Всероссийское педагогическое собрание - одна из самых массовых организаций в сфере образования, она объединяет учителей, родительские комитеты. Будем считать, что мы сегодня собрались на большой педсовет, который должен определить программу наших совместных действий по развитию российского образования.
Учителя  выполняют очень важную, благородную, ответственную миссию - учить детей. И я понимаю, что это общие слова. Тем не менее я считаю это своим долгом еще раз сказать вслух: учителя не просто дают знания, а, следуя традициям российского просвещения, играют роль наставников для молодых людей, во многом определяют мировоззрение, ценности, жизненную позицию юных граждан страны, фактически создают базу для развития человеческого капитала. Именно от учителей, от качества и содержания  их работы зависят развитие страны на десятилетия вперед, наша национальная перспектива и конкурентоспособность.
«В школе - все будущее России» - в этих словах русского философа, ректора Московского университета Сергея Трубецкого, сказанных еще в начале прошлого века, действительно сформулирована программа на все времена, на все исторические и политические эпохи.
В начале 2000-х годов, определяя ключевые приоритеты развития страны, в качестве одного из главнейших мы выбрали, конечно, и образование, вышли на запуск национального проекта «Образование». Только в ходе его реализации в обновление российской общеобразовательной школы было вложено дополнительно порядка 100 млрд рублей. Мы инвестировали в развитие, поддержку инновационных программ и учебных заведений, создали систему поощрения классных руководителей, лучших педагогов и талантливых молодых людей и школьников. Всего за последние пять лет консолидированный бюджет системы образования вырос не на какие-то проценты, а в 2 раза, и в текущем году он составляет более 2 трлн рублей. Это для государства очень большие деньги.
Сейчас нам нужно посмотреть вперед, опираясь на уже созданную базу, укреплять, совершенствовать единое общеобразовательное пространство страны, чтобы хорошее, качественное, современное образование было доступно каждому ребенку независимо от социального статуса семьи, места его рождения либо проживания. Государство обязано обеспечить всем юным гражданам России равные стартовые условия в жизни.
Система образования должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодежи. Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашей страны.
Сейчас в обществе идет очень оживленная дискуссия. Чему мы хотим научить наших детей? Какими знаниями и умениями они должны обладать? Словом, каким должно быть наше образование? Часто в пример приводят американскую, западноевропейскую, а подчас даже и азиатскую систему образования. У нас есть свои традиции и свои очевидные преимущества!
Мы, конечно, будем сохранять все самое лучшее, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Здесь, безусловно, недопустимо стоять на месте. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире.

Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование, само собой разумеется! Это одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать. Государство должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести 100-процентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей. Само собой!
Как и прежде, за счет бюджета в рамках государственных стандартов должна преподаваться вся основная образовательная программа, включая такие обязательные предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, история, биология, физкультура и так далее. Любая специализация образования, введение модульного принципа, профильных классов не должны происходить в ущерб всестороннему развитию ребенка.
У России огромный исторический опыт - опыт сохранения этнокультурной самобытности, этносов, населяющих нашу огромную страну, и при этом не менее важно, что у нас огромный опыт взаимообогащения всех народов, проживающих на территории нашей страны. Нужно эти традиции сохранять и укреплять, передавать из поколения в поколение. Мы всегда должны помнить, что одни из причин межнациональных конфликтов - невежество, низкий уровень образования людей, отсутствие знаний и о своей собственной культуре, и о культуре своих соседей.
Что касается старших классов, то  здесь считаю необходимым усилить акцент на профессиональную ориентацию. Надо не только помочь ученику определиться с будущей специальностью, но и подготовить его к избранному пути, выстроив оптимальную образовательную траекторию. Старшие школьники должны иметь возможность выбирать учебные курсы в своей родной школе, а также углублять свои знания по конкретному направлению,  например, с помощью дистанционных методов обучения проходить подготовительные курсы при вузах, изучать модульные программы в специализированных школах, чтобы потом без необходимости не платить репетиторам и поступать в избранный вуз. Кстати говоря, можно подумать и о том, чтобы дать больше свободы в формировании общеобразовательных программ для самих школ, естественно, при обеспечении строгого контроля за результатом, качеством образования, контроля со стороны родителей, общества, государства.
Нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты. И конечно, обозначенные принципы необходимо зафиксировать в новом законе «Об образовании», который сейчас готовится.
Я убежден, что базовые документы, такие как Закон «Об образовании», эффективно заработают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом, станут результатом широкой и открытой дискуссии.
Мало совещаться с узким кругом записных экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах федеральных и региональных ведомств - такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями. Если есть реальная проблема, правовая недоработка, ее, конечно, следует устранять и делать это своевременно. Если же тревога общественности вызвана нехваткой информации, необходимо терпеливо разъяснять суть дела.
Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. У нас и на федеральном, и, что особенно важно, на региональном, местном уровне много общественных организаций, неравнодушных граждан, которые искренне хотят сделать российское образование лучше и современнее. Их мнение, их позицию нужно не просто выслушивать, но и обязательно воспринимать, учитывать в конкретной работе - учитывать во всяком случае все здравые предложения.
В этой связи хотел бы сказать слова признательности Всероссийскому педагогическому собранию, по инициативе которого мы здесь сегодня с вами и работаем. Кстати, именно такие организации, деятельные, опирающиеся на поддержку граждан, продвигающие конструктивные идеи, мы и приглашаем в Общероссийский народный фронт.
Мы приглашаем к решению общих задач профессиональные, отраслевые союзы, молодежные, экологические организации - тех, кто реализует значимые социальные проекты, и рассчитываем, что широкое привлечение неравнодушных, активных граждан к формированию национальной повестки дня, выработке и реализации важнейших решений позволят нам обеспечить новую динамику развития России.
Уважаемые друзья! Сегодня я уже говорил о приоритетном проекте «Образование». За время его реализации в школы было направлено 55 тыс. комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, биологии, химии, географии, закуплено почти 10 тыс. школьных автобусов, практически все общеобразовательные учреждения компьютеризованы и подключены к Интернету. Напрямую из федерального бюджета направлялись средства и на выплату надбавок для классного руководства. И хочу сегодня еще раз подтвердить - мы продолжим эту практику, в 2011-2012 годах в рамках нацпроекта «Образование» ежегодно будем выделять на эти цели по 11 млрд рублей.
Мы предложили начать масштабную программу по модернизации российской школы. У нее два аспекта, две задачи. Первая - обновить всю школьную сеть страны, создать комфортные, современные условия для вашей работы и для обучения детей. И второе - это, безусловно, повысить социальный статус учителя.
Я посмотрел отраслевую статистику. У нас в целом вроде бы проблема кадрового некомплекта в российской школе решена, снята. Например, вакансий преподавателей иностранного языка по стране всего порядка 300.
Не позднее 1 августа 2011 года с каждым субъектом Федерации будет заключено соглашение с четкими критериями оценки эффективности выполнения региональных программ модернизации системы общего образования. Будем внимательно отслеживать, как потрачены средства, какой результат достигнут и прежде всего как соблюдается главное условие предоставления федеральных ресурсов. Речь, как вы понимаете, о повышении зарплат учителям.
