Что главного происходило с общим образованием в России в последние 20 лет? Происходило неуклонное снижение качества. Средние данные по ЕГЭ (около 50) - свидетельство постепенного превращения страны в абнегистское общество («серое», посредственное). Результаты последнего международного мониторинга PISA старались «не светить»: первое место в мире по 10-летним школьникам и 43-е место по 15-летним (!). То есть в среднюю ступень ребенок входит лучшим в мире, а из девятого класса выходит 43-м!!! А потом около 50 баллов по ЕГЭ (из 100). Как мы знаем, уже понизили зачетную планку ЕГЭ (реально-то уже ниже двойки), начали упрощать КИМы. Этим мы все равно никого, кроме самих себя, не обманем. Наконец, доля тех в обществе, кто не удовлетворен работой школы, неуклонно растет и уже близка к оценке обществом полиции. В целом дела все хуже, но зато выпускные карнавалы все ярче, дороже, уже и с выездами в Европу! Становится похоже на бесовский карнавал у Достоевского.
Думается, что все это сверхсерьезные поводы для поиска мер к изменению ситуации. Одна из таких мер - новые стандарты. Те, что разработаны командой А.М.Кондакова, - это смена парадигмы общего образования, то есть революция. Но революция «с анестезией», допускающая ее постепенное, эволюционное воплощение в течение 10 лет. В чем смысл предлагаемых изменений?
Во-первых, ставится задача не просто выпустить ученика из школы, а выпустить с определенными, предъявляемыми обществу результатами в личностом развитии, в освоении предметных программ, а также в сформированности понимания выпускником метапредметных связей и универсальных учебных действий. Что наглядно может означать «личностное развитие»? Это означает подготовку школой зрелого гражданина, осознающего сначала свою ответственность (за многое), а потом свои права, готового реально воплощать невоплощаемые сегодня принципы Конституции (демократия, гражданское общество, правовое государство и
т. д.), готового к самостоятельному выбору (своего БУПа, своего проекта, своего трека, своих партнеров), готового к самости, к тому, чтобы сбыться, стать, осуществиться, с любовью к «отеческим гробам» и «родному пепелищу», соблюдая достойное поведение. Я готов в отдельной статье рассказать, как это делать, и есть школы, которые это делают, хотя старый стандарт этого не требует. Совсем коротко: выпускник должен отвечать как личность духу и букве Конституции, стать Новым гражданином Новой России. По этому стандарту главное для школы - результат, предъявляемый и ведущий к ответственности школы. Последнее очень важно, ибо мы вместо ответственности умеем писать эффектно бравурные отчеты.
Во-вторых, вводятся требования к структуре основной образовательной программы (ООП). Обязательную часть определяет стандарт. Но другая (очень большая) часть формируется участниками образовательного процесса, то есть учителями, директорами, родителями, местными образовательными властями. Это большой шаг к свободе (как у университета и университетского профессора), но и к огромной ответственности. Те, кто сформирует востребуемое, ожидаемое родителями и учениками, признаваемое успешным содержание, те получают призы. Директора уже знают, какие это призы. Для того чтобы это делать, учитель должен быть предметным экспертом. Директор и завуч должны быть крепко «в материале» о том, что такое деятельностная школа, чтобы помогать, а не надзирать за учителем. Они должны научиться считать варианты использования имеющихся у них ресурсов для получения наилучших результатов, искать, постоянно делать свой выбор.
В-третьих, стандарт вводит в набор требований (не только и не столько к школе) обеспечение и соблюдение условий реализации ООП (кадровых, финансовых и т. д.). Это ставит регионального и муниципального чиновника перед необходимостью искать, находить, выбирать ресурсы и выбирать решения по их эффективному размещению, а не контролировать поурочные планы учителя. Теперь о деятельности чиновника можно будет судить (вчера для этого не было никакого критерия) на основе условий, «добытых» им для школы и переданных ей.
В-четвертых (это самое главное), проект стандарта заменяет саму парадигму школьного образования: на место всеобуча, на место информационно-трансляционной школы стандарт вводит школу деятельностную - теперь уже для старшей ступени. Что это значит? Когда школа начинает обучать, она (учитель) инструктирует ребенка: делай так, читай это, выучи то и т. д. Но уже в «началке» учитель должен внести в ученика «священный огонь» самостоятельного конструирования нужного ему знания из имеющейся у него под рукой информации, а в старшей ступени ученик - мастер такого конструирования. Основная школа дала ему информацию и знание (освоенную информацию) основ по всем предметным полям, навык самостоятельной навигации по этим полям.
