Позитивное отношение к себе отражает позитивную Я-концепцию, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности; синонимы негативного отношения к себе - негативная Я-концепция, негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции.
Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта, опыта общения с другими детьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Уже в три-четыре года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий без помощи со стороны окружающих, лишь на основе индивидуального опыта. Правда, представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью; они могут игнорироваться под влиянием оценочных воздействий взрослого, но по мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, в пять - семь лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются его личным опытом.
Позитивное представление ребенка о себе самом становится важным психологическим образованием, влияющим на успешную адаптацию ребенка в обществе, эффективное освоение новых видов деятельности. Мы поставили цель - изучить формирование Я-концепции детей старшего дошкольного возраста и определить специфику ее развития в рамках данного возрастного периода. В исследовании приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста из старших и подготовительных групп детского сада №2706 Зеленоградского округа.
Для изучения представлений детей старшего дошкольного возраста о себе мы использовали следующие методики: шкалы Т.Дембо, лесенка Г.Щур, методика «Автопортрет».
Первая методика, которую мы провели с детьми, была методика по шкалам Т.Дембо, состоящая из двух частей: беседы и работы со шкалами. Ребенку задавали вопросы: «Каким бы ты хотел быть?», «Каким бы ты не хотел быть?», «Какой ты?».
Мы получили такие ответы детей на вопрос «Каким бы ты хотел быть?» - чаще всего дети старшего дошкольного возраста хотят быть добрыми (42,5%), красивыми (40%), умными (33,7%).
Анализ ответов детей позволил нам распределить все качества по четырем категориям: внешность, интеллект, поведение, эмоциональное состояние. Опираясь на эти категории, можно сказать, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимы качества, относящиеся к таким категориям, как поведение, внешность и интеллект.
В ответах детей на вопрос «Каким бы ты хотел быть?» иногда встречались образы взрослых и сверстников. Таким образом, дети хотят быть похожими как на взрослых, так и на сверстников. Чаще всего дети не хотят быть злыми, плохими и жадными.
Мы выявили, что для детей старших и подготовительных групп важно не быть злыми. Об этом большая часть детей говорила в первую очередь. Можно предположить, что это связано с критикой сверстников и запретами взрослых. Например, в своих высказываниях дети сообщали, что не хотят дружить со своим товарищем из группы, так как он злой. Мы выявили также, что дети из подготовительной группы не хотят быть драчунами (7 детей), это может быть связано с тем, что в этом возрасте дети начинают оценивать и контролировать свое поведение, не хотят драться, чтобы не быть наказанными взрослыми. Например, дети подготовительной группы №9 чаще всего не хотели быть похожими на Диму Е., потому что он часто дерется, обзывается.
Анализ ответов детей старшего дошкольного возраста показал, что для них наиболее актуальна категория добра и зла (дети хотят быть добрыми и не хотят быть злыми), которая очень часто отражается в детской литературе, в речи взрослых, а также в общении со сверстниками.
Отвечая на вопрос «Какой ты?», чаще всего дети называли такие качества, как ум (27,5%), красота (26,2%) и доброта (20%).
Если сравнить ответы детей 5-6 и 6-7 лет на вопрос «Каким ты хочешь быть?», то выясняется, что на протяжении старшего дошкольного возраста у них меняется ценность такого качества, как умный. Если у детей 5-6 лет это качество занимает 3-е ранговое место, то у детей 6-7-летнего возраста (которым скоро идти в школу) это качество становится самым ценным и занимает первое ранговое место.
На первом месте в Я-реальном для детей 5-6-летнего возраста стоят качества, относящиеся к поведению. На втором месте по важности стоит внешность и только на третьем - интеллектуальные качества. Мы также вывели изменения в Я-реальном у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 5-6 лет. Для детей 6-7 лет на первом месте в Я-реальном стоят ум и внешность (30% и 30%), на втором месте - доброта (11% детей), на третьем месте по важности стоит такое качество, как смелость.