Антон Павлович Чехов как-то сказал: «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ». Но средняя зарплата учителя в России сейчас скромная, достаточно скромная - немногим более 15 тыс. рублей, средняя по стране. Я сейчас скажу: я знаю, где и по 5,5 тыс. рублей, но я говорю о средней «по больнице», а средняя температура вот такая. Это статистика, от нее никуда не денешься, это, правда, так и есть. Это не очень объективный показатель, это правда. Если убрать из этой статистики Москву и Петербург (а зарплата учителей в Москве уже вышла на уровень средней по экономике Москвы),  зарплату учителей со стажем, то картина будет более скромной, гораздо хуже. В некоторых регионах не редкость, когда учителя получают порядка всего 7 тысяч рублей (это намного ниже средних зарплат по экономике соответствующего региона), начинающие в некоторых регионах - по 5,5 тысячи рублей. Средняя зарплата по экономике в России, кстати говоря, - 22684 рубля. Средняя зарплата учителей - средняя! - составляет порядка 70% от этого значения. Мы приняли решение, и уже с 1 сентября этого года фонд заработной платы педагогов должен быть увеличен сразу на 30%, а в течение двух лет средняя зарплата учителя должна быть как минимум равна средней заработной плате по экономике в конкретном регионе. Мы  рассчитываем, что многие регионы гораздо раньше, чем в течение двух лет, выполнят эту задачу.
Конечно, механической уравниловки при повышении зарплат не должно быть. Нужно учитывать и квалификацию, и профессиональные качества, и отношение к работе учителя. Нужно поддержать лучших, тех, кто стремится повышать свой профессиональный уровень, компетенцию. Предстоящее повышение зарплат - это самый необходимый, только первый шаг. Разумеется, здесь нужно будет двигаться дальше.
Чтобы заработать сносные деньги,  учителя вынуждены брать дополнительные часы. Это свыше тех 18 часов в неделю, которые предусмотрены базовой ставкой. Только учебная нагрузка некоторых преподавателей составляет более 36 часов, а в среднем по стране учебная нагрузка учителя (опять же в среднем по стране) - 24 часа в неделю.
Конечно, при 36 часах, допустим, очень сложно обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, очень сложно тщательно подготовиться к каждому уроку, разумеется, качество неизбежно страдает. Все наши действия в конечном итоге должны привести к тому, чтобы, сократив явно избыточную нагрузку на учителя, при этом обеспечить ему достойный уровень оплаты труда.
Что же касается учителей младших классов, то мы уже приняли решение уменьшить их нагрузку в рамках базовой ставки - с 20 до 18 часов в неделю. Прошу Минобрнауки завершить эту работу, все согласовать до начала учебного года.
С 1 июня в соответствии с законом о бюджете будет проиндексирована на 6,5% зарплата всех бюджетников,  сейчас мы работаем над тем, чтобы провести еще одну индексацию осенью этого года. Такая индексация - это сигнал для субъектов Российской Федерации. Вообще что касается зарплат учителей, это серьезный показатель работы и ответственности региональных властей. Сразу становится ясно, кто и как определяет приоритеты.
Увеличивается степень самостоятельности школ в решении текущих вопросов, включая денежные. И эта самостоятельность не должна подвергаться ревизии. Кстати, отмечу здесь, что пресловутые административные барьеры, всякого рода проверки по поводу и без всякого повода не обошли стороной и наши школы. На разного рода штрафы по мелким придиркам уходят десятки миллионов рублей, масса времени тратится на заполнение бумажной отчетности: в военкоматы, социальные службы, инспекции по делам несовершеннолетних, региональные и муниципальные департаменты образования. Надо здесь в конце концов тоже порядок навести - это очевидно, нужно руководствоваться здравым смыслом.
Поскольку вокруг 83-го закона очень много всяких мифов и разговоров, еще раз хочу подчеркнуть: государство продолжит финансирование образовательных учреждений в полном объеме. Хочу, чтобы здесь не было никакого двойного толкования, ни о каком переходе на платное образование, в том числе отдельных предметов в рамках школьной программы, не может быть и речи.
Отдельная проблема - это зарплата молодых педагогов, в 2010 году доля учителей в возрасте до 30 лет составила у нас менее 13%. Новая система оплаты труда как раз строится на том, чтобы при расчете зарплаты учителя учитывался не только стаж, но и квалификация, качество работы преподавателя. Система переподготовки кадров, которую мы внедряем, должна обеспечить профессиональный рост педагогов, а значит, и ускорить процесс присвоения им более высокой должностной категории. Следовательно, у молодежи должны появиться реальные стимулы и возможности повышать свою квалификацию, а значит, и зарплату.