Старшая ступень - время самостоятельного выбора индивидуального БУПа, использования предметных навигаторов для самостоятельного поиска и отбора информации из любых источников, для подготовки себя к личной траектории жизни. Это время освоения такой информации и применения полученных знаний в учебном, проектном и исследовательском процессах. Это время освоения более высокого уровня навигации уже по профильным предметным полям, то есть по протоуниверситетским полям. Это время поиска темы индивидуального проекта, осуществления его дизайна и защиты этого дизайна перед классом, а затем реализации проекта - проверки почти выпускника на гражданскую зрелость, на когнитивную способность и креативность, на способность к переживанию, проживанию смыслов, к индивидуальной участности.
Это четыре главных изменения (есть много других). Среди них есть связка идеи духовно-нравственного воспитания и личностного развития через освоение универсальных учебных действий. Это именно связка, ибо универсальные действия (компетенции) - это не только грамотность и счет. Это саморазвитие - главный драйвер всяческого прогресса в любой стране (прогресса общества, экономики, культуры и т. д.). Это сформированное усилие к Другому как равносозданному и равноположенному, выход из своего социального «футляра», из глубокой атомизации общества, успешно осуществленной в XX веке «товарищами». Это со-знание единства Я и Мы, возбудимость к взаимодействию с Другими, с Они, в ходе которого получаешь в себя от Них поток Их социального опыта и культуры, «просеиваешь» его, адаптируешь к себе и присваиваешь. Это приращивает опыт, усложняет культуру школьника, создает навык и жажду социальных взаимодействий, сумма которых и есть общество. Нарастающая сумма - социальное укрепление и усложнение культуры общества; уменьшающаяся сумма - социальная энтропия, путь к хаосу и распаду общества. Это имеет решающее значение для исторических судеб России.
Указанная связка - это способ создания Нового человека и гражданина России. Увы, учительское сообщество не знает точно, в каких-то цифрах, но глубоко чувствует, что с ценностным и гражданским состоянием нашего общества все весьма неблагополучно. Наш выдающийся философ Мераб Мамардашвили еще 20 лет  назад назвал это состояние антропологической катастрофой, считая, что мы «выродились, переродились». Мы молча наблюдаем (находясь как бы в «догражданском» состоянии), как повсюду в стране, вплоть до лесов и мелких бизнесов в поселках, почти все поделено «по-кущевски» и открышовано. Это видит и молодежь, но она уже инфицирована вирусом примитивного утилитаризма, мифом успешности «к утру» и социально тоже атомизирована, самоотчуждена от общественной жизни.
Выбор у нас небольшой - либо смириться с этим (как когда-то смирились с режимами сталинских репрессий или брежневского застоя) и жить в режиме платоновского котлована, либо начать с создания иных свойств у новых поколений, с тем чтобы в стратегической перспективе вырастить другое общество - общество со свойствами, отвечающими духу и букве нашей Конституции, то есть общество без молчунов и коррупционеров, общество желающих жить, требующих жизни в демократическом, правовом государстве, в гражданском состоянии. Да, это долгий путь, но это единственно достойный путь, вести по которому общество должен и может только учитель - в этом его судьба, его предназначение.
Что мне точно не нравится в данном проекте стандарта, так это отсутствие предметной области «Искусства» (Arts). Игнорирование культуры нынешним российским обществом, его элитой и массой - это беда, трагедия, имеющая тяжелейшие перспективы. Вот и созданные правительством 22 экспертные группы, занимающиеся корректировкой стратегии развития России до 2020 года, не нашли культуре места в этой стратегии. Возможно, это страшный сигнал о том, что большинство населения, процентов 80, включая элиту, устраивает сложившаяся ситуация, в которой юные поколения, уже занимающие в мире 43-е место, повзослев, станут 45-ми, а потом 50-ми, 60-ми и т. д. в мире. Но нас - российских педагогов - это вряд ли устроит. Мы точно не хотим, чтобы наши дети стояли по уровню своего развития ниже населения из Верхней Вольты.
Предметная область «Искусства» была золушкой и в советской школе. А что же нужно, учитывая, что уже осуществлена культурная аннексия, захват России массовой американской культурой - культурой нью-йоркского Гарлема? Нужно, чтобы все, что есть в нормальных домах детского творчества (бывших дворцах пионеров, которые, увы, охватывали не более 5% школьников), было бы в каждой школе. Чтобы каждый ребенок получил свою порцию развития для каждого из пяти своих анализаторов, а затем, выбрав свою привязанность, стал бы и сам генератором культурных объектов, артефактов. Есть сотни школ, где это происходит. Тогда мы сможем восстановиться как культурная держава, как это случилось с Индией, где даже натиск такой силы, как Голливуд (перед которой рухнула российская киноиндустрия), получил успешный отпор от национальной контрсилы - Болливуда.
