В дно из наиболее важных направлений в деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации - обеспечение безопасности как сотрудников Центрального аппарата и российских заграничных учреждений и членов их семей при возникновении различных угроз, связанных с их служебной деятельностью, так и сотрудников подведомственных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе это МГИМО, Дипломатическая академия и колледж.
Необходимость рассмотрения подхода к решению проблемы безопасности учебных заведений как системы адекватного реагирования на комплекс угроз четко сформулирована в статье 3 Закона «О безопасности», определяющей: «Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности».
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, основными функциями системы безопасности, создаваемой в учебных заведениях. Это:
    Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности.
    Осуществление комплекса мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз.
    Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности.
    Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
    Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Угрозы безопасности учебного заведения можно поделить на две категории. Первая - это угроза личности, включая нападение, оскорбление действием, похищение, взятие заложников, несчастный случай и стихийное бедствие, которые могут нанести физический или моральный вред учащимся, преподавателям и сотрудникам. Ко второй категории относятся угрозы, связанные с ущербом имуществу и собственности (вандализм, кражи, другие преступления, наносящие ущерб имуществу и личным вещам учащихся). Несомненно, первостепенное внимание необходимо уделять безопасности людей.
Большие площади охраняемых территорий со зданиями различного назначения, а также наличие дорогостоящего оборудования предполагают многоуровневую систему защиты. При этом нужно принимать во внимание то, что учебные заведения, несмотря на острую потребность в защите студенческих городков, традиционно придерживаются достаточно свободных правил доступа и проживания.
Специфика охраны учебного заведения состоит в некоторой педагогической составляющей в общем объеме той работы, которую обычно исполняют охранники, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. От сотрудника, охраняющего образовательное учреждение, помимо традиционной опрятности в одежде, вежливости, бдительности, умения быстро ориентироваться в сложной обстановке и четко действовать в экстренных случаях требуются также особый такт, коммуникабельность (и умение при этом держать дистанцию), знание психологии. Наши вузы во многом - это особый мир со своими социально-психологическими законами, что вносит соответствующие коррективы при разработке концепции безопасности учебного заведения. Например, к этим проблемам можно отнести внутривузовскую преступность (в том числе воровство и вымогательство), хулиганство, порчу имущества, проблему распространения наркотиков.
Вместе с тем вузы - это еще и объекты охраны с традиционными задачами. Это прежде всего обеспечение контрольно-пропускного режима (в соответствии с правилами, установленными внутренним распорядком учебного заведения), охрана личного имущества учащихся и преподавателей, охрана имущества, находящегося на балансе учебного заведения. Поскольку образовательное учреждение чаще всего место одновременного пребывания большого количества людей, к задачам, выполняемым сотрудниками охраны, относится и охрана массовых мероприятий.
Имеющиеся в нашем распоряжении средства и методы охраны учебных заведений проверены временем и практикой. Это технические средства охраны, в том числе система контроля и управления доступа (СКУД), позволяющая в круглосуточном режиме следить за передвижением персонала, учащихся и посетителей, пресекать несанкционированный доступ (дополнительные преимущества использования интегрированной системы безопасности дали возможность учета посещаемости и рабочего времени); арочный металлодетектор, охранно-пожарная сигнализация, элементы ограждения периметра здания и прилегающей территории, внутренняя и внешняя системы видеонаблюдения, средства оповещения. Учебные заведения находятся в режиме круглосуточной охраны и постоянного контакта с целью организации взаимодействия и оказания помощи в экстренных случаях.
Важную роль в процессе охраны учебного заведения играет комплекс таких профилактических мер, как проведение совместных учебных занятий по основам безопасности жизни учащихся, организация тренировочных мероприятий по обработке действий студентов и преподавательского состава вузов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (учебной тревоги). В целом охрана учебных заведений стала не только актуальной общественной задачей, но и важнейшей обязанностью руководства министерства и образовательного учреждения. Привлекаемому на конкурсной основе частному охранному предприятию необходимо решать проблемы непосредственно охраны и безопасности учебных заведений, выполняя эту задачу на высоком профессиональном уровне.
В последнее время вызывает большую озабоченность невозможность делать качественный отбор среди привлекаемых для обеспечения безопасности вузов частных охранных предприятий. Это вызвано нормами Федерального закона №94, который регламентирует порядок проведения электронных торгов и предполагает брать за основу ценовую политику предоставляемых услуг, а не их качество и квалификацию сотрудников ЧОП. Принимая во внимание, что в учебных заведениях МИД России проходят обучение иностранные и российские граждане - будущие сотрудники внешнеполитических ведомств своих стран, там регулярно проводят мероприятия международного характера с участием российских и зарубежных государственных деятелей, мы полагаем, что необходимо предъявлять повышенные требования к подготовке сотрудников охраны. Как представляется, речь может идти о предыдущем опыте работы в правоохранительных органах или силовых ведомствах. Целесообразно во взаимодействии с заинтересованными структурами выработать соответствующие дополнения к 94-му Федеральному закону, которые позволяли бы в качестве обязательного для участников торгов требования наличие у охранных предприятий лицензии ФСБ, что необходимо закрепить на законодательно уровне.
Необходимо признать, что полностью предотвратить вспышки насилия в учебных заведениях невозможно - это не под силу ни администрации, ни охране, однако ответственные лица обязаны извлечь уроки из происшествий и найти эффектные решения, чтобы защитить учебные заведения от насилия, терроризма, криминальных проявлений.
Современный мир диктует свои жесткие условия, поэтому старые подходы к вопросам безопасности уже не работают. Угроз с каждым днем становится все больше, угнаться за ними, применяя отдельные методы, не представляется возможным. Таким образом, создание эффективных систем безопасности учебных заведений не может базироваться на довольно часто применяемом на практике принципе разумной достаточности, а требует комплексного подхода, предусмотренного федеральной целевой программой.

Владимир НЕЧАЕВ, заместитель директора Департамента кадров МИД РФ