Удивительная мысль пришла мне тогда в голову: я не могу воспитать личность каждого подростка, но могу создать пространство, в которой личность будет развиваться.

Человек не выбирает, в какую эпоху жить, - время предъявляет требования к своим героям. Как правило, эти требования обращены к молодежи, ведь за подрастающим поколением будущее. В складывающейся ситуации на учителя возлагается очень ответственная миссия: именно он выполняет своеобразный заказ времени - готовит нужного стране выпускника - способного творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Подтверждение тому - идея конкурса «Учитель года-2011»: «В подвижничестве учителя - будущее России».
За 2 года работы в школе я сделала некоторые педагогические открытия, которые произошли благодаря изучению опыта моих коллег, педагогов, психологов и, конечно, хобби - театру и спортивному туризму. Мои хобби помогли найти новые методы для формирования у учащихся способности разрешать проблемные ситуации, креативно мыслить, проявляя инициативность и уверенность в себе. Анализ ситуации в современной школе позволил мне выявить ключевые проблемы в среде подростков:
    преобладание общения подростков в социальных сетях, в мире виртуальных игр над непосредственным общением;
    низкая мотивация учащихся к учебе;
    несформированность умений учащихся находить решение в нестандартных ситуациях;
    безынициативность учащихся на уроках, во внеурочное время;
    низкий культурный уровень учащихся, отсутствие широкого кругозора.
Трудно переоценить роль увлечений в жизни человека. Для меня это не только источники вдохновения, но и подспорье в профессиональной деятельности. Так, увлечение театром началось в детстве с участия в постановках дворового театра. После него был студенческий театр «На Воскресенском» в городе Калуге. Сегодня театр не утратил для меня своей значимости, напротив, его роль становится все более ощутимой. Я пробую себя руководителем школьной театральной мастерской, в которой занимаются учащиеся 5-11-х классов. Посещение театральных спектаклей стало излюбленным способом проведения досуга моих учеников.
Известно, что походы с учениками в театр - это практика многих учителей, особенно это касается просмотра программных спектаклей. «Культурный голод», не ощущаемый учащимися, но ставший их глобальной проблемой, частично решают организованные учителем просмотры театральных спектаклей. Необходимость в создании методики организации посещения театральных спектаклей возникла, когда однажды в театре я столкнулась с проблемной ситуацией: ученик не знал, на какой спектакль пришел, и вообще плохо отдавал себе отчет о происходящем с ним. Именно там, в театре, задалась вопросом: как не превратить поход в театр в мероприятие для галочки? В своем проекте я предлагаю разработанный мной план организации посещения театральных спектаклей, благодаря которому театр постепенно становится хобби учеников, а коллективный анализ просмотренных представлений помогает им в процессе становления личности, формулировании собственной позиции, развития мышления.
Ответственность за выбор спектакля лежит на учителе, особенно если практика посещения театральных спектаклей только начинает внедряться в учебно-воспитательный процесс.
Во-первых, при выборе постановки я не всегда ориентируюсь на спектакли, поставленные по произведениям, изучающимся в школьном курсе. Это объясняю тем, что поход в театр - это не всегда способ облегчить изучение литературы, а еще и попытка сделать этот процесс содержательным, интересным. При этом нельзя не учитывать то, что некоторые спектакли, например «Горе от ума» (театр «Современник»), «Ревизор» (театр им. В.Маяковского), «А зори здесь тихие...» (РАМТ), достойны того, чтобы их смотреть до или после изучения программных произведений. Эти (и некоторые другие) спектакли показаны на сцене в авторском (порой очень смелом) прочтении. Просмотр такого спектакля позволяет учащимся осознать, что произведение может быть истолковано неоднозначно, понято с различных позиций. Смелые постановки раскрепощают мышление учащихся, ведь, увидев на сцене Чацкого ХХI века, они перестают воспринимать его «героем из старой книжки». Персонаж становится символом, оживает, будто призывает современных подростков к диалогу: «А сегодня судьи кто?» При выборе спектакля я рассчитываю на то, что спектакль поставит перед подростком проблемы философского характера. Я убеждена, что развитие личности подростка невозможно без постановки перед ним вечных вопросов. Театр ставит эти вопросы не так, как учитель на уроке, а опосредованно - через погружение подростка в мир творчества, и при этом очень ярко, образно.
В своем проекте я предлагаю театры, посещение спектаклей которых не только произведет на учащихся сильное эмоциональное впечатление, поразит неординарностью режиссерских ходов, игрой актеров, но и поставит перед ними очень сложные, важные вопросы, поиск ответов на которые способствует становлению цельной личности учащегося.

Во-вторых, при выборе спектакля я осознаю, что он должен быть таким, чтобы современный подросток не предпочел модный фильм, общение ВКонтакте или в «Одноклассниках» походу в театр. В своем проекте я предлагаю некоторые приемы, позволяющие приобщить современного подростка к миру театрального искусства. Важно, что это общение не самоцель - посредством включения подростка в культурное пространство осуществляется его нравственное, гражданское, эстетическое воспитание.

Проектное решение
Вариант №1
В классе или в группе учащихся произошел конфликт, разрешение которого оказалось непростым: подключились учителя, родители, психологи. Спустя небольшое количество времени учитель находит в репертуаре спектакль, в котором поднимется проблема, близкая той, что недавно случилась в жизни подростков. Учитель, рассказывая о существовании такого спектакля, заинтересовывает учащихся в его просмотре. Ведь им небезразлично то, что происходило с ними, волновало их, может быть, мучило. Тем более им важно увидеть, как другие люди разрешили проблемную ситуацию. Важно, что посещение такого спектакля невольно заставит пережить прошлые ощущения, переосмыслить ошибки, проанализировать свои поступки - не это ли залог успеха формирования личности?!