Для меня очевидно то, что принятие этого стандарта - это еще не гарантия того, что он будет реализован. Стандарт - лишь вектор развития, дизайн создания Новой школы. Стандарт - это такой же вектор (намерение добра, а еще не само добро), как и наша Конституция. Ее главные принципы (демократия, гражданское общество) - это вектор, намерение, а Россия сегодняшняя - это пока нечто другое, потому что такова культура ее населения (большинства). Стандарт - это планка, до которой еще нужно дотянуться. Поэтому к стандарту нужны комплементы, дополнения. Прежде всего нужна долгосрочная национальная программа серьезной переподготовки (по основам деятельностной школы) всех зрелых действующих лиц образовательного сообщества - чиновников, школьных администраторов, учителей и, конечно, родителей. С выходным контролем для всех, прошедших через эту программу.
Самостоятельность ученика, проектирование его деятельностного школьного бытия - это путь к постоянному сжатию урочно-классовой системы. Следовательно, в качестве основного средства учета трудозатрат учителя она должна быть заменена. Нельзя профессору в вузе «делать науку» при 750 часах учебной нагрузки. Учитель тоже не может быть предметным экспертом и генератором собственных технологий, если не получит существенный ресурс времени (и не только) для этого. Урок - это творческая мизансцена, которая требует создания «текстов» (сценариев) и репетиций, а перед ними - поиска и отбора информации, ее освоения и т. д. Учитель должен учиться сам и развиваться непрерывно, и это нельзя делать, не имея официально выделенного для этого государством времени - рабочего времени, а не вырванного из досуга.
Директор и завучи тоже не очень-то понимают, что такое аллокация ресурсов. Как, впрочем, и чиновники. Так что учить нужно всех, меняться надо всем, а не писать липовые отчеты о том, что в «моей школе» «Наша новая школа» давно построена. На тему о том, как это все делать, тоже могу предложить некоторые соображения, но в отдельной статье.
Учитель - предметный эксперт теряет огромную часть своей «производительности», если не имеет условий для работы - своего (служебно-личного) РС с быстрым Интернетом, постоянного и срочного доступа к другой оргтехнике, оборудованных классов (особенно классов физики, химии, биологии, ИКТ), библио- и видеотек, гарантированного участия в ежегодных многочисленных профессиональных «тусовках», возможности публикаций для своих творческих работ. Наконец, учительство (как сословие) должно в основном самоуправляться - точно так, как управляется величайшее достижение христианской цивилизации - Гильдия университетской профессуры (академики), а не прессинговаться чиновниками и не способным оправдать свое существование кланом методистов. Проект стандарта возлагает огромную ответственность на учителя и директора (за результат, то есть за новые поколения граждан, за большую часть содержания, за привлечение и аллокацию прирастающих школьных ресурсов). Чиновник должен создавать для школы условия, а не лезть в дела учителей. Результаты учителя и директора должно прежде всего оценивать общество, которое своими представителями обязано участвовать в управлении школой и как заказчик, и как приемщик, и просто как партнер - заинтересованный и любящий.
Есть немало других способов поддержки стандарта, создания условий его выполняемости. Они должны быть частью большой государственной политики по строительству в России общего образования с новой парадигмой и с результатами не ниже того, что давно достигнуто маленькой соседней Финляндией. 43-е место нынешних 15-летних вряд ли превратишь хотя бы в 10-е через 10 лет. Но ведь не создается никаких предпосылок, чтобы удержать падение и не оказаться через 3-4 года уже на 51-м месте. Ведь фактический объект международного мониторинга 15-летних - это уровень мышления, IQ, интеллектуальный уровень, контролируемый через мониторинг качества письменной и устной речи, текстовых математических задач. Проект группы А.М.Кондакова - это обретение надежды. Он собрал много врагов - как среди обманутых, так и среди понимающих, но корыстных. Этот проект - рывок к модели опережающего, а не угасающего или догоняющего развития. Его цели - поколения с растущими уровнями развития мышления и IQ, создание из них эпистемического общества, когорт работников знаниевой экономики и, конечно, формирование общества граждан, то есть тех, кто участвует, а не молчит, кто восстанавливает великую культуру России. Его главная цель - формирование Личности, понятие и бытийность которой в нашей стране отсутствовали практически всегда (в православной ветви христианства тоже).
