В сравнении с общероссийскими процентами результат в области лучше (хорошо, что не в разы), особенно порадовали гуманитарии. Мне как общественному наблюдателю предложили побывать на ЕГЭ, на экзамене по иностранному языку. В воронежской школе №38 имени Болховитинова единый экзамен по английскому начался как обычно - в половине девятого пришли учителя-организаторы, а без четверти десять ученики стали заходить в классы.
Директор Алевтина Ивановна Леонова и ее зам, а по совместительству и руководитель ППЭ Тамара Ивановна Селиванова рассказали мне о традиции каждый год перед началом экзаменов вывешивать на стену рядом с кабинетом психолога специальный плакат-«забор», на котором каждый может оставить свои пожелания выпускникам.
Уже после ЕГЭ мы встретились и побеседовали с учителем английского языка 38-й школы Натальей Владимировной Краснобаевой, которая входит в состав предметной комиссии и проверяет экзаменационные работы. На ее взгляд, никаких выдающихся особенностей у экзамена этого года по сравнению с прошлогодним нет. Длится ЕГЭ по английскому 2 часа 40 минут, начинается все с аудирования, дети слушают диск, который прилагается к экзаменационным бланкам и находится вместе с ними в конверте. Конверт вскрывается в начале экзамена, диск ставится в компьютер, звучит текст с паузами, во время которых учащиеся выполняют задания.
Сложность в том, что тот ответ, который надо выбрать после прослушивания, не повторяет слова текста. Если раньше можно было сообразить, выделив одинаковые слова, то теперь этого не получится. Нужно хорошо знать лексику, уметь подбирать и различать синонимы, нужно на каждом уроке заниматься аудированием и «тренировать ухо». Только и этого мало. Как считают сами учителя, успешно сдать экзамен по иностранному языку может только тот, кто не ограничивается школьной программой, занимается дополнительно в языковых центрах или у репетиторов и общается с носителями языка.
Второе задание на ЕГЭ - это чтение. Но проводится оно не в обычной форме, это не чтение вслух, это тексты на экзаменационных бланках и несколько заданий к ним: в частности, на множественный выбор, на установление структурно-смысловых связей текста и его восстановление, на множественные соответствия и логическую последовательность. Формулировки самих заданий тоже даются только на английском. На чтение и работу с текстом отводится полчаса.
Следующие 40 минут занимает лексико-грамматическое задание, а затем надо переходить к части С. Кстати, в этом году среди 680 сдававших 11 человек к части С даже не приступали. И это несмотря на дополнительную подготовку и на то, что, по словам учителей, иностранный сдают в основном сильные ученики. В части С первое задание - письмо личного характера, объем которого не может превышать 100-140 слов. Допустимые границы - 90-154 слова, если меньше, получает 0 баллов, если больше, лишнее зачеркивается, и тогда письмо теряет концовку, а задание считается недоделанным, снимаются баллы. Вторая часть С - самая сложная, сочинение-рассуждение или эссе, и если раньше можно было высказать аргументы за и против на определенную тему и этим ограничиться, то с прошлого года требования изменились. Дается проблема, которую ребенок должен перефразировать своими словами. Далее он высказывает собственную точку зрения и приводит в ее защиту два-три аргумента, потом пишет, что по этому поводу думают другие и, снова аргументируя, спорит с ними, заканчивается все выводом. Объем, как и в письме, строго соблюдается, только он больше - 200-250 слов. Кстати, в этом году стали оценивать орфографию не только во втором задании части С, но и в первом, в личном письме, хотя раньше этого не было.
Итоги ЕГЭ этого года пока не подведены, но, как рассказала Марина Абрамовна Стернина, доктор филологических наук, зав. кафедрой английского языка естественно-научных факультетов ВГУ и председатель областной предметной комиссии по английскому языку, на этот раз тема эссе была сложнее. Выпускники должны были написать сочинение-рассуждение о воспитании характера, например, через экстремальные виды спорта. Увы, многие писали в основном об этих видах спорта, а о силе характера забывали или вставляли всего одно-два слова.
Много споров вызывает письменная форма сдачи языкового ЕГЭ, устная речь не проверяется и не оценивается. Хотя в 2008 году это было, но потом от этой части экзамена отказались, так как в этом случае на 13 сдающих нужно 3 преподавателя - один как собеседник, второй слушает и оценивает, третий оценивает диалог по записи. Однако все понимают, что оценивать знание языка, не слыша, как человек разговаривает на нем, неправильно. Поэтому в ближайшие годы ждут изменений, на ЕГЭ по иностранному снова обещают ввести устную речь.

Воронеж