Таким образом, мы выявили, что у детей старшей и подготовительной группы в Я-идеальном и Я-реальном совпадают качества по значимости, и такое качество, как умный, становится более значимым.
Во второй части методики детям были предложены шкалы Дембо с такими характеристиками, как «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый».
Все дети 5-6 лет присуждают себе максимально высокие баллы по всем шкалам или практически по всем, что пока еще свидетельствует о неразвитой способности к самооценке. Но для данного возраста это норма. У некоторых детей 6-7 лет возникает дифференцированное отношение к своим качествам и их оценивание с учетом своих успехов.
Следующая методика, которую мы провели, была методика «Лесенка». Дети оценивали себя по семибалльной шкале - от самых плохих и до самых хороших. Мы задавали следующие вопросы:
    На какую ступеньку ты себя поставишь?
    На какую ступеньку тебя поставит твоя мама?
    На какую ступеньку тебя поставят дети твоей группы?
По результатам методики «Лесенка» было выявлено, что у 41% детей старшего дошкольного возраста адекватная самооценка, у 21% - завышенная самооценка, у 20% - заниженная самооценка, 18% имеют неадекватно завышенную самооценку. Таким образом, можно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает адекватная самооценка.
Сопоставление оценок детьми своего образа с точки зрения мамы, сверстника и самого ребенка позволило нам выявить, что дети считают: лучше всего к ним относится мама, а наиболее критичны к ним сверстники. Именно с точки зрения сверстников, оценка самого себя наиболее дифференцированна и критична, это говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте в развитии самооценки большую роль играют сверстники и общение с ними.
Для изучения сформированности положительного представления детей о себе мы использовали методику «Автопортрет». На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы разработали критерии анализа детских рисунков, позволяющие выявить представление детей о себе. Среди разработанных критериев величина рисунка, конкретизация образа, преобладание темных, ярких цветов, впечатление от рисунка, проявление агрессивных признаков, тревожности.
У детей 6-7 лет выражено ощущение собственной значимости (55% детей 5-6 лет и 83% детей 6-7 лет), что говорит нам о том, что у детей уже сформировано представление о себе как о будущих учениках (скоро идти в школу). Также для детей 6-7-летнего возраста характерна более высокая конкретизация деталей (30% детей 5-6 лет и 55% детей 6-7 лет), что говорит о большей сформированности своего образа. У большинства детей старшего дошкольного возраста позитивное отношение к своему образу.
Мы выявили тенденцию к более позитивному восприятию себя и своего образа у детей 6-7 лет (преобладание цветов, впечатление от рисунка). Таким образом, по результатам диагностики у детей 6-7 лет по таким критериям, как величина, конкретизированность рисунка, преобладание цвета, впечатление от рисунка, результаты лучше, чем у детей 5-6 лет, то есть их Я-концепция сформирована в большей степени. По таким критериям, как агрессивность и тревожность, не выявлено значимых различий.
На основе результатов диагностики Я-концепции детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
- Дети старшего дошкольного возраста в описании своего образа чаще всего используют качества, относящиеся к поведению.
- На протяжении старшего дошкольного возраста в представлении о себе меняется значимость такого качества, как умный; ум начинает занимать у детей 6-7 лет первое место. Дети подготовительных групп по сравнению с детьми старших групп чаще хотят быть умными.
- Более всего дети старшего дошкольного возраста не хотят быть злыми. Это говорит о возможных запретах со стороны взрослых на проявление злости и критических замечаний со стороны сверстников.
- У детей 6-7 лет по сравнению с детьми 5-6-летнего возраста самооценка становится более адекватной и дифференцированной.
- На первое место в старшем дошкольном возрасте по влиянию на формирование Я-концепции детей становятся сверстники, так как оценка себя с точки зрения сверстников наиболее дифференцирована и адекватна.
- У детей 6-7 лет по сравнению с детьми 5-6 лет Я-концепция включает в себя ощущение собственной значимости, позитивное отношение к себе, более высокую ориентацию в своих возможностях, что может говорить о сформированном представлении о себе как о будущем ученике, ощущение собственной значимости в предстоящем выполнении новой социальной роли.

