В настоящее время большое внимание уделяется пищевой отрасли химического производства: пищевые красители, консерванты, стабилизаторы. Кто как не я должен донести до учащихся эту информацию? Как заинтересовать учащихся, как повысить их интерес? Заострять внимание на уроках на тех объектах, которые их постоянно окружают и о которых знают все? Так почему бы не дополнять уроки химии информацией о продуктах питания, о тех тайнах, которые хранит сейчас в себе искусство кулинарии?
Международная организация ЮНЕСКО объявила 2011 год Годом химии. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество осознает важную роль химической науки в развитии человеческой цивилизации на современном этапе и в будущем. Химия может сыграть если не ключевую, то очень значительную роль в решении глобальных проблем человечества - сохранении окружающей среды и продовольственной проблемы, а также открыть огромные возможности в развитии новых технологий, в том числе нанотехнологий.
В нашей стране 2011 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни. Реализуя эти направления на уроках химии и во внеурочной работе по предмету, очень актуально вести разговор о здоровом питании как неотъемлемой части здорового образа жизни.
Предлагаемая мною программа не что-то совершенно новое, и ранее применялись такие подходы, однако новизна ее состоит в стремлении изучать традиционный школьный предмет, опираясь прежде всего на личный опыт и личный интерес не только учащихся, но и учителя. Для учащихся химия перестает быть сухой отвлеченной наукой и становится непосредственной частью их повседневной жизни, а для меня, как учителя, использование моего хобби - кулинарии - позволяет более эффективно реализоваться в профессиональной деятельности.
Я уверена: если учащиеся смогут найти применение своим знаниям в повседневной жизни, то повысится осознанность и эффективность образовательного процесса при изучении химии.
Чтобы вызвать интерес к своему предмету, уже на первых уроках я раскрываю перед учащимися многообразие химии как науки и заостряю внимание детей на ее значении в практической деятельности и повседневной жизни. Развитию познавательного интереса в изучении химии способствует технология витагенного обучения - обучения, основанного на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Что же еще, как не мое хобби, может позволить актуализировать жизненный опыт учащихся? Продукты питания, которые лежат в основе искусства кулинарии, - объекты, которые окружают детей с самого рождения. Почему бы не вызвать интерес учащихся к предмету, опираясь на их знания о продуктах, показать, что химия нас сопровождает везде, что знания из этой области могут быть применимы?
В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не только к Знанию, но и к Незнанию. «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил Сократ. Опора на жизненный опыт учащихся и учителей дает возможность реализовать персонально личностный подход, то есть осуществить обучение не только личности, но и индивидуальности, персоны, свести витагенные знания со знаниями образовательными. Между ними практически всегда существуют расхождения, неизбежные между научными и житейскими представлениями человека. Образовательная задача учителя - диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, показать образовательную ценность жизненного опыта учащихся.
Суть приема стратовой актуализации жизненного опыта учащихся в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Прием позволяет определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создает психологическую установку на получение новой информации, дает возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций. Технология использования такого приема связана с  несколькими возможными формами организации деятельности учащихся. Среди них:
    прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о...?»;
    постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации, например: «Вы знаете, что если в чай добавить дольку лимона, то окраска станет бледнее. Почему?»;
    опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания, например: «Зачем мне нужна химия?». В дальнейшем при опоре на такие письменные работы выясняется степень их осведомленности по конкретной теме.
Эффективность приема обеспечивается тремя основными условиями:
    содержание задачи актуализации жизненного опыта должно соответствовать возрастным возможностям учащихся;
    форма актуализации также должна учитывать возрастные возможности детей;
    любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу.
Еще один из применяемых приемов - это прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача - дополнить и насытить ее содержанием, опираясь на ваш жизненный опыт». Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Стимулирующий фактор для учителя в использовании этого приема - надежда на быстрое и качественное решение конкретной образовательной задачи. Например, при изучении темы «Кислоты» дети получили задание написать сочинение «Кислоты в нашей жизни». Оказалось, что степень их осведомленности в этом вопросе весьма велика. Многие из них знают названия кислот, их применение в различных областях. В одном из сочинений учащихся 8-го класса было описано применение серной кислоты в аккумуляторах автомобилей, многие писали об уксусной и лимонной кислоте, их применении в пищевой промышленности, встречались работы, где речь шла о соляной кислоте - желудочном соке нашего организма.
Творческий потенциал наших детей поистине огромен.
Благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. При этом не стоит забывать о 10 секретах, которые должны стать основными для реализации здоровьесберегающей технологии. Они были вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета. Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение. Секреты чудом сохранились - вот они.
    Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Можно назвать это добрым началом, можно говорить об идее добра, которая должна пронизывать все свершения. И доброжелательность, и добродушие, и добросердечность - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро».
    Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих), но не манипулируя, а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи позитивной и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками.
    Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, в повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Должно сформироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
    Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умении заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
    Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов. Оценка дела рук своих не может быть объективной даже при самых благих намерениях - психология вносит свои коррективы.
    Секрет технологичности в том, что создание работающей технологии из огромного числа различных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета.
    Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати.
    Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года (с перспективой на 5-7 лет).
    Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит в стимулировании участников.
    Секрет истинности состоит в соответствии результатов законам природы и мироздания. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, будучи критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией с предвкушением обязательного успеха.
Наша задача - собрав воедино все 10 секретов, донести до учащихся знания о здоровом питании как неотъемлемом условии здорового образа жизни. Что мы едим, какую пользу получаем или какой вред наносим? Знания о продуктах питания, которыми я обладаю благодаря моему хобби, позволяет незаметно, но осознанно направить учащихся на сохранение и заботу о своем здоровье.
Довольно часто темы, в которых идет речь о применении различных веществ, опускаются учителями из-за нехватки времени. Я же считаю, что именно эти темы помогают учащимся применить полученные теоретические знания.
Здесь стоит процитировать слова немецкого философа Людвига Андреаса фон Фейербаха: «Человек есть то, что он ест».
Практически на каждом уроке применяемые мною витагенный подход и здоровьесберегающие технологии можно реализовать через призму моего хобби. И действительно можно утверждать о том, что интерес детей очевиден, поскольку в таком уроке может проявить себя как отличник, так и троечник.
Применение приемов и методов в рамках урочной деятельности не дает возможности использования большого числа практических работ из-за отсутствия необходимого времени. Поэтому в рамках используемых мною технологий, а также на основе применения знаний о продуктах и здоровом питании, составлена программа дополнительного образования для учащихся 8-го класса «Экспертная лаборатория», которая имеет практическую направленность.
Помимо представленной в приложении программы в настоящее время в стадии разработки и апробации находится программа «Экспертной лаборатории» для 9-го класса, а также методическое пособие.