Для достижения этих целей в последующих итерациях этого проекта нужно усиливать гуманитарную составляющую и предметную область «Искусства». «В школе (советской. - Л.Л.) из года в год разрушалось воспитание и образование духовного начала в человеке, воли и способности к самостоятельным усилиям, то есть гуманитарное образование». («Сознание и цивилизация», СПб, «Азбука», 2011, с. 83). Это слова выдающегося философа Мераба Мамардашвили. Фактическое отсутствие гуманитарного образования в школе (в вузах тоже) - одна из главных причин того, что Конституция России - лишь намерение о принципах, а не воплощение и инфорсмент. Для толчка в развитии региона, как сказал один из политиков прошлого, нужно построить аэропорт и университет. Для преобразования страны нужно создать пусть постепенно, но совершенно новую систему общего образования, которая «производит» новые поколения, то есть преобразуемый народ. Не случайно поэтому Мамардашвили считал, что «по авторитету статус школьного учителя должен быть близок к божественному». Преобразование - дело сакральное, подлинная миссия для Учителя.
Стандарт - это существо того или иного педагогического мировоззрения, стратегическая рамка основных идей. Все последние месяцы я наблюдал, как высоко подлинные профессионалы оценивали то, что сделано группой А.М.Кондакова. Они видели, что проект этой группы глубоко укоренен в выдающиеся, но, увы, невостребованные (в России, а не на Западе) идеи отечественных ученых - Г.Г.Шпета,
А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и других. Вместе с тем этот стандарт вобрал в себя последние идеи Learning Studies - возникшей 40 лет назад науки об обучении ребенка через его собственные деятельностные усилия. Помимо идей упомянутых российских ученых эта наука вобрала в себя последние достижения философии, социологии и новейшей психологии образования. Мы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить преподавательский и административный корпус нашей школы основами этих знаний - знаний о деятельностной школе и деятельностной психологии.
Мы должны отказаться от главного критерия по-прежнему действующей системы всеобуча - трансляции заданного (немереного, неусваиваемого, даже во многих частях бессмысленного) объема информации, которая из-за своей огромности не понимается и не осваивается, то есть не превращается в знание. Объем - устная трансляция - зубрежка - 43-е место: все это унаследованное нами проклятие. Не утопия освоения накопленного «айсберга» человеческой культуры и знания, а самореализация Личности в этой культуре и в этом знании. В этом суть данного стандарта, суть педагогического мировоззрения, и не только его авторов, но и педагогов, директоров сотен и сотен школ, где деятельностная парадигма уже несколько лет реализуется де-факто.
Научить школьника его личному, самостоятельному диалогу с культурой человечества, со знанием человечества, с «человеками» - в этом миссия школы эпохи знаниевой экономики и знаниевого общества. Именно она отвечает задачам наступившей в мире новой эпохи - эпохи «непосредственной социальности» (К.Маркс), в которой человек перестает быть звеном конвейера, сидельцем на офисном стуле в иерархической структуре. Он становится творческой личностью, интеллектуально-духовной субстанцией, творящей окружающий его мир и творящей себя. Это не утопия, это уже происходящее событие. Более 30% респондентов в англосаксонских и скандинавских странах между целями дохода и досуга главным выбирают досуг - время этого самого диалога личности с Культурой. Россия в последние 20 лет не догоняла, а продолжала отставать от этих стран. Да и экономическая основа этого события расширяется постоянно: если в развитом мире в начале XX века человек работал в среднем 3600-3700 часов в год, то сегодня уже 1700-1800 часов.
Обсуждаемый проект стандарта - сумма идей о решительном повороте российской школы на этот путь. Его реализация приведет к изменению качества населения, оставит в истории те его свойства (монологизм, иждивенчество, негражданственность, ленивость, симпатии к криминалу, нулевое оценивание чужой жизни и т. д.), которые сегодня держат его в ловушке чужой, примитивной массовой культуры, не дает реализоваться ни механизмам демократии, ни принципам гражданского общества и правового государства. Эти свойства - основа того, как огромная часть нашего общества (мы ведь знаем КАК) относится к Культуре, к Знанию, да и к Школе (к Учителю), а сегодня уже и к государству. Уверен, что спасителем этого общества обречен быть Учитель.

​Лев ЛЮБИМОВ, заместитель научного руководителя НИУ - ВШЭ