За последние годы, с 2006 по 2010 год, у нас, к сожалению, снижалось и снижается до сих пор в процентном отношении число молодых преподавателей - с 6,3% в 2006 году до 5,3% в 2010 году. Доля учителей пенсионного возраста, наоборот, возросла - с 16% до 18%.
Я уверен, что приход в школу молодых инициативных педагогов, современных управленцев должен дать импульс всей образовательной системе. Многое здесь зависит от политики регионов и муниципалитетов. Некоторые (причем далеко не самые богатые) регионы начинают идти именно по этому пути. Например, в Магаданской области приняли решение предоставлять молодым специалистам благоустроенное жилье и в течение трех лет выплачивать денежное пособие в размере 200 тыс. рублей. Очень хорошая практика, молодцы!
Естественное обновление учительского корпуса необходимо. При этом нужно индивидуально подходить к каждому учителю, и пенсионного возраста тоже. Если человек уходит на пенсию, обязательно помочь ему в решении социальных вопросов, социальных проблем. И здесь в разных регионах тоже по-разному эта проблема решается, и думают некоторые руководители об этом. В Псковской области, например, выходящий на пенсию учитель, имеющий стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, получает единовременное выходное пособие в объеме 60 тыс. рублей.
Конечно, надо сохранять в школе опытных педагогов, которые могут передавать свой опыт молодежи, делать их наставниками молодых учителей, поддерживать такой труд за счет стимулирующей части фонда оплаты труда.
Отдельно хочу сказать сегодня о школьных библиотекарях. В наших школах их работает более 50 тысяч. Люди делают очень важную, полезную, нужную работу, а вот в официальных бумагах относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а ведь они не просто книжки выдают. Они формируют, во всяком случае должны формировать, уровень культуры, помогать школьникам ориентироваться в огромном мире информации, расширять горизонты образования. При этом, к сожалению, они получают как минимум на треть меньше, чем сами учителя. Прав на льготы, положенные педагогам, не имеют.
Мы приняли решение ввести новую должность - «педагог-библиотекарь». Решение принято, все уже подписано, все будет введено в действие в самое ближайшее время. Это будет важным шагом по повышению статуса работника школьных библиотек. Разумеется, должна вырасти и их средняя заработная плата, так же как для преподавателей школ в ближайшем будущем, до уровня экономики по региону.
Новый статус влечет и новые обязанности. Школьные библиотекари наравне с другими учителями будут проходить аттестацию. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентироваться в интернет-ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек.
Нам нужно добиться, чтобы через повышение зарплат росло и качество самого образования, то есть это, конечно, многовекторная задача. Не случайно значительная часть средств в рамках проекта развития российской школы должна пойти на повышение квалификации педагогов. Кроме того, этим вопросом будут заниматься в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» и министерство, и регионы Российской Федерации. Во всех федеральных округах мы сформируем площадки для обучения и повышения квалификации педагогов и руководящих работников системы образования. Это будут центры методической и технической поддержки образовательных учреждений. За пять лет на базе всех этих структур пройдут переподготовку порядка 100 тыс. учителей.
Какую бы профессию, призвание ни выбрали сегодняшние ученики,  главное, чтобы они стали настоящими гражданами своей страны, любили Россию. Подавляющее большинство учеников любят учителей. И у меня были любимые учителя, и у нынешних педагогов, наверное, были любимые учителя. Нужно, чтобы вот эта моральная обстановка передавалась детям в жизнь, чтобы они с такой же любовью относились и к своей Родине. Уверен, что учителя смогут воспитать таких людей, у  них для этого есть все: и знания, и опыт, и самое главное - любовь к детям.