Советы родителям

Интеллект ребенка станет расти прямо на глазах, если родители будут:
    играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
    привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
    предъявлять систему запретов, напоминать ребенку правила, которые ему сообщили;
    не стремиться сразу удовлетворять все потребности ребенка.

Для развития обучаемости родители должны:
    чаще задавать ребенку вопросы;
    разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорить ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
    на прогулке задавать задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорить ребенку о том, что ждете его;
    не бросать начатое дело, доводить его до конца;
    обсуждать с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

Как отвечать на детские вопросы?
Дети, часто задавая взрослым вопросы: почему, зачем, как, - ждут на них готовых ответов. Но важно помнить, что познавательное развитие ребенка будет не тогда, когда вы сразу же попытаетесь дать «вразумительный» ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос и решите, как и когда ответить.
    Не спешите отвечать на заданный вопрос, даже если вы знаете ответ на него. Спросите у ребенка, что он сам думает об этом. После ответа ребенка выскажите свое предположение по этому вопросу.
    Ваши предположения могли совпасть. Но ведь это не значит, что вы нашли ответ на вопрос. Следовательно, стоит узнать еще у кого-нибудь: родственников, друзей. Чтобы не запутаться, можно сфотографировать или нарисовать портрет отвечающего и записать его ответ.
    Ответов много, но нужен один! Предложите ребенку сделать выбор. Обязательно зафиксируйте, чей ответ выбран.
    Кажется, что цель достигнута - ребенок получил ответ на вопрос. Но ответ необходимо проверить. Вы спросите: как?
    Не спешите показать ребенку, где можно найти правильный ответ. Спросите для начала его об этом. Если вы видите, что ваш вопрос вызывает затруднение, расскажите, при помощи чего можно узнать, правильный ли ответ выбрал ребенок: энциклопедии, Интернет и т. д. Огромная просьба: не останавливайтесь только на Интернете. Если мы хотим, чтобы наши дети росли образованными, думающими, познавательно активными, стоит адресовать их к книгам.
    В какой книге и как искать информацию - надо показывать и рассказывать. Как правило, дети еще не умеют читать, а если умеют, мелкий шрифт в содержании познавательных книг прочитать сложно, поэтому необходима помощь взрослых.
    Если родители вместе с детьми нашли ответ на вопрос, нужно сравнить его с тем ответом, который был выбран. Если ответы оказались одинаковыми, надо помочь сделать пометку об этом. Если нет - записать правильный ответ, проговорить его еще раз.
    Нужно спросить у ребенка, где и с кем он может поделиться полученной информацией, предложить оформить все этапы совместной деятельности в альбом - это будет настоящий проект.
    Если ребенок ходит в детский сад, пусть он принесет проект в группу, поделится с друзьями и взрослыми новой информацией - это будет его первая презентация.

Все это важная подготовка к школе:
- Выполняя домашние задания, дети смогут ориентироваться в потоке информации, поиске ответов не только на поставленные учителем вопросы, но и на свои собственные. К родителям они будут обращаться в тех случаях, когда самим справиться сложно.
- Страх перед выходом к доске будет минимальным. Ведь, освоив навыки презентации своих проектов, выйти к доске и рассказать выученный урок перед одноклассниками ребенку не составит труда.
- Ребенок обязательно найдет себе друзей, поскольку он знает много интересного и готов этим поделиться, не стесняется задавать вопросы о том, что его заинтересовало.

Задача родителей в поддержке ребенка:
    не быть излишне критичными;
    не критиковать, не ругать ребенка громко, при всех;
    не сравнивать достижения ребенка с результатами деятельности сверстников;
    оказывать ребенку помощь, не отказывать в просьбах, но и не мешать проявлениям самостоятельности;
    не ограничивать его общение со сверстниками;
    если ребенок часто болеет, пропускает детский сад - находить возможности для организации его встреч с друзьями в выходные дни;
    помогать ребенку приобретать новых друзей во время летнего отдыха.

В 5-6 лет начинает складываться детская личность, развивается важнейшая личностная черта - нравственность. Он начинает понимать моральные нормы: не драться, слушаться, дружить, принимать в игру, угощать, помогать младшим, не обзываться, не врать и т. д.
Важно помнить, что овладение и применение в общении со сверстниками моральных норм и правил определяет статусное положение ребенка. Для этого родители должны как можно больше общаться со своим ребенком, стараться подавать хороший пример, создавать благоприятную атмосферу в семье, завести и поддерживать семейные традиции, укреплять семейное единство.

Л.КИСКИНА, воспитатель подготовительной группы детского сада №2706