Почему наш учредитель придает образованию такое значение? Не только потому, что чувствует и хочет делом выразить благодарность всем своим учителям - как школьным учителям Усть-Лабинского района Краснодарского края (где он вырос и окончил школу), так и преподавателям МГУ имени М.В.Ломоносова и РЭА имени Г.В.Плеханова.
Почему вообще бизнес интересуется делами школы? На мой взгляд, тому есть две главные причины.
Первая - так называемая социальная ответственность, когда бизнес идет по пути классической благотворительности, оказывая материальную поддержку образовательным учреждениям и физическим лицам.
Вторая - желание инвестировать в собственное будущее, которое рождается в стенах школы и других образовательных учреждениях.
Конечно, мы уделяем внимание и первому направлению, поддерживая одаренных детей, а малообеспеченным помогаем достойно стартовать, закладывая основу будущих успехов. Мы выделяем именные стипендии лучшим студентам, открываем перед ними интересные перспективы послевузовского развития. Но своими главными достижениями наш фонд обязан именно инвестиционным инициативам нашего учредителя.
Приведу самый наглядный пример: за последние три года в рамках программы «Компьютер для школьника» мы поставили в школы 11 регионов страны более 100 тысяч нетбуков (сетевых компьютеров) и обучили пользованию ими более трех тысяч учителей. Нам приятно читать на портале программы восторженные отклики учителей и учащихся из отдаленных районов, которые впервые ощутили радость знакомства с теми возможностями, которые дают современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Но из опыта других фондов и государственных программ информатизации известно, что долгосрочные эффекты и необратимые изменения в укладе школы наступают лишь тогда, когда учителя начинают сами разрабатывать обучающие программы. Не случайно в открытом доступе лежат почти невостребованными тысячи образовательных модулей, которые разработаны не педагогами, а профессиональными программистами. Такова уж природа настоящего учителя - ему не хочется включать в свой урок компьютерные фрагменты, разработанные другими авторами.
Здесь бизнес опять может помочь учительскому корпусу выйти на качественно новый уровень работы с ИКТ. Для этого может быть использован богатый опыт дистанционного обучения, который накопил за последние 10 лет корпоративный университет Объединенной компании «Русский алюминий» (ОК РУСАЛ), где наш учредитель исполняет обязанности генерального директора. Предприятия компании размещены на 5 континентах, а ее работники говорят на 6 языках (включая китайский), и все они должны работать по совместимым технологиям и соблюдать единые регламенты. Понятно, что за эти годы накоплен колоссальный опыт разработки, внедрения и, самое главное, приучения к новым подходам в обучении персонала.
Весь этот опыт специалисты корпоративного университета предлагают освоить и использовать школам - участницам нашей программы «Школа нового поколения». Почему именно им? Дело в том, что при всех различиях этих школ их объединяет идея школы как самообучающейся организации, школы, которая не только учит, но и постоянно учится сама, давая учащимся пример и приучая их учиться на протяжении всей жизни. Кстати, эта идея многократно подтвердила свою действенность в мировом бизнесе.
Воплощение этой идеи в нашей базовой школе №26 Москвы показало, что учителям обычной школы по силам разработка собственных дидактических и тестовых модулей. Конечно, для этого потребовалось специальное обучение, которое по канонам самообучающейся организации проходит на рабочем месте (в школе) и коллективно, но сейчас учителя школы наработали и разместили в Системе дистанционного обучения (СДО) компании РУСАЛ уже 78 модулей и продолжают пополнять эту коллекцию. Причем это работа учителей-предметников - от математики до географии и русского языка.
С весны прошлого года мы договорились с руководством ОК РУСАЛ о том, что всем школам программы «Школа нового поколения» будет предоставлен бесплатный доступ ко всем ресурсам СДО РУСАЛ. К сегодняшнему дню в СДО зарегистрированы уже 30 школ и 299 учителей из 11 регионов (от Братска до Усть-Лабинска). Они имеют такие же права, как предприятия компании, могут разрабатывать свои модули, размещать их в СДО, пользоваться всеми сервисами СДО в режиме так называемых облачных вычислений, который признан наиболее перспективным и быстрорастущим направлением развития ИКТ. Этот режим позволяет пользователям сократить до минимума затраты на содержание своих компьютерных мощностей, пользуясь дистанционно всеми возможностями мощного сервера.
Здесь мы встретились с проблемами роста: облачные вычисления требуют другого уровня подключения к Интернету - нужна скорость передачи данных по крайней мере в 20-30 раз выше, чем обеспечивается для школ в настоящее время. Но главное - школа и ее директор должны проделать свою часть пути, мотивировать учителей, организовать обучение и включить ИКТ в повседневную жизнь школы, как это сделано в базовой школе №26, где 100% административных контрольных проводится на нетбуках через СДО РУСАЛ. Мы решили в полной мере реализовать принцип «1:1», и сейчас в этой школе (впервые в России) на каждого учащегося приходится один нетбук.
Может возникнуть вопрос - неужели фонд своими программами хочет заменить государственную систему образования? Нет, не заменить, а разработать, довести до практического применения модель Новой школы, показать, какие проблемы придется решать на пути к ее реализации - вот в чем видят наш фонд и его учредитель свое предназначение, ради чего работаем мы и те школы, которые действуют вместе с нами и которым мы бесконечно благодарны за их открытость, инновационность и любовь к своему делу.

Тамара РУМЯНЦЕВА, президент благотворительного фонда «Вольное дело», член Центрального совета ВПС