комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области, мы решили, что наибольшую значимость на первом этапе имеет переход на нормативно-подушевое финансирование (НПФ) и новую систему оплаты труда (НСОТ) педагогов.
Прежде чем перейти на новую систему оплаты труда, администрация нашего лицея создала предпосылки для успешной реализации принципиально новых экономических подходов к формированию бюджета образовательного учреждения и новой системы его распределения. В частности, педагогически обоснованно был минимизирован учебный план лицея. Но, несмотря на сокращение часов, новые учебные планы реализуют не только государственный стандарт, но и региональный и лицейский компонент. Проведен анализ штатного расписания, определены пути его оптимизации к новому учебному году, сокращено количество ставок штатных педагогов, педагогов-совместителей, учебно-вспомогательного и технического персонала. Приняты меры по увеличению контингента обучаемых, в результате чего средняя наполняемость классов в новом учебном году стала более 25 человек.
Важнейшее условие безболезненного перехода на НПФ и НСОТ - включение всех работников лицея в разработку локальных актов, регламентирующих расчет как базовой, так и стимулирующей части заработной платы любого работника. Положение о новой системе оплаты труда в лицее №9 было принято общим собранием коллектива и утверждено директором лицея. Оно определяет порядок расчета базовой заработной платы всех категорий работников. Положение о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам лицея, также принятое общим собранием трудового коллектива, утвержденное советом и директором лицея, разработано в целях повышения материальной заинтересованности работников в совершенствовании качества образовательного процесса, в развитии творческой активности и инициативы.
Принципиально важен отказ от Единой тарифной сетки (ЕТС), который, с одной стороны, устраняет уравниловку в заработной плате всех работников, а с другой стороны, ставит серьезную задачу перед администрацией и трудовым коллективом: какой формальный показатель должен лежать в основе всех расчетов. Для педагогических работников такой величиной является стоимость образовательного часа, которая и была положена в основу большей части расчетов базовой и стимулирующей частей заработной платы педагога. Мы внесли принципиально новые критерии в расчет оплаты труда педагогов. Во-первых, учет интенсивности педагогического труда - наполняемость класса: чем больше учеников в классе (группе), тем выше заработная плата педагога. Во-вторых, учет степени сложности предмета путем введения повышающих коэффициентов. Наибольший коэффициент имеют предметы, которые традиционно выносятся на итоговую аттестацию, - русский язык, математика. В нашем лицее эти предметы отнесены к первой группе сложности даже в начальных классах. В эту же группу входит и английский язык. В 2009 году, понимая высокий уровень ответственности педагогов выпускных классов, в частности подготовку и проведение ЕГЭ в 11-м и ГИА в новой форме в 9-м классах, и стимулируя качество конечного результата, мы повысили коэффициенты учителей русского языка и математики на 10-20 процентов.
Проблему привлечения молодых педагогов на работу в образовательное учреждение можно решать по-разному. В 2011 году общим собранием трудового коллектива внесены изменения в Положение о системе оплаты труда в лицее: для молодых специалистов в течение первых двух лет работы установлены дополнительные выплаты в размере 2850 рублей в месяц.
Характерная особенность НСОТ - возможность дифференцированной оплаты различных видов педагогической деятельности, часть из которых традиционно оплачивалась в системе образования, а часть стала учитываться только в новых экономических условиях. Принцип оплаты этих видов деятельности в лицее - заявительно-распределительный. В распределительном порядке, но с новым финансовым содержанием оплачивается проверка тетрадей (впервые была введена оплата проверки тетрадей учителям физики, химии, биологии, истории, обществознания, права). НСОТ устранила принцип несправедливости, когда эти виды деятельности оплачивались в процентном отношении от ставки единой тарифной сетки, тогда как трудозатраты педагога на этот вид деятельности не зависят от его квалификационной категории.
В заявительном порядке оплачивается, во-первых, выполнение обязанностей классного руководителя. Понимая, что ранее существовавший принцип - процент от ставки единой тарифной сетки - не всегда отражал реальные трудозатраты педагогов на воспитательную деятельность, мы ввели заявительный принцип оплаты. В соответствии с планом воспитательной работы каждый классный руководитель самостоятельно определяет свои временные затраты - не менее 5 часов в неделю - на данный вид деятельности и получает доплату пропорционально потраченному времени. Во-вторых, заведование кабинетом. Преимуществом НСОТ является возможность оплатить заведование всеми кабинетами, в которых ведется целенаправленная работа по совершенствованию материально-технической и методической базы, а не 15, как было ранее. В-третьих, выполнение обязанностей лаборанта оплачивается учителям химии, физики, биологии, физической культуры пропорционально временным затратам.
В заявительно-распределительном порядке оплачивается заведование профессиональными объединениями педагогов - предметными кафедрами и методическими объединениями. Учитывается количество педагогов в профобъединении, количество курируемых предметов (распределительный порядок) и время работы руководителя профобъединения (заявительный порядок).
В связи с введением НСОТ при определении размеров выплат базовой и стимулирующей части заработной платы за основу взяты стоимость образовательного часа лицея и прожиточный минимум по Новосибирской области с повышающим или понижающим коэффициентом в зависимости от функционала, объема выполняемых работ, условий и результатов труда. Соответственно размер выплат меняется вместе с прожиточным минимумом, что освобождает администрацию лицея от необходимости внесения изменений в локальные акты. Так, в 2007 году он составлял 3977 рублей, на 1 сентября этого учебного года - 5700 рублей.
Новая система оплаты труда позволила впервые за многие десятилетия стимулировать труд учителя не только морально, но и материально. В переходный период фонд стимулирования работников лицея составлял 20 процентов, то есть более 2 миллионов рублей в год, сейчас он увеличен до 30 процентов. Особо важным является то, что в распределении выплат из стимулирующего фонда принимают активное участие заказчики образовательных услуг, представители общественности.
Для эффективной работы в условиях НСОТ необходимо ежегодно проводить комплекс мероприятий: организационных, распорядительных и аналитических. Уже к 2008 году средняя заработная плата учителей лицея составила 13382 рубля, поднявшись на 70 процентов. Сейчас средняя заработная плата педагога, не считая выплат из внебюджетных источников, составляет 21055 рублей.
С сентября 2010 года лицей изменил организационно-правовую форму - стал автономным учреждением, что открыло новые возможности для повышения качества образования, улучшения материального благосостояния сотрудников. Средняя заработная плата учителей с учетом выплат из внебюджетных средств - 23300 рублей.
Можно сказать с уверенностью: впервые за многие годы государство серьезно и основательно решает проблемы образования через повышение роли и статуса личности учителя в этой системе.