Вариант №2
В кинопрокате пользуется популярностью фильм. Учащиеся смотрят его, делятся впечатлениями с одноклассниками, учителем. Учитель в свою очередь предлагает обсудить фильм на уроке или классном часе для выхода на качественно новый уровень понимания проблем, обозначенных в фильме. В качестве варианта предлагается посещение театрального спектакля, где, например, играет актер, заинтересовавший учащихся ролью в фильме.

Вариант №3
Во многих уголках Москвы есть замечательные кафе с интересным интерьером, душевной атмосферой... Современные подростки любят проводить время за чашкой чая или капучино, разговаривая на интересующие их темы. Учитель, осознавая предпочтения проведения досуга своих учеников, предлагает коллективно пойти в кафе с последующим посещением театра, мотивацией может послужить и прогулка по близлежащему с театром парку, скверу, бульвару.
Однажды в театре я сделала педагогическое открытие - заметила неслучайную связь работы режиссера и актеров театра с деятельностью учителя на уроке.
Проектное решение
Учитель, подобно режиссеру, продумывает, придумывает урок, приходит в класс, чтобы из пассивных зрителей превратить учеников в актеров. Это не означает, что я превращаю урок в игру, увеселительное мероприятие. Напротив, будучи «режиссером», я создаю рабочую атмосферу, наполняя ее творчеством.
Каким образом это происходит?
Я создаю учебные ситуации, позволяющие понять детям, что есть знания, которыми они не владеют, а владеть им необходимо. Таким образом, повышается мотивация учащихся, просыпается интерес к деятельности. Предлагаю ученикам включиться в деятельность, сыграв, к примеру, роль литературных критиков, корректоров, ученых, учителей или даже нерадивых учеников. На уроках литературы я считаю очень эффективным методом инсценирование сказок, басен, пьес. Такая форма работы на уроке позволяет не только развивать речь учащихся, воспитывать в них любовь к прекрасному, но и более глубоко постигать смысл художественных текстов. Прочувствованный, разыгранный текст приобретает значимость для ученика, анализ происходит более осмысленно, с интересом. При этом я не нарушаю закон: учитель - не главное действующее лицо на сцене. Учитель задает тон, создает механизм деятельности, управляет процессом, включая в деятельность каждого ребенка, даже сидящего за последней партой, равно как и в театре: там не пренебрегают сидящими на галерке. Таким образом, мои уроки становятся своеобразной театральной сценой, на которой происходит действие, создается атмосфера творчества, дети не пассивно получают знания, а открывают его для себя в процессе разрешения проблемных ситуаций, диспутов. Наиболее приемлемые формы уроков для реализации целей проекта: ролевая игра, урок-диспут, урок-конференция, урок-экскурсия.
Речь человека - показатель его культуры. От умения высказать мнение, ответить на экзамене, пройти собеседование во многом зависит успешность человека. Одна из моих профессиональных целей - воспитание успешных учеников.
Когда посещение театральных спектаклей увлекло моих учеников, нужен был новый шаг в мир творчества. Так начала обрастать плотью идея создания театральной мастерской. Вспомнилась чайка Ричарда Баха, которая почувствовала крылья, научилась летать, достигла вершин мастерства полета, обрела внутреннюю свободу и единомышленников. Образ чайки - внутренне свободной, интересной, притягательной - стал символом нашей мастерской импровизаций.
На первом этапе работы в мастерской импровизаций мои воспитанники работают с текстами, изучают их, стараются понять, связывают их со своей жизнью, понимают. Эта работа позволяет им чувствовать себя успешными, они становятся уверенными в себе, в своих силах, раскрепощенными, чувствуют крылья.
На следующем этапе каждый подросток исследует текст, открывает в нем свои смыслы. Ребятам можно переделывать текст, превращать рассказ в пьесу, сокращать, расширять, импровизировать. Они становятся творцами, так совершенствуется полет.
На третьем этапе мы обсуждаем оригинальные идеи, создаем собственные тексты, разыгрываем их. Подростки превращаются в режиссеров, продюсеров, актеров, декораторов. Именно на этом этапе подросток делает самый значительный шаг в развитии личности. Он становится интересным для других. Его энтузиазм, творчество, бьющее изнутри, внутренняя свобода призывают к полету сверстников. Чайке это под силу.
Театральная мастерская, которой я руковожу, - это не только кружок, где с удовольствием постигают основы ораторского мастерства мои ученики. Впоследствии это помогает им блестяще читать художественные тексты на уроках, а также на различных фестивалях, конкурсах. Безусловно, общение во внеурочное время, атмосфера творчества сплачивают коллектив, формируются лидерские качества, при этом дети учатся слушать и слышать друг друга, становятся толерантнее. Теперь я смело провожу уроки в группах, не боясь того, что дети не смогут сработаться. Театральная мастерская становится пространством школы, где творчество создают сами ученики. Важно, что в мастерской у меня есть возможность интерпретировать текст и формировать умение учащихся его понимать. Таким образом, у учащихся формируется культура понимания текста, ведь, разыгранный, он становится частью их жизни.