Отзыв на программу дополнительного образования «Экспертная лаборатория», составленную преподавателем ГОУ ЦО №775 ЮВАО г. Москвы М.С.АЛЕШИНОЙ

В представленной на отзыв программе дополнительного образования, составленной М.С. Алешиной, рассматриваются наиболее значимые в настоящее время педагогические ценности, такие как развитие личности каждого учащегося, сотрудничество учителя и учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения, компьютеризация обучения. Наиболее удачно в представленном материале отражены вопросы практического обучения.
Программа дополнительного образования включает пояснительную записку, содержание программы, требования к результатам обучения, учебно-тематический план. В пояснительной записке автором проанализированы программы дополнительного образования и элективных курсов, указаны достоинства представленной программы, а также четко поставлены цели и задачи. Содержание программы состоит из пяти тем, которые насыщены практическими работами. Требования к результатам обучения отвечают требованиям, выдвигаемым стандартами образования. Учебно-тематический план включает четкое определение тем занятий с их количеством часов.
Материал изложен логично, на высоком теоретическом уровне и в то же время понятно для учителей. Содержит интересные практические занятия. Программа дополнительного образования разработана для обучения учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. В работе большое внимание отводится проведению химического эксперимента. Зачастую этот эксперимент отличается оригинальностью. Например, анализ чипсов на наличие крахмала, масла, хлорида натрия, калорийность. Такого рода опыты позволяют проиллюстрировать учащимся связь химии с окружающей их жизнью. В целом программа составлена обоснованно и методически грамотно, заслуживает высокой оценки.

П.ОРЖЕКОВСКИЙ, зав. каферой методики преподавания химии МИОО, доктор педагогических наук, профессор