​Георгий ФИЛИМОНОВ, директор лицея №9 города Новосибирска, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры управления образования Новосибирского государственного педагогического университета, член Экспертно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа

Комментарий

Владимир НИКОНОВ, министр образования, науки и инновационной политики, вице-премьер правительства Новосибирской области:

Зарплату учителя поднимем

Задача на федеральном уровне поставлена: как можно скорее сравнять средний уровень зарплаты учителей со средним уровнем зарплаты в экономике региона. В Новосибирской области средний уровень зарплаты в экономике по итогам 2010 года - 18507 рублей. Средняя зарплата учителей за этот же период - 14530 рублей. Это в целом по области, но картина не везде одинаковая. В городах и поселках городского типа средняя зарплата в экономике выше средней по области - 19600 рублей, заработная плата учителей в такой местности составляет 15805 рублей. А вот средняя заработная плата по экономике на селе у нас низкая - 8932 рубля, в то же время средняя зарплата учителей в сельской местности составляет 12908 рублей. Но особо здесь нечем гордиться, потому что средний уровень оплаты труда в сельских территориях ниже, чем это должно быть. Там не хватает высокооплачиваемых рабочих мест, высокий уровень безработицы.
С 1 июля текущего года мы запланировали в бюджете повышение оплаты труда учителей на 6,5 процента. Это небольшой рост. Но сейчас мы получим дополнительные ресурсы из федерального бюджета. Это должно привести к тому, что с 1 сентября текущего года мы существенно увеличим полную оплату труда в школах.
Нам нужно поправить ситуацию с зарплатой молодых учителей. Правда, мы не собираемся сразу увеличивать заработную плату учителю без категории и поднять ее до уровня оплаты труда опытного педагога с категорией. Но мы хотим предложить начинающим учителям специальную программу, которая бы заставляла их работать более интенсивно, и прежде всего работать над собой. Мы будем им предлагать включаться в освоение программ, связанных с овладением соответствующих компетенций, увеличивать нагрузку за счет занятия с учащимися во внеурочное время, это для нас также важно и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Я думаю, что эта мера нам позволит расширить в том числе сетку специализированных классов, в которых мы существенно подняли уровень подушевого финансирования, следовательно, и уровень оплаты труда тоже.
Сумма, которая может быть передана нам на увеличение с 1 сентября заработной платы из федерального бюджета, - более 360 миллионов рублей. Такие деньги к нам могут поступить еще до 1 сентября. Однако здесь есть некоторая хитрость. Эти деньги федеральный центр дает не на увеличение заработной платы, наоборот - соглашение с Министерством образования будет содержать полный запрет на использование этих средств на заработную плату. Федеральный центр требует, чтобы эти деньги пошли на дальнейшее развитие школ. Разрешается использовать эти средства на приобретение оборудования, литературы, подготовку и повышение квалификации педагогов, то есть мы должны у себя разработать целую программу этих направлений и их реализовать.
А вот для повышения заработной платы такую же сумму обязан найти областной бюджет. Я думаю, нам не придется искать дополнительные доходы в бюджете области, потому что у нас есть программы, связанные с развитием школ, и в них уже заложены необходимые средства.